Родион Щедрин - Хоровые произведения

Ноты для хора

Избранные произведения - баян

Тетрадь для юношества - фортепиано

Начало пути И.Прохорова (биография, творчество)

Нотные сборники для хора
композитора Родиона Щедрина

 

 

Скачать ноты
Родион Щедрин
Хоровые произведения
без сопровождения
"Советский композитор", 1988г.
(pdf, 9 Мб)

Содержание:

 

РОДИОН КОНСТАНТИНОВИЧ ЩЕДРИН — выдающийся советский композитор, с творчеством которого хорошо знакомы как в нашей стране, так и за рубежом. Опираясь на лучшие традиции русской классики, богатство русского фольклора, композитор создает свой, глубоко самобытный стиль творчества, стремясь в своих сочинениях передать богатый духовный мир современника.
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве, в семье музыканта-педагога. Первое музыкальное образование он получил у своего отца, который обучал его игре на фортепиано. В 1941 году эти занятия были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной.
В 1945 году Щедрин поступил в Московское хоровое училище. Здесь будущий композитор пел в хоре мальчиков пол управлением А. В. Свешникова, здесь же начал сочинять музыку. Его первые сочинения — это небольшие хоровые миниатюры и пьесы для фортепиано, которые разучивались и исполнялись учащимися училища.

В 1950—1955 годы Щедрин—студент Московской консерватории по классу композиции Ю. А. Шапорина и по классу фортепиано Я. В. Флиера. В годы учебы в консерватории он участвовал в фольклорных экспедициях в Белоруссию (1951) и Вологодскую область (1953). Собранный композитором богатый материал послужил основой для создания ряда сочинений в различных жанрах. В эти годы Щедриным написаны: фортепианная сюита Праздник в колхозе (1951), фортепианный квинтет (1952), сюита для кларнета и фортепиано (1952), два струнных квартета (1951, 1954), романсы на стихи В. Маяковского, Н. Хикмета и других поэтов, вокально-симфоническая поэма «Двадцать восемь> на стихи М. Светлова (1953), посвященная подвигу героев-панфиловцев в годы Великой Отечественной войны, музыка для театра и кино. Тогда же композитор делает ряд обработок народных песен. В сочинениях Щедрина намечаются черты, характерные для всего его творчества: связь с современностью, с русской сказкой, народно-песенным творчеством. Особенно интересным и оригинальным является использование современной народной песнн-частушки.

В качестве дипломной работы к окончанию консерватории Щедриным были написаны: Первый фортепианный концерт (1964), отмеченный премией на V Всемирном фестивале молодежи в Варшаве (1955), и несколько сцен из балета «Конек-Горбунок» (по сказке П. Ершова), полностью законченного в годы обучения в аспирантуре и поставленного на сцене Большого театра СССР в Москве в 1960 году. В 1957 году симфоническая сюита «Конек-Горбунок» Щедрина была отмечена премией на международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В эти же годы композитор пишет музыку к пьесе В. Маяковского «Мистерия-буфф» — в Московском театре сатиры (1957), к кинофильмам «Высота» (1956) и «Коммунист» (1957). Значительным сочинением тех лет явилась Первая симфония, впервые исполненная осенью 1958 года.

Среди произведений, написанных в последующие годы, широко известны: опера «Не только любовь» (на сюжет рассказов С. Антонова) с использованием интонаций русской частушки, поставленная на сцене Большого театра СССР в Москве в 1961 году; Вторая симфония— 25 прелюдий для оркестра (1965); Первый концерт для оркестра — «Озорные частушки» (1963); балет «Кармен-сюита» — транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе для струнных и ударных инструментов (поставлен на сцене Большого театра СССР в 1967 году); Камерная сюита для 20 скрипок, арфы, аккордеона и двух контрабасов (1961); Второй фортепианный концерт (1966); «Бассо остинато», Соната (1962) и другие пьесы для фортепиано. Для этих сочинений характерны тематическая выразительность, изобретательность, контрастность, специфическая эффектность, использование вариантности в развитии формы.

