Н.Якимец - Система начального обучения игре на баяне

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самоучители

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 

РАЗВИТИЕ УМОЗРИТЕЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КЛАВИАТУРЫ И АППЛИКАТУРНОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 

Эти две важнейшие задачи начального обучения игре на баяне являются двумя сторонами одного и того же процесса, которые могут быть отделены одна от другой только теоретически. Залогом их успешного решения может быть строгая логическая последовательность от простого к сложному самого процесса освоения клавиатур, что и предусмотрено подбором нотного материала в данном пособии.
Освоение клавиатур - это и есть процесс развития умозрительного представления, которое проявляется в осязательном способе нахождения нужных клавишей, что обусловлено аппликатурной дисциплиной, которая в свою очередь зависит от определенного чередования клавишей при исполнении мелодической линии изучаемого материала. То есть система аппликатуры также не может быть произвольной, она детерминирована объективными факторами. Именно этот метод положен в основу исследования Н. И. Ризоля "Принципы применения пятипальцевой аппликатуры на баяне" (М., 1977). Эту взаимосвязь и взаимообусловленность нельзя упускать из поля зрения в процессе обучения, особенно начального.
В процессе освоения клавиатур (при чтении упражнений и пьес, начиная с § 2 для правой руки и § 8 для левой) нельзя допускать случайного попадания на клавиши, поскольку нарушаемая взаимосвязь препятствует развитию умозрительного представления клавиатур. Оно возможно только в том случае, когда поиск нужной клавиши осуществляется при одновременном удержании клавиши предыдущего звука, которая является в данном случае ориентиром (точкой отсчета). Правда, при этом возможны (а иногда и необходимы) остановки (перерыв звучания), но они носят временный характер, так как многократное проигрывание упражнения или пьесы постепенно исключает в них необходимость. Но первоначально лучше играть правильно с остановками, чем неправильно без остановок. Первое воспитывает системность, организует внимание, исключает ошибки.

Для облегчения поиска нужной клавиши можно воспользоваться и схемами клавиатур. Расположенные на пульте рядом с читаемым текстом, они "подсказывают" учащемуся "топографию" клавиатуры и в некоторой степени исключают необходимость зрительного контроля. Если же и появилась такая необходимость, когда учащийся затрудняется попасть на нужную клавишу, то ее надо рассматривать как временное отступление и сразу же все повторить осязательно, контролируя попадание на клавишу звуковысотным представлением.
Не вызывает сомнения, что чем лучше развито умозрительное представление клавиатуры и наиболее рационально определена аппликатура, тем увереннее и быстрее ориентируется учащийся на клавиатуре.
Описанный способ развития умозрительного представления клавиатур, по мнению автора, является единственно правильным и, следовательно, наиболее рациональным для решения этой задачи, так как представляет собой не что иное, как замедленный процесс осуществления известного правила-- поставить палец на клавишу раньше, чем ее надо нажать. Причем, одновременно с этим обучающийся познает и принципы аппликатурного мышления, началом которого являются правила, изложенные в § 1 для правой руки и § 8 - для левой.

Известно, что самостоятельное мышление возможно только тогда, когда учащийся познает
необходимые для этого правила, принципы и т.п. Это в одинаковой мере относится и к развитию аппликатурного мышления. Поэтому важно не только воспитывать внимательное отношение учащегося к проставленной в нотах аппликатуре (т. е. ее соблюдению), но и добиваться того, чтобы он знал и понимал, почему применена именно такая аппликатура, а не какая-либо другая. Если учащийся перепутал аппликатуру, то педагог обязан не только сразу же обратить внимание учащегося на его ошибку, но и разъяснить, почему нельзя допускать ее, объяснить логику аппликатуры данного эпизода. Например, клавишу звука ля в четвертом такте Польки Д. Кабалевского (пример 55) учащиеся зачастую пытаются нажать четвертым пальцем (вместо пятого), что является ошибкой. Но последствия этой ошибки обнаруживаются только в пятом такте, когда приходит время нажать клавишу звука до, поскольку для этого движения нужен второй палец, а он к этому времени находится на клавише звуками. Вот эту взаимосвязь причины и следствия и необходимо разъяснить учащемуся. Все это ведет к познанию закономерностей (принципов, правил и т.п.), лежащих в основе определения аппликатуры, и, следовательно, к развитию аппликатурного мышления, то есть к умению самостоятельно определять аппликатуру. Ведь главный принцип педагогики заключается не в том, чтобы давать учащемуся готовые истины, а в том, чтобы научить его самостоятельно находить их. Но как это не покажется парадоксальным, научить учащегося можно только на готовых истинах путем их анализа и познания. Поэтому в начальный период освоения принципов аппликатуры (например, период игры одноголосия или период игры двойными нотами и т. д.) аппликатура определяется только педагогом и проставляется в нотах самым аккуратным образом, поскольку до самостоятельности учащегося (в этом отношении) еще очень далеко.