А. Шалаев - Ноты для баяна

А.Шалаев

Ансамбли баянов

Ноты для ансамблей, дуэтов баянов
 

 

Ноты для дуэта
А.Шалаев
Избранные произведения
для дуэта баянов
"Музыка", 1980г.
номер 6771

содержание:

 

Все мы хорошо знаем фильм режиссера Г. Александрова «Волга-Волга». И тот волнующий эпизод, когда песня, родившаяся на великой русской реке, пришла в концертные залы столицы. Ее исполнил сводный хор в сопровождении симфонического оркестра, которым дирижировал мальчик. Он был тоже одним из тех, кому пришлась по душе песня, кто сумел по-своему «прочитать» ее.
Видимо, не многие помнят, что в роли мальчика, дирижировавшего хором и оркестром, снялся Толя Шалаев, тот самый Шалаев, имя которого вот уже не первый десяток лет встречается на концертных афишах.

Мы недаром начали наш небольшой рассказ об Анатолии Андреевиче Шалаеве с эпизода фильма. Дело в  том, что эпизод этот глубоко символичен, в нем отражена судьба талантливого человека, которому посчастливилось жить в наше советское время. Многое в нем и от судьбы самого Анатолия Андреевича, замечательного пропагандиста русской народной песни, виртуозного исполнителя, незаурядного композитора.
Истоки творчества Анатолия Шалаева восходят к детским годам, прошедшим в небольшой лесной деревне Сеньчуры на Брянщине. В семье Шалаевых любили музыку. Дед Анатолия — Федор Кузьмич — на самодельной скрипке играл старинные обрядовые русские песни, отец — Андрей Федорович — играл на ливенке. Увлечение музыкой стало в семье Шалаевых традицией. Анатолий Андреевич и теперь часто вспоминает длинные осенние вечера, избу, тихий, мелодичный голос матери Екатерины Васильевны, которая со старшей сестрой пела в два голоса.
Вот и он сам, не устоявший перед запретом отца «гармони не трогать», потихоньку от взрослых разучил на слух русские страдания, чем на одном из семейных вечеров удивил и растрогал родителей. Было тогда Анатолию пять лет.

Отец решил учить сына музыке. Во многом помог ему старший брат —Василий Андреевич, — прививший Анатолию любовь к произведениям русской классической музыки. В 1930 году Шалаевы переезжают в Москву. Во дворе дома № 13 на Арбатской площади часто можно было видеть, как вокруг маленького мальчика, игравшего на баяне, собиралась толпа слушателей.
Анатолий учится в школе и участвует в концертах детского творчества. Он выступает в Государственном академическом Большом театре на торжественных вечерах, посвященных празднованию Великого Октября, его баян звучит по радио. В 1932 году Анатолий поступает в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории по классу фортепиано. Два года ему посчастливилось заниматься у профессора А. Гольденвейзера.
Анатолий много времени отдает фортепиано, но не забывает и баян. В 1941 году, перед самой войной, он знакомится с баянистом Николаем Крыловым. Так рождается творческий дуэт, который и по сей день радует слушателей своим исполнительским мастерством.
Войну семнадцатилетний Анатолий Шалаев встречает во фронтовой концертной бригаде, выступает в госпиталях, перед бойцами Западного фронта. И всюду с ним — его товарищ, коллега — Николай Крылов.
В годы войны появляются самостоятельные произведения А. Шалаева. В основном это обработки, фантазии на темы военных песен.
С 1943 года Анатолий Андреевич — солдат Советской Армии. Он служит в Ансамбле песни и пляски Московского округа ПВО. Через пять лет в ансамбль приходит композитор Федор Иванович Маслов, который руководит коллективом до 1955 года. У Маслова учится Шалаев русскому хоровому искусству, композиции; Федор Иванович подсказывает ему и Николаю Крылову новые пути совершенствования исполнительского мастерства на баяне.

Трудолюбие, настойчивость и, если можно так сказать, преданность любимому делу позволили А. Шалаеву добиться значительных успехов: в течение десяти лет он — хормейстер и дирижер ансамбля.
Многие страницы творческой жизни Анатолия Андреевича связаны с хором Всесоюзного радио под руководством композитора Николая Васильевича Кутузова. Там, на радио, Шалаев и Крылов в 1963 году знакомятся с певицей Людмилой Зыкиной. Создается замечательное трио, которое успешно выступает у нас в стране и за границей: в Польше, ГДР, Венгрии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Америке, Канаде, Японии. Кстати говоря, в создании концертных программ Людмилы Зыкиной, исполнительское мастерство которой отмечено Ленинской премией, есть немалая доля труда и Л. Шалаева.
Большая работа в развитии советского искусства, проделанная Анатолием Андреевичем Шалаевым, не могла остаться незамеченной. На VI Всемирном фестивале дуэт баянистов А. Шалаева и Н. Крылова награждается дипломом первой степени, диплом того же достоинства и звание лауреатов радиофестиваля получают они в 1960 году на радиофестивале русской песни, а через три года А. А. Шалаеву присваивается почетное звание заслуженного артиста РСФСР.

В настоящем сборнике Анатолий Андреевич Шалаев представлен как композитор. Здесь собраны его избранные произведения для дуэта баянов. Творческий почерк А. Шалаева ярок и самобытен. Его обработки отличаются мастерским развитием тематического материала. Превосходное знание выразительных возможностей баяна позволило автору создать неповторимый колорит, по которому многие баянисты и любители музыки безошибочно отличают произведения А. Шалаева от других работ, написанных для баяна.
А. Шалаев — в расцвете творческих сил. Яркий оптимизм, присущий его музыке, несомненно послужит доброй основой новых, интересных поисков.
А. Владимиров

Ноты для ансамблей баянов Скачать ноты

 

Обработки Шалаева для баяна
А.Шалаев
Избранные концертные произведения
для дуэта баянов
"Музыка", 1969г.
номер 6246

содержание:

 

Ноты к вариациям популярных произведений Скачать ноты

Спасибо Ивану за сборник!

 

Ноты к Концертному аллегро
А.Шалаев
Концертное аллегро
для двух баянов
"Музыка", 1968г.
номер 4976

 

Спасибо Шафаяту за сборник!

 

Пьесы Шалаева
А.Шалаев
Избранные пьесы
для двух баянов
"Музыка", 1965г.
номер 316

содержание:

 

Дуэт баянов - пьесы Скачать ноты

 

 

Ноты к песне для дуэта баянов
А.Шалаев
На горе-то калина
вариации для 2 баянов
"Военное издательство", 1954г.