Н.Якимец - Система начального обучения игре на баяне

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самоучители

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 

О ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ

 

 

Неоспоримой истиной является то, что формирование и развитие технических навыков - одна из важнейших задач обучения игре на баяне. Но одно дело понимать важность этой задачи, другое - как ее решать.
Сам термин "технические навыки" (множественное число) говорит о том, что данную проблему можно и нужно рассматривать с двух точек зрения: во-первых, с точки зрения формирования и развития отдельно взятого навыка и, во-вторых, с точки зрения формирования и развития целого комплекса разнообразных навыков, необходимых для игры на баяне, В первом случае речь должна идти о самом процессе формирования и развития навыка, во втором - о последовательности развития системы навыков по степени трудности. Рассмотрим первый аспект проблемы, поскольку второй представлен нотным текстом пособия, который расположен в строго определенной последовательности. (В этом, собственно, и заключается смысл данного пособия).

Общеизвестно, что навык - это умение, приобретенное упражнением, то есть многократным повторением, в основе которого лежит теория образования и закрепления условного рефлекса (в данном случае зрительно-слухо-двигательного). Следовательно, описать процесс формирования и развития технического навыка - это значит описать процесс формирования и закрепления условного рефлекса в условиях обучения игре на баяне. Поэтому необходимо прежде всего уяснить хотя бы схематично механизм этого процесса.

Условный рефлекс - это индивидуально приобретенная сложная приспособительная реакция организма, возникающая при определенных условиях (отсюда и название). Механизм формирования условного рефлекса представляет собой сложную и строго определенную структуру, схема которой сводится к следующему. В результате воздействия раздражителя на рецепторы возникает возбуждение, которое проводится нервными проводниками в мозг. Полученная информация перерабатывается и передается от мозга на периферию к исполнительным органам и вызывает в них рефлекторный ответ - возникновение или изменение их функциональной деятельности. Рефлекторный ответ всегда запаздывает на определенное время (от миллисекунд до нескольких секунд), что зависит от многих факторов и прежде всего от типа высшей нервной деятельности. Многократное повторение этого процесса при неизменных условиях приводит к формированию и закреплению в мозге определенной системы нервных связей, которая называется динамическим стереотипом.

Для примера можно взять гамму До мажор, которая и является в данном случае раздражителем. Увидев первую ноту до и получив тем самым информацию, учащийся мысленно конструирует программу действия и только после этого воспроизводит звук до на баяне (рефлекторный ответ). Этот процесс протекает относительно быстро, так же как и процесс исполнения всей гаммы, поскольку к этому времени, когда изучается гамма До мажор, учащийся уже приобрел необходимые для этого навыки (достаточно хорошо развито умозрительное представление клавиатуры, освоены определенные правила аппликатуры, необходимые навыки чтения нот и т. д.). Теперь же задача заключается в том, чтобы сформировать и закрепить новый навык, то есть сформировать новую систему нервных связей (динамический стереотип), которая является отражением в мозге реальных связей гаммы До мажор (последовательность клавишей, движений пальцев и звуковой состав), то есть внешний стереотип. В результате многократного повторения и достигается эта цель, но при условии игры без ошибок и по возможности без остановок (исключением является только период чтения и заучивания, когда остановки, наоборот, ограждают от ошибок). Это условие обеспечивается доступным на каждом этапе темпом исполнения, ибо главное не в скорости, а в точности. А отсюда вывод: чтобы играть быстро, надо играть медленно. Медленный темп и является условием точности, которая, в свою очередь, обеспечивает возможность постепенного увеличения скорости игры. Ведь формирование и закрепление технического навыка заключается не в тренировке пальцев, а в тренировке нервных процессов, обусловливающих формирование динамического стереотипа и сокращение времени рефлекторного ответа, от чего и зависит скорость игры. Другими словами, скорость игры зависит от скорости предвидения в каждый момент следующего движения (или цепи движений) и его контроля. Поэтому правильным условием формирования и развития навыка нужно рассматривать такой темп, когда играющий не спешит, но успевает. То есть необходим такой темп игры, который обеспечивал бы единство сознания и действия.
Здесь уместно подчеркнуть, что все движения, даже если они доведены до предельной скорости, всегда контролируемы. Первоначально контролируется каждое движение, а при игре, доведенной до предельной скорости, контролируется каждая цепь движений как одно целое и связи между ними. То есть увеличение скорости - это результат тренировки нервных процессов, приводящей к увеличению объема смысловых объектов (смысловых единиц), которые могут быть охвачены вниманием играющего (например, по две шестнадцатых или по четыре).

