Н.Якимец - Система начального обучения игре на баяне

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Самоучители

Ноты, литература, пособия для баяна, аккордеона

 

 

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

 

 

Воспитание самостоятельности учащегося - это главная и конечная цель педагогики вообще и музыкальной в частности. Выше уже подчеркивалось, что вопрос заключается не в том, чтобы давать учащемуся потовые истины, а в том, чтобы научить его самостоятельно находить их (хотя второе всегда предполагает первое).
Самостоятельность учащегося развивается постепенно и на практике проявляется в различных качествах. На первоначальном этапе обучения самостоятельность проявляется в том, что учащийся самостоятельно выполняет домашние задания., не допуская при этом отклонений от предписанных правил и указаний педагога. Это, в свою очередь, является предпосылкой развития самостоятельности другого качества - самостоятельного распределения движений меха или определения аппликатуры без какой-либо помощи педагога и т. п.

Но какого бы качества ни была самостоятельность учащегося, во всех случаях необходимы, по крайней мере, два условия: знание общих правил и умение их применять. А это предполагает единство теоретических знаний и практических навыков, что является основой самоконтроля, без которого немыслима самостоятельность. Чтобы контролировать самого себя, необходимо знать, что контролировать, знать, как должно быть, то есть иметь определенный масштаб знаний.
Известно, что общее правило - это положение общего характера (общий вывод, обобщение), возникающее в результате наблюдения, изучения отдельных частных явлений, предметов и т. д. Поэтому осуществление (применение) общего правила на практике означает обратный процесс, то есть переход от общего к частному (единичному). Но для этого необходимо не только знать то или иное правило, но и понимать его.
Для примера можно взять прием игры стаккато, правило исполнения которого описано в § 11. Учащийся может выучить его в один прием, но это еще не значит, что он уже понял это правило. Для его понимания необходимо многократное практическое исполнение стаккато в различных комбинациях высотного отношения и длительностей нот. В результате этого учащийся начинает понимать смысл приема игры стаккато (характер звучания), у него развивается и возможность самоконтроля и, таким образом, он учится самостоятельно осуществлять это правило на практике.

Следовательно, на первоначальном этапе обучения залогом успешного развития самостоятельности учащегося является точность выполнения им поставленной задачи под строгим контролем педагога. Это должно сочетаться с таким положением вещей, когда учащийся, получая, например, домашнее задание, знает не только что делать, но и к а к делать и почему именно т а к, а не иначе. Мало того, он должен ясно представлять конечный результат своей работы, что служит условием успешного выполнения задания, поскольку, зная конечный результат, он не удовлетворяется достигнутым на промежуточных этапах выполнения задания. И только после того, как учащийся проявил под контролем педагога самостоятельность, ему может быть предоставлена свобода действий при разучивании того или иного материала (но в рамках имеющихся знаний и умений).

Такое движение по ступеням можно проследить, например, при формировании навыка чтения нот. Первоначально учащийся познает правила чтения и одновременно закрепляет элементарные навыки, затем читает более сложные тексты и, наконец, усвоив навык, получает задание по чтению нот без предварительного просмотра на уроке текста, который читается учащимся самостоятельно. (Понятно, что результат проделанной работы проверяется педагогом).

Конечно, воспитание самостоятельности тесно связано с индивидуальными особенностями обучающегося, что необходимо всегда учитывать. Эта взаимосвязь определяет, например, характер и способ объяснения и показа: педагог может изменить интерпретацию теоретического материала того или иного параграфа, то есть изложить его в более доступной форме для понимания или расчленить его. Но как бы там ни было, логика процесса воспитания самостоятельности (принцип) остается для всех неизменной и понимание ее является главным условием успешной работы педагога, ибо ограждает его от ошибок. С одной стороны - лишняя опека, которая ведет к торможению развития самостоятельности; с другой - предоставление излишней самостоятельности, что ведет к недоработкам и, в конечном итоге, безграмотности исполнения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Рассмотренные проблемы методики обучения игры на баяне, разумеется, не исчерпывают всего их разнообразия, да и само изложение не претендует на максимальную полноту, поскольку вообще невозможно описать все стороны того или иного явления, цепь которых бесконечна. Поэтому все рассмотренные процессы представлены в общем виде без учета многих второстепенных сторон, описание которых могло бы только затруднить понимание главного, существенного. А чтобы разобраться в этой бесконечной цепи сторон, необходимо именно последнее, ибо оно определяет общий принцип, тогда как второстепенные стороны придают только своеобразие проявлению этого общего принципа.
Обучение игре на баяне, как известно, является единым целостным процессом. Поэтому все навыки, о которых шла речь, развиваются одновременно в неразрывной взаимосвязи. Если и можно говорить о какой-то последовательности, то только о последовательности от простого к сложному. В самом деле, разве можно развивать, например, навык чтения нот с листа, не развивая одновременно и умозрительного представления клавиатуры, и аппликатурного мышления, и технических навыков, и слуховых представлений, и т. д.? Следовательно, какая бы задача ни ставилась в каждом конкретном случае, необходимо всегда предполагать и смежные. Если учащийся выполняет задание по развитию навыка чтения нот и при этом допускает отклонения от проставленной аппликатуры, то это отрицательно сказывается на воспитании аппликатурной дисциплины, хотя для процесса чтения нот в данном случае и не является главным.

Известно, что ложных путей множество, а истинный один. Но чтобы осуществить его на практике, необходимо добиться такого положения, о котором говорит Й. Гат: "Следить надо не за тем, чего нельзя делать, а за тем, что и как надо делать". (Гат Й. Техника фортепианной игры. М. - Будапешт., 1967. С. 87). Поэтому необходимо всегда и во всем видеть главное и ничего не рассматривать как второстепенное; постоянно проявлять внимательность и терпеливость, изобретательность и аккуратность. Все это требует от педагога (тем более молодого) систематической работы с литературой, и не только с литературой по музыкальной, но и по общей педагогике, психологии, физиологии и т. д., а любой достигнутый уровень своих знаний и умений рассматривать всегда как очередную ступень своего совершенствования, но не более, ибо этот процесс бесконечен.
Таким образом, залогом успешного обучения игре на баяне являются, с одной стороны, совершенное знание педагогом своего предмета и закономерностей процесса обучения, с другой — точность и осознанность действий учащегося (хотя и то и другое зависит от самого педагога).