Н.Якимец - Система начального обучения игре на баяне

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самоучители

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 


КООРДИНАЦИЯ ИГРОВЫХ ДВИЖЕНИЙ

 

 

Координация - это согласованность. Как проблема она возникает в процессах, которые протекают благодаря взаимодействию. Именно таковым и является процесс игры на баяне. Поэтому развитие знания принципов координации движений в процессе обучения игре на баяне имеет очень важное значение. Успех этой работы зависит прежде всего от правильного понимания сущности координации и правильного ее осуществления в каждом конкретном случае. На эти вопросы ответ может дать только анализ процесса игры и в первую очередь игры самого педагога.
По мнению автора, необходимо различать два вида координации движений. Первый - это координация движений пальцев и кисти одной и той же играющей руки (например, правой); второй - это координация движений правой и левой рук относительно друг друга, выполняемых одновременно или поочередно. Следовательно, это два качественно различных вида координации, которые осуществляются на практике независимо один от другого.

Без координации движений пальцев и кисти нельзя обойтись уже при игре упражнения 14 (например, второй и третий такты). Ведь свободное движение четвертого пальца может быть обеспечено только движением кисти в строго определенном направлении, а своевременность попадания его на нужную клавишу - точным определением момента этого движения кисти. Во втором такте это условие обеспечивается поворотом кисти вокруг оси третьего пальца против часовой стрелки во время звучания соль на первой доле такта, в результате чего четвертый палец свободно и своевременно попадает на клавишу звука ля. Затем кисть остается в таком положении до начала звучания соль на третьей доле третьего такта, а к моменту начала звучания фа совершает противоположное движение, то есть уже по часовой стрелке, обеспечивая тем самым свободное движение четвертого пальца и своевременное попадание его на клавишу звука фа.
Примером координации движений пальцев и кисти при игре левой рукой может быть упражнение 60 (например, первый и второй такты). Первое движение кисти вверх для обеспечения свободного движения третьего пальца на кнопку баса соль осуществляется во время паузы на "и" после счета "три". Второе движение кисти (несколько удаляясь от клавиатуры) осуществляется до начала звучания мажорного аккорда от баса до, обеспечивая тем самым свободное и своевременное попадание четвертого пальца на кнопку этого мажора.

Подобных примеров можно привести множество, но принцип остается неизменным - определение характера и момента начала и окончания одного движения относительно другого. Следовательно, координация движений первого вида - это пространственно-временная координация. Причем, направление движения почти всегда очевидно, а вот момент движения надо строго определить, ибо от этого фактора зависит своевременность другого движения.
В основе координации второго вида лежит только временной фактор. В этом случае совершенно не имеет никакого значения пространственное положение рук, так как качество игры зависит от качества исполнения партий каждой рукой в отдельности и временного согласования звучания единым отсчетом долей такта. Особенность самого простого (но основополагающего) рода координации движений второго вида заключается в том, что в основе его лежит соотношение длительностей, получаемых в результате деления на два (включая и ноту с точкой). Другой какой-либо более сложный род координации движений этого вида (мелодия -аккомпанемент) осваивать в первом классе, по мнению автора, не целесообразно. Однако, указанный род координации должен быть освоен в совершенстве.

