Справочник по гармоникам - А. Мирек

 

Книги, ноты, литература по истории гармоники

 

 

ОРКЕСТРОВЫЕ ГАРМОНИКИ

 

 

Оркестровые гармоники предназначаются для ведения партии в ансамблях и оркестрах. Все они с момента возникновения и по настоящее время имеют только клавиатуру на правой стороне инструмента.
Первые оркестровые гармоники стали появляться в середине 80-х годов прошлого века, когда тульский любитель-гармонист Н. И. Белобородое вместе с членами организованного им кружка «любителей игры на хроматических гармониках» задумал создать первый в мире оркестр гармонистов. Тогда на средства Белобородова и по его указаниям лучшими тульскими гармонными мастерами Леонтием Чулковым, Алексеем Глаголевым и другими был изготовлен комплект оркестровых гармоник от пикколо до контрабаса. Гармоники эти имели только правую клавиатуру, по своему построению близкую к клавиатур? фортепианного типа. Первые оркестровые гармоники имели разные звуки при смене движения меха, и это было большим неудобством, но они отличались высокими музыкальными качествами — приятным, мягким тембром (см. раздел «Белобородовская гармоника»).

В 1902 году оркестр Белобородова прекратил свое существование, но через год начал выступать новый оркестр гармоник, созданный учеником Белобородова, В. П. Хегстремом.
В. П. Хегстрем с самого начала организации оркестра вводит в его состав трехрядные хроматические гармоники (получившие впоследствии название баян) с расположением кнопок по своей системе (см. раздел «Баян системы Хегстрема»). Так, в 1902—1903 годах по заказу В. П. Хегстрема для его оркестра гармонным мастером В. В. Горбуновым была изготовлена первая кнопочная оркестровая гармоника-бас, а затем еще две оркестровые гармоники, имевшие на правой стороне клавиатуру такой же системы. С тех пор гармоники, предназначенные для ведения определенной партии в оркестре, стали делаться по заказу различными мастерами с большим или меньшим успехом.

В последние десятилетия получили известность оркестровые тембровые гармоники талантливых гармонных мастеров Н. П. Фрома, Г. Л. Чулкова, Н. А. Косорукова и других. В настоящее время такой тип гармоник разделяется на две группы: на оркестровые гармоники как бы группы струнных инструментов (прима, альт, тенор, бас, контрабас) и оркестровые гармоники так называемой группы духовых инструментов (пикколо, флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна, труба, туба). В той и другой группе гармоники по возможности имитируют тембр звука соответствующего инструмента в оригинале.

 

Диапазоны и характеристики оркестровых гармоник
«струнной группы»

 

 

Мягкий и спокойный тембр этих гармоник, большая ровность в звучании и возможность перехода от одного инструмента к другому дают основание отнести их именно к струнным инструментам. Все оркестровые гармоники, условно относящиеся к этой группе, имеют двухстороннее звучание голосов, причем звуки при смене движения меха у них одинаковые. Все они не представляют большой сложности для производства, чем и объясняется их сравнительно большое распространение.

Скачать ноты
Гармоника-прима

ГАРМОНИКА - ПРИМА. Диапазон— от ля-диез большой октавы до до-диез четвертой октавы.
По тембру звук очень близкий к стандартному баяну, звуковой диапазон — от нежного пиано до сильного и насыщенного форте. В оркестре, как правило, ведет основную мелодическую линию, а также исполнение вариаций и пассажей, изредка выполняет функции аккомпанемента.

Гармоника- альт
Гармоника-альт

ГАРМОНИКА - АЛЬТ. Диапазон от ля большой октавы до ля второй октавы. (Нижнюю октаву иногда пишут в басовом ключе).
Альт, как и тенор, является связующим звеном между партиями высоко и низко звучащих гармоник. Поэтому альт ведет в основном аккомпанемент аккордами, но иногда исполняет мелодию, подголосок или контрапункт. Мягкий, несколько тусклый звук хорошо согласуется с его функциями в оркестре.

 

ГАРМОНИКА-ТЕНОР. Диапазон — от соль большой октавы до соль первой октавы. (Пишется в нотной записи в басовом и скрипичном ключах). Гармоника-тенор внешне похожа на гармонику-альт. Функции этого инструмента мало чем отличаются от предыдущего. Сходен он и по тембру, отличается лишь более низким звучанием.