Понятно, что тренировка пальцев имеет тоже немаловажное значение, но с точки зрения физической работоспособности мышц. Сказанное можно легко проверить на опыте. Хорошо освоив навык игры гаммы в одну октаву, учащийся не сможет с первого раза сыграть ее в две октавы, хотя беглость пальцев и позволяет это сделать. Причиной этому является включение в навык новой связи - связь двух октав в восходящем и нисходящем движении, что не отражено в динамическом стереотипе навыка игры гаммы в одну октаву. Поэтому для игры гаммы в две октавы необходимо сформировать путем тренировки новый стереотип, включающий эту связь. В этом, собственно, и заключается новизна его, тогда как в общем оба стереотипа сходны. Это обстоятельство и является условием быстрого овладения новым навыком (ведь закрепить надо только одну связь). Более того, оно является в данном случае и отправной точкой для понимания принципа последовательности развития системы разнообразных навыков.
Все, по-видимому, согласятся, что техника игры на баяне в действительности бесконечно разнообразна, но с такой же уверенностью можно сказать, что она и бесконечно однообразна, поскольку всегда можно найти сходные элементы. Если бы это было не так, то в каждом отдельном случае приходилось бы начинать все сначала, поскольку новое произведение в таком случае - это комплекс новых незнакомых навыков. Следовательно, чем больше сходства между навыками, необходимыми для исполнения новой пьесы, и уже приобретенными, тем быстрее протекает процесс чтения и заучивания. Поэтому разумное сочетание (дозирование) сходства и степени различия и ведет к успешному формированию разнообразных навыков по принципу постепенного усложнения. Например, освоение навыка игры гаммы терциями должно быть подготовлено освоением навыков игры одноголосной гаммы, коротких арпеджио, эпизодически встречающихся терций. То есть формирование нового технического навыка всегда предполагает наличие определенных предварительно приобретенных знаний и умений.
Понятно, что описание процесса формирования технического навыка представлено с точки зрения общих закономерностей и поэтому кажется очень простым. На самом же деле это сложный психофизиологический процесс, состоящий из нескольких стадий, каждая из которых имеет свои качественные особенности и строго определенное место в общей цепи. Поэтому необходимо рассмотреть процесс формирования и развития технического навыка и с этой точки зрения, то есть с точки зрения структуры процесса. По мнению автора, таких стадий можно выделить четыре.
Первая стадия - подготовительная. Содержанием работы этой стадии является усвоение нового теоретического материала, если в этом есть необходимость, знакомство с новым навыком и установление взаимосвязи с предварительно приобретенными знаниями и умениями.
Например, в случае с гаммой До мажор необходимо в доступной и понятной форме разъяснить теоретический материал § 15; проиграть гамму (например, правой рукой); указать, в чем сходство и различие между сыгранной гаммой и ранее выученными упражнениями (примеры 11 и 12) (или каким либо другим подобным материалом.)

Наконец, можно предложить учащемуся проиграть эти упражнения и сравнить их с гаммой. В результате это приведет учащегося к осмыслению (пониманию) поставленной задачи и ее решения.
Вторая стадия - формирование навыка ("компоновка" или "сборка", если можно так сказать), что осуществляется на основе имеющихся предварительно приобретенных навыков. Ведь к этому времени учащийся уже умеет играть любую ноту гаммы До мажор различными длительностями. Теперь же задача заключается в том, чтобы сыграть гамму До мажор как одно целое определенными Одинаковыми длительностями. Для этого необходимо имеющиеся разрозненные движения (например, отдельнг сыгранные до и ре как предварительные умения) объединить в непрерывную цепь движений в определенной последовательности. Поэтому, исходя из поставленной задачи, можно (а иногда и нужно) временно игнорировать указанные в нотах длительности и допускать остановки, ибо главное заключается в точности поступенного движения пальцев и связей между ними, а затем уже постепенно привести звуки к ритмической организации. Объясняется это тем, что умственные действия формируются вначале как внешние, предметные и постепенно переносятся во внутренний план. Потому и необходима точность внешних действий, ибо она определяет точность формируемого умственного действия.
Таким методом и осуществляется формирование навыка игры гаммы в восходящем и нисходящем движении, при этом исполнение носит пока еще эскизный характер. Это объясняется тем, что на этой стадии стереотипы, как внешний, так и динамический, только формируются. Внешний стереотип - это расположение клавишей, движения пальцев и звуковой состав гаммы; динамический - это отражение в коре головного мозга указанных элементов в форме представлений: зрительного, двигательного и слухового. Причем оба стереотипа взаимообусловлены, что проявляется во взаимном влиянии на процесс формирования каждого из них.