В конце 60-х и в 70-е годы композитор создает целый ряд значительных сочинений. Это—«Поэтория» (1968) на стихи А. Вознесенского для поэта, женского голоса, хора и оркестра — произведение, полное национального мелоса, непосредственной выразительности; новая музыкально-сценическая редакция оперы «Не только любовь», поставленная на сцене Камерного музыкального театра в Москве; балет «Анна Каренина» (1971) с музыкой, полной экспрессии, соединения современного музыкального языка с тонким чувством стиля н времени великого русского писателя; оратория «Ленин в сердце народном» (1969) для солистов, хора и оркестра — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, значительно обогатившая советскую музыкальную лениниану и отличающаяся органичным соединением традиций народной музыки со смелым применением современных музыкальных средств выразительности; Второй концерт для оркестра — «Звоны» (1968), Третий фортепианный концерт (1973), 24 прелюдии и фуги для фортепиано (1970), фортепианный цикл «Полифоническая тетрадь» (1972), впервые исполненный на фестивале «Ленинградская музыкальная весна» в 1973 году. В 1972 году за оперу «Не только любовь» (новая редакция) и ораторию «Ленин в сердце народном» Щедрин был удостоен Государственной премии СССР.
Качественно новым этапом развития таланта Щедрина явилась постановка в 1977 году на сцене Большого театра СССР в Москве оперы «Мертвые души» (по Н. Гоголю), над которой композитор работал десять лет, а также балета «Чайка» (по А. Чехову), поставленного весной 1980 года. Произведения передают эмоционально-психологическую атмосферу, в которой живут герои, их душевное состояние и характеры — современным музыкальным языком, отличаются глубиной постижения композитором сложных литературных первоисточников русской классики.

Данью уважения к старинной русской культуре, к ее знаменному пению следует считать «Фрески Дионисия» (1981), написанные в сравнительно редком для Щедрина жанре камерного ансамбля. Этим произведением композитор продолжил линию, начатую Вторым концертом для оркестра, связанным с традициями русского колокольного звона.
Одним из значительных сочинений, написанных Щедриным в последние годы, является «Музыкальное приношение» (1983) для органа, трех флейт, трех фаготов и трех тромбонов, произведение огромных размеров, своего рода концертное состязание органа с девятью инструментами. Оно посвящено 300-летию со дня рождения И.-С. Баха.
Щедрин часто выступает в концертах как исполнитель своих фортепианных сочинений. Он ведет большую музыкально-общественную деятельность в качестве председателя правления Союза композиторов РСФСР (с 1973 года), депутата Верховного Совета РСФСР 6, 9 и 10-го созывов, члена Советского комитета защиты мира.В 1981 году Щедрину было присвоено звание народного артиста СССР, в 1984 году он стал лауреатом Ленинской премии, композитор награжден орденами «Знак Почета» (1967), Трудового Красного Знамени (1971), медалями. Ярким признанием таланта Щедрина явилось избрание его в 1976 году членом-корреспондентом Баварской академии изящных искусств (ФРГ).
В предлагаемый сборник вошли произведения для хора без сопровождения, написанные композитором в разные годы и получившие широкое признание музыкальной общественности. В годы учебы в Московском хоровом училище Щедриным написаны два небольших хора на стихи А. С. Пушкина (1950): «Пора, мой друг,. Пора!» для смешанных голосов и «Тиха украинская ночь» (нз поэмы «Полтава») для детских голосов, — хор, публикуемый здесь в переложении для смешанного состава; в студенческие годы написан хор-фуга «Ива, ивушка» (Вокализ) для смешанного хора (1954); в последующие годы композитор создает ряд произведений для смешанного хора, среди них — хоровые циклы «Четыре хора на стнхн А. Твардовского» (1968), посвященные памяти погибших в Великой Отечественной войне; «Четыре хора на стихи А. Вознесенского» (1971), лирико-философские картины нз современной жизни; хоры «Русские деревни» на стихи И. Харабарова (1973) и «Стирала женщина белье» на стихи И. Ляпина (1975); в последующие годы композитор написал также для смешанного хора цикл — Строфы «Евгения Онегина», состоящий из шести хоров на стихи А. Пушкина из романа «Евгений Онегин»; поэму «Казнь Пугачева» на слова А. Пушкина из «Истории Пугачева» (1981) и «Концертино» в четырех частях (1982) по заказу Международного фестиваля хоровой музыки в Корке (Ирландия), впервые опубликованное издательством «Советский композитор» в 1984 году.
Композитор находится в расцвете творческих сил. Поэтому с уверенностью можно сказать, Что мы еще не раз станем свидетелями его новых больших творческих побед.
Э. Леонов

 



Скачать ноты Скачать сборник