Книги, литература по истории гармоники
Предисловие
Книга Альфреда Мартиновича Мирека «...И звучит гармоника» является серьезным
научным трудом и посвящена исследованию путей я форм развития популярнейшего
русского народного музыкального инструмента— гармоники — с момента его
появления в России по 30-е годы XX столетия. Предмет рассматривается в
различных аспектах: «география» распространения, эволюция исполнительства,
развитие репертуара, совершенствование моделей инструмента народными умельцами,
возникновение и становление гармонного производства, разработка способов
музыкальной записи, появление и распространение методических пособий по
овладению искусством игры на гармониках тех или иных разновидностей и
многое другое.
Самой высокой оценки заслуживают титанические усилия автора, на -Протяжении
долгих лет собиравшего по крупицам разрозненные исторические сведения,
документы, в той или иной мере относящиеся к гармонике, и материальные
образцы (подлинные экземпляры старинных инструментов, самоучители, школы,
афиши, фотографии, репродукции, грампластинки и т. п.). Значительная часть
этих сведений получена в результате розыска родственников или друзей отдельных
мастеров и исполнителей на гармониках и последующих бесед с ними, знакомства
с личными архивами, работы автора в библиотеках, краеведческих музеях,
частных собраниях. Все это позволило автору воссоздать в яркой форме хронику
массового музыкального быта того времени: запечатлеть имена талантливых
исполнителей и музыкальных мастеров, ознакомить читателя с их биографиями,
репертуаром, средой, в которой они жили, страдой, с которой они выступали,
с общественными оценками их искусства. В результате многолетней исследовательской
деятельности, автору удалось устранить многие неточности в дошедших до
нас исторических «фактах, а в ряде случаев — впервые приоткрыть новые
страницы истории конструктивного становления гармоники и динамики развития
исполнительства на ней.
Некоторая часть собранного автором материала была ранее обнародована в
его книге «Из истории аккордеона и баяна»
(М., 1967) и в “Справочнике по гармоникам”
(1968).
В длиной работе, на основании богатого фактологического материала, последовательно
развертывается историческая картина первых ста лет эволюции примитивной,
но полюбившейся народу «гармошки», преобразовавшейся, в конечном счете,
в современный концертный баян с обширным: набором тембровых регистров,
огромным диапазоном и тремя клавиатурами.
В наши дни современные гармоники (баян и аккордеон), располагающие огромными
средствами художественной выразительности, уверенно вышли на профессиональную
концертную эстраду и, наряду с другими, «классическими» инструментами,
превратились в могучий социальный рычаг в деле эстетического воспитания
народа. Мастерство исполнителей, особенно баянистов, достигло в нашей
стране небывало высокого уровня. Это всякий раз подтверждается на международных
конкурсах баянистов и аккордеонистов, где советские исполнители постоянно
занимают призовые места.
История деятельности народных умельцев, в результате благородных, усилий
и таланта которых стали возможными эти высокие достижения,, заслуживает
самого тщательного изучения. В этом аспекте книга А. Мирека представляет
неоспоримую познавательную ценность и может оказаться важным источником
научной информации для всех, кто заинтересуется «юношеским периодом» истории
развития отечественного народного инструмента и искусства игры на нем.
Н. Чайкин
Композитор, профессор Горьковской государственной консерватории имени
М. И. Глинки.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Появление и распространение гармоники в России
Арсенал музыкальных инструментов, которыми в наши дни пользуется человечество,
— огромен. История одних уходит в глубокую древность, другие созданы сравнительно
недавно. Ко второй группе относится и гармоника, хотя принцип звукообразования
в ней — свободно проскакивающий металлический язычок, колеблющийся под
действием струи воздуха, — был известен за две-три тысячи лет до нашей
эры. В тот период в Юго-Восточной Азии бытовали различные инструменты
звук которых возникал от колебания металлического язычка. Мастер брал
кусочек сплава и, расплющив его до толщины примерно 0,3 мм, вырезал тонким
ножом в образовавшейся пластинке маленький язычок, фактически это был
один из вариантов известного в народной инструментальной практике принципа
надрезного язычка. Проем в тонкой пластинке (рамке), в которой проскакивал
язычок под действием потока воздуха, был очень мал, а амплитуда колебания
язычка незначительна, и инструмент звучал хотя и мелодично, но очень тихо.
Поэтому во всех инструментах того времени употреблялись различные устройства
для усиления звука.
В России о принципе звукоизвлечения, основанном на колебании металлического
язычка, знали еще до того, как он получил известность в Западной Европе.
Бытовавшие в Юго-Восточной Азии инструменты типа кэна, шэна и им подобных
проникали на Запад и через Россию. В 1770 году русский академик Якоб Штелин
в подтверждение этого ссылался «на излюбленный китайский орган» — шэн,
игре на котором обучал, например, русский мастер Иоганн Виль. Подробно
об этом см. в книге А. Мирека «Из истории аккордеона
и баяна». В дальнейшем ссылки на использованную литературу даются
сокращенно: цифра в квадратных скобках соответствует порядковому номеру
в списке литературы, приведенном в конце книги.
Об устройстве шэна см. в книге А. Мирека «Справочник
по гармоникам».