Третья стадия - закрепление навыка, что, в сущности, означает закрепление единства стереотипов, то есть другими словами, закрепления единства сознания и действия.
На этой стадии происходит "шлифовка", "отделка" навыка. Например, освобождение его от лишних и тормозящих движений, уточнение координации движений пальцев и кисти, определение моментов расслабления мышц, координация движений меха и т. п. В результате все движения становятся целесообразными и экономными, а игра гаммы достигает безошибочного и уверенного исполнения, но в сдержанном темпе, так как контроль игры гаммы в равной мере включает в себя все три представления. То есть, прежде чем осуществить действие, учащийся умственно представляет (предвидит) расположение очередной клавиши, движение нужного пальца и результат действия. На все это уходит определенное время (время рефлекторного ответа), что и сдерживает темп игры.
Четвертая стадия - стабилизация навыка, то есть придание состояния устойчивости функционированию навыка.

Качественная особенность результата работы этой стадии заключается в том, что навык функционирует легко и свободно. Это возможно потому, что тренируя игру гаммы путем многократного повторения, достигается такая степень единства сознания и действия, в результате которой внимание играющего сосредоточивается на звуковом составе гаммы (в этом, собственно, и заключается цель тренировки нервных процессов). Сказанное, конечно, не означает, что движения уходят из поля зрения играющего. Нет, это означает такую степень натренированности нервных процессов, которая позволяет перевести

контроль клавишей и движений пальцев как бы на второй план, а на первом оставить результат, то есть звучание (в данном случае гаммы До мажор). Конечно, эта двуплановость контроля является условной, кажущейся, на самом деле все обстоит сложнее. Указанная тренировка нервных процессов есть не что иное, как процесс координирования (согласования) зрительного, двигательного и слухового представлений, результатом которого является новое синтезированное общее представление - слухо-зрительно-двигательное. Движения стали привычными и внимание как бы "разгрузилось", в результате чего увеличилась скорость представления-предвидения, а следовательно, увеличился и темп исполнения. Если в процессе формирования и закрепления навыка контроль осуществлялся по отдельным элементам, то на этой стадии достигается сознательный контроль действия в целом, в результате чего ведущим (доминирующим) представлением становится слуховое. (Понятно, что не само по себе, а в результате постоянной работы педагога по распределению внимания учащегося на всех стадиях и выделением главного объекта внимания -характера звучания).
Таким образом, навык стабилизировался и может функционировать не только как самостоятельный, но и как компонент какого-либо другого, более сложного навыка.

В заключение следует подчеркнуть, что, во-первых, на всех стадиях формирования навыка определяющим фактором всегда должно быть музыкально-образное содержание, хотя структура движений, их последовательность и взаимосвязь определяются фактурой изучаемого материала. А слуховое представление, о котором идет речь в этом разделе (как элемент динамического стереотипа), - это слуховое представление звукового состава изучаемого материала (в нашем примере гамма До мажор),
и его нельзя путать с тем предслышанием, которое имеет место в начальный период формирования
навыка, ибо оно является результатом предшествующего опыта и "работает" как общее представление неопределенного звука вообще, а затем постепенно трансформируется в единичное представление звукового состава гаммы До мажор путем концентрации внимания на характере звучания.
Во-вторых, так называемое многократное повторение нельзя понимать абсолютно, так как процесс развития предполагает изменение, а не повторение. Повторять можно то, что уже есть, и повторять для того, чтобы сохранить. Но в процессе развития навыка повторение-проигрывание без каких-либо изменений только закрепляет то, что необходимо было исправить.
И в-третьих, обучение игре на баяне на начальном этапе предполагает прежде всего овладение основами исполнительских средств, накопление необходимых навыков и представлений, то есть „строительство фундамента", а фундамент, как известно, должен быть прочным. Следовательно, в начальный период обучения необходимо стремиться не к эффектной беглости, как это часто бывает, а к точности и прочности, грамотности и культуре звукоизвлечения, что впоследствии будет способствовать и развитию беглости.