Очень важно подчеркнуть, что координация движений первого вида (координация движений пальцев и кисти) является неотъемлемым элементом какого-либо отдельного навыка, в то время как координация движений второго вида является самостоятельным навыком, который формируется и совершенствуется как и любой другой. Предпосылкой успешного формирования этого навыка является, во-первых, умение учащегося самостоятельно согласовать длительности нот с отсчетом долей такта по горизонтали и, во-вторых, достаточно хорошее владение навыками игры отдельно каждой рукой (что должно быть достигнуто на материале §§ 1 - 9). Все это вместе взятое представляет собой необходимые предварительно приобретенные знания и умения. Поэтому, приступая к игре двумя руками вместе (например, русской народной песни "Василек"), нет никакой необходимости разучивать пьесу отдельно каждой рукой, так как это не представляет собой ничего нового. Ведь новое заключается в одновременном звучании мелодии и аккомпанемента, а это предполагает согласование длительностей нот по вертикали с отсчетом долей такта в реальном звучании (наглядно показано на схеме примера 41). Следовательно, надо начинать сразу двумя руками вместе в соответствии с правилами формирования нового навыка.
Первоначально необходимо скоординировать всего два движения - медленно сыграть двумя руками вместе фа - фа первой доли такта со счетом вслух (что может получиться даже с первого раза). Затем проделать то же самое со второй долей такта (мажор - фа) и только после этого соединить все движения в одну цепь, то есть сыграть такт. Поскольку для исполнения второго такта требуется всего три движения (до, мажор и ми), то, учитывая опыт игры первого такта, его можно сыграть одним приемом и т. д. Разумеется, количество движений, объединяемых в один прием исполнения, зависит от индивидуальных особенностей учащегося и качества предварительно приобретенных знаний и умений. При чтении и разучивании пьес § 10 этот навык координации движений закрепляется, хотя ограничен пока приемом игры нон легато четвертными длительностями (половинные длительности в мелодии не существенны).
Следующей ступенью усложнения навыка координации движений второго вида является исполнение мелодии приемом легато и стаккато. Желаемый результат получится без каких-либо затруднений, если учащийся осмыслит соотношение длительностей реального звучания и отсчета долей такта. При четком отсчитывании между единицами счета образуются короткие паузы (дыхание), которые затрудняют понимание исполнения легато. Поэтому необходимо разъяснить учащемуся (и показать в реальном звучании), что при игре приемом легато короткие паузы в счете заполняются звуком. Например, в первом такте пьесы "Ах, во саду, саду" (пример 54) звук ми после отсчета "раз -и" продолжает звучать во время короткой паузы в счете между "и" и "два" и только при счете "два" переходит в звук до. То есть, в момент дыхания после счета "раз - и" прерывается счет, но не прерывается звучание. (Понятно, что в аккомпанементе звучание баса ограничивается счетом "раз"). Аналогично координируется движение первой и второй долей третьего и одиннадцатого тактов в Этюде К. Черни (пример 101). Разница лишь в том, что штрихи меняются местами: то, что было в мелодии, - теперь
в аккомпанементе, и наоборот.
Что касается координации движений при игре приемом стаккато, то здесь затруднения возникают с паузами, которые образуются в результате укорачивания длительностей нот. Поэтому необходимо точно согласовать единицы отсчета долей такта с реально звучащими длительностями нот и пауз и, если необходимо, - прибегнуть к дроблению счета.

Следующая степень сложности - это координация движений в отношении один к двум в пьесе "Летал голубь" (пример 61). Эта степень сложности координации легко преодолевается при помощи счета и строгом выдерживании паузы на "и" в аккомпанементе при одновременном звучании восьмой длительности в мелодии, которая приходится на это время такта.
И, наконец, координация движений при исполнении синкопы в пьесе "Спасибо, что меня любила" (пример 104). Эта степень сложности координации представляет собой определенную трудность для учащегося (особенно первый, третий и седьмой такты). Но и она преодолевается при помощи счета и метода расчленения. Сначала учащийся играет только левой рукой (разумеется, в медленном темпе и со счетом вслух) и как только сформируется слухо-двигательное представление, партию левой руки следует соединить с мелодией, исполняемой педагогом, а затем уже предложить учащемуся сыграть все самостоятельно.

Таким образом, путеводной нитью координации движений второго вида всегда является счет вслух - временной масштаб процесса. Считать необходимо во всех случаях, когда осваивается очередная степень сложности координации. Что касается каждого конкретного случая, то счет необходим до тех пор, пока не сформируется слухо-двигательное представление, которое проявляется в качестве- исполнения. А качество исполнения всегда подскажет педагогу как поступить: прекратить счет или продолжить. При этом необходимо учесть и то обстоятельство, что не всегда правильное исполнение является доказательством правильного понимания. Правильное исполнение может быть и результатом чувственного подражания (копирования), поэтому счет вслух является и надежным способом проверки понимания учащимся его действий. Следовательно, счет вслух необходимо рассматривать как вспомогательное средство в процессе обучения игре на инструменте, а отсюда и вывод: чем реже приходится к нему прибегать, тем лучше.