И звучит гармоника - А. Мирек - история инструмента

Гармоника (ноты)

ПОСОБИЯ

Самоучитель игры на аккордеоне

 

Книги, литература по истории гармоники

 

 

Скачать книгу
А. Мирек
... И звучит гармоника
"Советский композитор", 1979г.
(DjVu, 13.3 Мб)

Содержание:

 

Предисловие
Книга Альфреда Мартиновича Мирека «...И звучит гармоника» является серьезным научным трудом и посвящена исследованию путей я форм развития популярнейшего русского народного музыкального инструмента— гармоники — с момента его появления в России по 30-е годы XX столетия. Предмет рассматривается в различных аспектах: «география» распространения, эволюция исполнительства, развитие репертуара, совершенствование моделей инструмента народными умельцами, возникновение и становление гармонного производства, разработка способов музыкальной записи, появление и распространение методических пособий по овладению искусством игры на гармониках тех или иных разновидностей и многое другое.

Самой высокой оценки заслуживают титанические усилия автора, на -Протяжении долгих лет собиравшего по крупицам разрозненные исторические сведения, документы, в той или иной мере относящиеся к гармонике, и материальные образцы (подлинные экземпляры старинных инструментов, самоучители, школы, афиши, фотографии, репродукции, грампластинки и т. п.). Значительная часть этих сведений получена в результате розыска родственников или друзей отдельных мастеров и исполнителей на гармониках и последующих бесед с ними, знакомства с личными архивами, работы автора в библиотеках, краеведческих музеях, частных собраниях. Все это позволило автору воссоздать в яркой форме хронику массового музыкального быта того времени: запечатлеть имена талантливых исполнителей и музыкальных мастеров, ознакомить читателя с их биографиями, репертуаром, средой, в которой они жили, страдой, с которой они выступали, с общественными оценками их искусства. В результате многолетней исследовательской деятельности, автору удалось устранить многие неточности в дошедших до нас исторических «фактах, а в ряде случаев — впервые приоткрыть новые страницы истории конструктивного становления гармоники и динамики развития исполнительства на ней.
Некоторая часть собранного автором материала была ранее обнародована в его книге «Из истории аккордеона и баяна» (М., 1967) и в “Справочнике по гармоникам” (1968).
В длиной работе, на основании богатого фактологического материала, последовательно развертывается историческая картина первых ста лет эволюции примитивной, но полюбившейся народу «гармошки», преобразовавшейся, в конечном счете, в современный концертный баян с обширным: набором тембровых регистров, огромным диапазоном и тремя клавиатурами.

В наши дни современные гармоники (баян и аккордеон), располагающие огромными средствами художественной выразительности, уверенно вышли на профессиональную концертную эстраду и, наряду с другими, «классическими» инструментами, превратились в могучий социальный рычаг в деле эстетического воспитания народа. Мастерство исполнителей, особенно баянистов, достигло в нашей стране небывало высокого уровня. Это всякий раз подтверждается на международных конкурсах баянистов и аккордеонистов, где советские исполнители постоянно занимают призовые места.
История деятельности народных умельцев, в результате благородных, усилий и таланта которых стали возможными эти высокие достижения,, заслуживает самого тщательного изучения. В этом аспекте книга А. Мирека представляет неоспоримую познавательную ценность и может оказаться важным источником научной информации для всех, кто заинтересуется «юношеским периодом» истории развития отечественного народного инструмента и искусства игры на нем.
Н. Чайкин
Композитор, профессор Горьковской государственной консерватории имени М. И. Глинки.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Появление и распространение гармоники в России

Арсенал музыкальных инструментов, которыми в наши дни пользуется человечество, — огромен. История одних уходит в глубокую древность, другие созданы сравнительно недавно. Ко второй группе относится и гармоника, хотя принцип звукообразования в ней — свободно проскакивающий металлический язычок, колеблющийся под действием струи воздуха, — был известен за две-три тысячи лет до нашей эры. В тот период в Юго-Восточной Азии бытовали различные инструменты звук которых возникал от колебания металлического язычка. Мастер брал кусочек сплава и, расплющив его до толщины примерно 0,3 мм, вырезал тонким ножом в образовавшейся пластинке маленький язычок, фактически это был один из вариантов известного в народной инструментальной практике принципа надрезного язычка. Проем в тонкой пластинке (рамке), в которой проскакивал язычок под действием потока воздуха, был очень мал, а амплитуда колебания язычка незначительна, и инструмент звучал хотя и мелодично, но очень тихо. Поэтому во всех инструментах того времени употреблялись различные устройства для усиления звука.
В России о принципе звукоизвлечения, основанном на колебании металлического язычка, знали еще до того, как он получил известность в Западной Европе. Бытовавшие в Юго-Восточной Азии инструменты типа кэна, шэна и им подобных проникали на Запад и через Россию. В 1770 году русский академик Якоб Штелин в подтверждение этого ссылался «на излюбленный китайский орган» — шэн, игре на котором обучал, например, русский мастер Иоганн Виль. Подробно об этом см. в книге А. Мирека «Из истории аккордеона и баяна». В дальнейшем ссылки на использованную литературу даются сокращенно: цифра в квадратных скобках соответствует порядковому номеру в списке литературы, приведенном в конце книги.
Об устройстве шэна см. в книге А. Мирека «Справочник по гармоникам».


Скачать пособие Скачать книгу