Г. Шендерёв - Узоры луговые

 

Ноты для готово-выборного баяна к произведениям композитора-баяниста

 

 

Георгий Григорьевич Шендерёв

 

Основное творческое наследие рано ушедшего из жизни одаренного композитора Георгия Григорьевича Шендерёва (18.7.1937—5.8.1984) определяют оригинальные сочинения и обработки народной музыки для баяна, которые хорошо известны музыкантам — профессионалам и многочисленным любителям музыки для русских народных инструментов как в нашей стране, так и за ее пределами.
Композитор создал целый ряд ярких произведений для оркестра русских народных инструментов, для баяна и других народных инструментов с оркестром, много сочинений педагогического репертуара, а также написал музыку к нескольким театральным спектаклям, к отдельным танцевальным номерам в программах Государственного хореографического ансамбля «Березка».

Музыка Шендерёва легко узнаваема. Она отмечена самобытностью творческого почерка автора, яркой образностью содержания и тонким чувством художественной формы. Ее интонационно-мелодическая сфера близка к подлинно народной но при этом гармоническая окраска ее всегда нарядна, свежа и изобретательна. Обработки же народной музыки представляют собой законченные, самостоятельные пьесы, большинство из которых носят эффектный концертный характер.
Благодаря этим качествам произведения Георгия Шендерёва приобрели заслуженную популярность, снискали любовь широкой аудитории. Многие сочинения композитора записаны на радио и грампластинки. Произведения для баяна включены в учебные программы музыкальных училищ и консерваторий, исполняются концертирующими баянистами, а также неоднократно звучали на всероссийских, всесоюзных и международных конкурсах баянистов и аккордеонистов.

 

 

Георгий Григорьевич Шендерёв родился в семье военнослужащего в узбекском городе Кермине (Навои). В 1958 г. он окончил Симферопольское музыкальное училище по классу баяна В. М. Кравченко. В период занятий в училище он получил первые консультации по композиции у педагога Н. В. Жорняка. По окончании музыкального училища молодой музыкант в том же году поступил в Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных на факультет народных инструментов. Здесь он наряду с занятиями по классу баяна начинает сочинять музыку. Консультации по композиции Г. Шендерёв получает в классе Н. Я. Чайкина. Одновременно он сотрудничает с Академическим оркестром русских народных инструментов Всесоюзного радио и телевидения. Проучившись два года в институте, Г. Шендерёв по состоянию здоровья был вынужден оставить учебу и переехать в 1959 г. в Крым, где стал работать баянистом-солистом и аккомпаниатором в филармонии в Ялте. С 1962 г. он — преподаватель по классу баяна в Днепропетровском музыкальном училище имени М. И. Глинки, в 1963—1966 гг. — заведующий музыкальной частью, дирижер оркестра и композитор в Областном драматическом театре имени А. В. Луначарского в Калуге, в 1966— 1969 гг. — педагог Калужского музыкального училища. В 1969 г. по состоянию здоровья Г. Шендерёв вновь возвращается в Крым, где продолжает заниматься творчеством. Написанный в этот период концерт «Волжские картины» для баяна с оркестром русских народных инструментов с успехом исполняется в Горьком, Саратове, Москве.

Настоящий авторский сборник посвящен 50-летию со дня рождения композитора. В него вошли ранее не публиковавшиеся произведения для баяна, написанные в последние годы. Среди них — две сюиты, три оригинальные миниатюры, обработка народной темы в эстрадном стиле. В этих произведениях ясно прослеживается творческий поиск автора, стремление использовать свежие краски, расширить средства выразительности. Это особенно ощущается в «Характерной сюите», посвященной замечательному советскому исполнителю, лауреату международных конкурсов, баянисту-виртуозу Юрию Вострелову.
 

Н. ЧАЙКИН
заслуженный деятель искусств РСФСР, композитор, профессор Горьковской государственной консерватории имени М. И. Глинки

 

* Первый авторский сборник Г. Г. Шендерёва «Пьесы и обработки для баяна» вышел в издательстве «Советский композитор» в 1979 г.