Фото гармони


ГАРМОНИКА - БАС. Диапазон — от до большой октавы до до второй октавы. (Верхнюю октаву иногда пишут в скрипичном ключе).
Инструмент с более яркой тембровой окраской, исполняющий партию нижнего голоса, выдержанной педали, контрапункта.

Скачать ноты


ГАРМОНИКА - КОНТРАБАС.
Диапазон — от ре-диез контроктавы до до первой октавы. (Нотная запись производится октавой выше).
Гармоника с таким низким звучанием не обладает гибкостью звука, на ней невозможно исполнять даже короткие быстрые пассажи, поэтому она, как правило, используется для усиления басовой партии. Тембр ее несколько глуховат.

 

Диапазоны и характеристики оркестровых гармоник «духовой группы»

 

 

Оркестровые гармоники этой группы отличаются от предыдущей более ярким тембром, имитирующим тот или иной духовой инструмент симфонического оркестра (поэтому их иногда называют «оркестровыми тембровыми гармониками»). Эта группа возникла значительно позже перечисленных инструментов (так сказать, «основной» группы). Понадобились десятилетия существования первых оркестров гармоник, и лишь после того как такие оркестры себя оправдали и интерес к ним возрастал, появилась потребность еще более обогатить оркестровые краски и найти способы изменить тембр звучания оркестровых гармоник.
Мастер должен был решить много задач в процессе изготовления гармоники: создать необходимый профиль голоса, особую форму резонаторов, удачно расположить их внутри корпуса, придать оригинальную внешнюю форму, сделать дополнительные раструбы и другие устройства. Поэтому тембровые оркестровые гармоники стоят дорого, а их изготовление носит экспериментальный характер. Большинство гармоник этой группы звучит лишь на сжим меха, так как имеет одностороннюю наклепку голосов (разжим производится беззвучно), что является неудобством при игре. Инструментов этого типа немного, и при необходимости в оркестре некоторые гармоники этой группы могут быть заменены концертиной (см. раздел «Концертина»).

Гармоника
Гармоника-пикколо

ГАРМОНИКА-ПИККОЛО. Диапазон— от соль первой октавы до соль четвертой октавы. (Пишется в нотной записи октавой ниже).
Инструмент самого высокого регистра, исполняющий роль флейты-пикколо, то есть усиливает мелодическую линию, исполняя ее на октаву выше с гармоникой-флейтой (или в меньшем составе — с гармоникой-примой). Пикколо, как правило, имеет двухстороннее звучание. Хорошо звучит в среднем регистре, в верхнем — слабее, без характерного свистящего призвука.

ГАРМОНИКА - ФЛЕЙТА. Диапазон— от ми первой октавы до ми четвертой октавы.
Инструмент с нежным, прозрачным тембром в нижней половине диапазона и с ясным, светлым — в верхней половине. Предназначается для ведения мелодии, быстрых пассажей и гамм. Хорошо звучит с гармоникой-пикколо и с гармоникой-кларнетом.

Литература по гармони
Гармоника-гобой

ГАРМОНИКА - ГОБОЙ. Диапазон— от соль малой октавы до ми третьей.
В среднем регистре инструмент звучит нежно и сочно, хорошо имитируя тембр деревянного духового инструмента — гобоя. Здесь уместно напомнить, что на всех этих гармониках, в отличие от подлинных инструментов, исполнитель может играть двойными нотами и даже аккордами.

Сборники для гармони
Гармоника — английский рожок (альтовый гобой)

ГАРМОНИКА — АНГЛИЙСКИЙ РОЖОК (АЛЬТОВЫЙ ГОБОЙ). Диапазон —от ми малой октавы до фа третьей.
Одна из наиболее удачных оркестровых тембровых гармоник, хорошо передающая в среднем регистре спокойный, лениво-мечтательный тембр альтового гобоя.

Гармонь-кларнет
Гармоника-кларнет


ГАРМОНИКА-КЛАРНЕТ. Диапазон — от ми малой октавы до фа третьей октавы.
Эта оркестровая гармоника хорошо звучит в нижней половине своего диапазона, где имитация получается более удачно, в верхней же половине звучит несколько вяло и бледно, без ясного серебристого оттенка, свойственного обыкновенному кларнету.

