Н.Якимец - Система начального обучения игре на баяне

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самоучители

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

Памяти моего учителя и друга Сергея Прокофъевича Шкарбана посвящается


ВВЕДЕНИЕ

 

 

Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является, как известно, наиболее важным и рассматривается как фундамент знаний и умений, который определяет дальнейшее движение учащегося по пути освоения инструмента. Это, в свою очередь, предъявляет особые требования к педагогу, а точнее, к его методике работы, к системе знаний и навыков, передаваемых учащемуся. Именно к системе, что означает определенный круг теоретических знаний и игровых навыков в строгой логической последовательности от простого к сложному.
Разнообразие индивидуальных особенностей обучающихся игре на баяне привело к мнению, что нельзя разработать единую последовательность овладения игровыми навыками, приемлемую для всех. Предлагаемое методическое пособие "Система начального обучения игре на баяне" представляет собой попытку опровергнуть, по мнению автора, это заблуждение.
Данное пособие является результатом обобщения более чем двадцатипятилетнего опыта работы в детской музыкальной школе. Эта практика привела автора к выводу, что логика последовательности овладения игровыми навыками для всех обучающихся игре на баяне, в принципе, может и должна быть одна и та же. Различие заключается только во времени (скорости) овладения этими навыками: один учащийся усваивает изучаемый материал быстрее, другой медленнее, что и обусловливается индивидуальными особенностями. Но эти особенности определяют методику индивидуального подхода к учащемуся, но не последовательность изучаемого материала.

Этот вывод не является плодом субъективной фантазии, а основан на объективных факторах: устройстве инструмента, система клавиатур которого и принцип звукоизвлечения для всех обучающихся одинаковы, и едином принципе познания, в основе которого лежит ленинская теория отражения. Эти факторы в конечном итоге и определяют логику системы обучения игре на инструменте, что согласуется с ленинским положением о том, что „диалектика вещей создает диалектику идей, а не наоборот" (Ленин В. И. ПСС. Т. 29. С. 178). Поэтому последовательность овладения игровыми навыками в строгой логической взаимосвязи от простого к сложному не может быть выдумкой того или иного человека, а должна быть выведена из самой логики процесса развития игровых навыков. (То есть, предмет определяет систему, а не наоборот).
Насколько удалось осуществить этот принцип в предлагаемом методическом пособии, судить, конечно, не автору. Но и читатель не должен спешить с выводами, помня, что критерий истины -практика (хотя, как известно, тоже не абсолютный).
Предлагаемое методическое пособие состоит из девятнадцати параграфов, каждый из- которых включает теоретический материал, методические пояснения, примеры, упражнения и пьесы. Как правило, §§1-9 должны быть пройдены за восемь уроков (§§ 6 и 7 объединяются в один урок), а начиная с § 10, - за несколько уроков каждый. Разумеется, с теоретическим материалом каждого параграфа надо ознакомить учащегося за один урок, чтобы тема воспринималась как одно целое, а закреплять его постепенно, в процессе разучивания упражнений и пьес. При этом надо стремиться к тому, чтобы теоретический материал усваивался в тесной взаимосвязи с процессом овладения игровыми навыками (практически) и, выполняя объяснительную функцию, давал знание общих правил. Механическое запоминание необходимо исключить, так как только осознанное усвоение материала дает нужный результат. Причем, ведущим элементом в обучении должны быть игровые навыки; ведь главная цель - научить учащегося играть на баяне, причем играть музыкально, выразительно.

Эта цель должна осуществляться без какой-либо торопливости, ибо поспешность всегда действует в обратном направлении - тормозит. Здесь критерий должен быть один: качество формирования того или иного навыка, осваиваемого на данном этапе обучения. В этой связи уместно вспомнить слова римского императора Августа: „Спешите медленно". То есть, спешить надо в такой мере, в какой позволяют индивидуальные особенности учащегося. Именно этими особенностями и определяется характер индивидуального подхода, который обусловливается, во-первых, сложностью изучаемого нотного материала и, во-вторых, его объемом. Поэтому в процессе обучения учащегося педагог вправе усложнять или упрощать предложенный в пособии материал, увеличивать или уменьшать количество изучаемых пьес, не нарушая при этом общую логику развития игровых навыков.
Рекомендуется, чтобы учащийся имел специальную тетрадь для словаря, который заполняется педагогом, нотную тетрадь специально для гамм и нотную тетрадь для самостоятельного переписывания пьес. То есть, учащийся не только читает пьесы и учит их наизусть, но и переписывает их, тем самым развивая навык нотного письма и внимательного отношения к нотному тексту.

В настоящее время педагоги-баянисты располагают большим выбором учебной и методической литературы. Это позволяет автору настоящего пособия исключить повторение общеизвестных положений методики, а в иллюстративном отношении ограничиться только необходимыми схемами клавиатур. Однако, некоторые проблемы потребуют к себе особого внимания, и поэтому на них необходимо остановиться, несмотря на наличие методических пояснений, имеющихся в пособии, тем более, что их объем недостаточен для понимания решения отдельных проблем в той трактовке, в которой предлагает автор.
В заключение необходимо добавить, что теоретический материал второй части может вызвать сомнение в его необходимости. Но, во-первых, его наличие придает цельность учебному пособию; во-вторых, облегчает понимание логики последовательности формирования и закрепления игровых навыков и общих теоретических правил в их взаимосвязи; в-третьих, и это самое главное, способ изложения теоретического материала определяет направление познания: от инструмента к нотному тексту или наоборот. Например, можно говорить о штрихах как знаках нотного письма, а затем уже о том, что они означают для играющего; но можно и наоборот -сначала говорить о штрихах как способах звукоизвлечения на баяне, а потом уже об их обозначении в нотах. Для преподавателя это не имеет никакого значения (ему понятно в любом случае, о чем идет речь), а для учащегося, как познающего, очень большое.

И второе. Известно, что обучение игре на баяне -это единый, но очень сложный и многосторонний процесс, в котором все органично взаимосвязано. Поэтому описание той или иной стороны этого-процесса (например, формирование навыка чтения нот с листа) возможно только в том случае, если мы выделим и рассмотрим ее, так сказать, в чистом виде, отвлекаясь от всех других. Ведь формируя навык чтения нот с листа, мы одновременно развиваем и другие навыки, но поскольку речь идет о формировании навыка чтения нот с листа, то другие навыки, взаимосвязанные с этим процессом, мы просто игнорируем, ибо другого научного способа изложения теории вообще не существует. Это необходимо иметь в виду при знакомстве с первой частью пособия, в противном случае может показаться, что автор рассматривает исполнительские навыки как цель обучения, а не как средство музыкального исполнительства.