 

Ноты - сборники
Гармоника-фагот (внутреннее устройство)

ГАРМОНИКА - ФАГОТ. Диапазон—от ля-диез контроктавы до ля-диез первой октавы.
Тембр этого инструмента, густой и грубый в нижнем регистре, хорошо имитирует обыкновенный фагот. Верхний регистр менее удачный и скорее похож tia тембр кларнета, но в общем полный, мягкий звук его хорошо сочетается с гармоникой-тубой и служит хорошей поддержкой в оркестровом tutti.


ГАРМОНИКА - ВАЛТОРНА. Диапазон — от ля-диез большой октавы до до-диез второй , октавы. (Нотная запись ведется в скрипичном ключе на октаву выше действительного звучания).
Тембр этой оркестровой гармоники менее удачно имитирует сочный и полный звук валторны. Звучит довольно мягко, но без поэтически-красивой, светлой окраски в верхнем регистре.

Пособия для гармони
Гармоника-труба (внутреннее устройство),
(чтобы помочь составить представление о величине инструмента,
на рисунке изображена спичечная коробка)

ГАРМОНИКА-ТРУБА. Диапазон— от ля-диез малой октавы до ля-диез второй октавы. (Запись в скрипичном ключе).
Резкий, ясный звук оркестровой гармоники-трубы довольно ярко напоминает обыкновенную трубу, хотя обладает меньшей подвижностью и звуки ее имеют несколько крикливый оттенок.

ГАРМОНИКА - ТУБА. Диапазон — от ми контроктавы до ми малой октавы. (Нотная запись ведется в басовом ключе, но октавой выше действительного звучания).
Наиболее удачная оркестровая гармоника, хорошо передающая густой, суровый тембр тубы, хотя и менее сочный, чем звук настоящего медного инструмента.


ГАРМОНИКА - КОНТРАФАГОТ. Диапазон — от до контроктавы до до-диез малой октавы. (Нотная запись ведется в басовом ключе, но октавой выше действительного звучания.)
Тембр этого инструмента напоминает звук фагота, однако диапазон его в более низком регистре. Густой, грубый звук маловыразителен. Назначение его в оркестре, как и гармоники-тубы, — удвоение басового голоса своей группы октавой ниже и тем самым создание хорошего фундамента в оркестровом звучании.
В настоящее время имеются тысячи оркестров гармоник в Домах культуры, клубах, в музыкальных школах, училищах, консерваториях, на радиостудиях. В основном оркестры эти состоят из баянов и аккордеонов. Оркестровые гармоники первой (струнной) группы можно встретить во многих оркестрах— они довольно распространены, а гармоники второй (духовой) группы — явление довольно редкое, так как изготовляются они кустарным экспериментальным способом в небольшом количестве.

 

Гармонь - ноты
Гармоника-бас, фирма «Weltmeister» (ГДР)

 

Нотные сборники для гармони
Гармоника-контрабас, фирма «Hohnег, (ФРГ)

 

Скачать ноты для гармони
Гармоника-бас, фирма «ZEN-ON» (Япония)

Как показала практика, при тщательном и умелом подборе обыкновенных серийных многотембровых аккордеонов, баянов и набора концертин можно получить такое же разнообразие красок, как и при оркестровых гармониках обеих групп (но в данном случае руководитель обходится без дорогостоящих заказных инструментов). Этот путь предпочитают руководители оркестров гармоник такого типа во многих странах. В составе подобных ансамблей из оркестровых гармоник бывают только бас и контрабас, которые производятся фабричным путем серийно и доступны по цене. Такие оркестры с успехом исполняют разнообразный репертуар, в том числе и крупные симфонические произведения

.
На приведенном ниже рисунке изображена гармоника-туба с выносным металлическим раструбом. Интересно отметить, что баян, имитирующий звуки медных духовых инструментов и имеющий металлические выносные раструбы на правой и левой сторонах, был впервые изготовлен мастером Г.Л. Чулковым в Туле еще в 1926 году.

Гармонь с трубой
Гармоника-туба, фирма «ZEN-ON»