Е.Альбова, Н.Шереметьева - Вокально-хоровые упражнения для начальной школы

Вокал пособия

Пособия, учебники, ноты

 

 

Скачать книгу
Е. Альбова и Н. Шереметьева
Вокально-хоровые упражнения для начальной школы
“Государственное музыкальное издательство”, 1949г.
(pdf, 1.14 Мб)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее пособие содержит в себе упражнения и песенные отрывки, применяемые учителями пения в школьной хоровой работе, а также специально подготовленные составителями сборника упражнения для работы над вокально-хоровыми навыками.
Весь этот материал в основном соответствует требованиям программы по пению МНП, будучи расширен только за счет 3-голосного пения, не являющегося обязательным в классной работе начальной школы.
Большинство упражнений представляет собой подлинные или переработанные распевки, которые даются учителями -пения в начале хорового занятия до разучивания песен. Эти упражнения служат не только для распевания учащихся на данное занятие, но и для развития тех или иных вокально-хоровых навыков, стоящих на очереди в текущий момент работы хора и требующих постоянной, систематической тренировки в течение некоторого периода времени.

Полагая, что основным материалом, дающим вокально-хоровые навыки (в том числе и навыки многоголосного пения), являются песни, разучиваемые в хоре, составители сборника рассматривают приведенные здесь упражнения, как вспомогательные: они облегчают работу над навыками и приемами пения благодаря возможности сосредоточить внимание поющих детей на том или ином частном задании и быстро добиться практических результатов вследствие небольшого объема попевок и мелодий.
В этом заключается основной методический принцип и практическое значение данного сборника, вызванного к жизни настоятельной необходимостью скорейшего улучшения школьной хоровой работы.
Использование большого количества образцов народно-песенного творчестза имеет целью дать возможность учащимся с раннего возраста обогатить вокально-слуховой опыт напевными интонациями песен своего народа, что несомненно служит одним из путей углубления народной основы в школьном музыкальном воспитании.

В первую часть сборника вошли прежде всего упражнения для укрепления естественного звучания детского голоса и для расширения его диапазона у школьников, начинающих петь в хоре (или в классе). Эти упражнения строятся сначала на небольших попевках, главным образом, с поступенным движением в пределах 5 звуков; расширение диапазона идет за счет увеличения звукоряда в упражнениях и через использование различных тональностей. Наряду с поступенным движением в STOM разделе используются простейшие мелодические построения по аккордовым тонам лада.
Ряд упражнений предназначен для работы над дыханием, постепенное расширение объема которого определяется соответствующим строением мелодии. На этой основе строится работа над навыками связного пения, которым и посвящено значительное количество упражнений. В перечисленные упражнения, имеющие основной целью развитие голосового аппарата, включены попевки и гаммы, могущие служить для выравнивания звучания детского голоса, причем за основу берется верхнее (головное) звучание; этим объясняется преобладание в упражнениях нисходящего движения. Имеется ряд упражнений, в которых используются тексты с преобладанием тех или иных гласных (о-у, е-и), что дает возможность работать по мере надобности над «округлением» открытого певческого звука и над «приближением» далекого, глухого звука, свойственного многим детям. Использование текстов в упражнениях дает учителю возможность специально работать над правильной и чистой речью учащихся, над ясной дикцией и осмысленной фразировкой в песне. Сюда входит работа над произношением отдельных согласных (р, н и др.), навыки легкого пения безударных слогов и навыки замыкания слов, оканчивающихся согласными.

Первая часть заканчивается упражнениями в двухголосном пении. Для укрепления первоначальных организационных навыков в двухголосии (осознание себя каждой группой учащихся, как самостоятельно и организованно поющей партии хора) дано несколько упражнений, где голосовые партии выступают поочередно, перекликаясь, и объединяются лишь эпизодически.
Вторая часть сборника (3—4 классы) начинается одноголосными упражнениями, целью которых является продолжение работы предыдущих классов и закрепление навыков, заложенных ранее (напевность, навыки подвижного пения и т. д.). Основной же задачей второй части является привитие учащимся навыков сознательного, твердого и точного выполнения партии при совместном 2- и 3-голосном пений, развитие умения слышать свой голос и другие партии, соразмерять силу и согласовать качество их звучания.

Подбор упражнений и песенных отрывков сделан таким образом, чтобы обеспечить некоторое разнообразие форм 2-голосного пения как в техническом, так и в стилистическом отношении.
Наряду с вокальными упражнениям я и отрывками даны единичные примеры инструментального 2-голосия и 3-голосия, что может быть использовано для тренировки и заостренно-четком с ритмической и тембровой стороны хоровом исполнении (при пении на слоги).
Убеждение авторов сборника в глубокой взаимообусловленности, развития вокально-хоровой техники и музыкально-выразительного пения побудило их к использованию материала, который мог бы стимулировать осмысленное, выразительное пение его детьми и тем самым, хотя бы в части упражнений, обеспечивал разрешение задач технического порядка через выявление музыкального образа; этому же должно служить использование текстов во многих упражнениях.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Упражнения и музыкальные отрывки предлагаемого сборника могут использоваться в классной и внеклассной работе школы.
Упражнения, данные без текста, следует петь на слоги по выбору учителя (можно рекомендовать слоги с согласными Д, Б, М, Н, Л). Кроме того, большинство упражнений может быть использовано для пения с закрытым ртом (пение на согласную М, резонирующую п носовую полость).
Каждое упражнение или отрывок необходимо точно выучивать с учащимися и добиваться выполнения заданий, которые поставлены к нему.
На классном уроке по мере надобности можно пропевать от одного до трех упражнений, затрачивая на это 3—б минут (разучивание одного нового, повторение ранее выученных упражнений). На 2-часовом хоровом занятии количество упражнений может быть увеличено до 4—5, а время, затрачиваемое на эту работу — до 10—12 минут.
Пение упражнений не должно превращаться в самоцель и отвлекать учащихся от основной работы на уроке и хоровом занятии — работы над песенным материалом. Использование тех или иных упражнений должно помогать осуществлению системы вокально-хорового воспитания в целом и откликаться на потребности текущей работы с каждым данным детским коллективом (трудности в разучивании песен, особенности хорового звучания в различных классах, хора и т. д.).
Интерес детей к упражнениям должен быть связан с их пониманием задач и значения этой работы, должен стимулировать их к наилучшему исполнению попевок, песен. Навыки, полученные на упражнениях, дети должны уметь сознательно применять к песням, как только в этом встретится необходимость.
В первом и втором классах перед началом пения каждого упражнения необходимо пропеть хором его начальный звук и добиться дружного вступления.
В третьем и четвертом классах при наличии достаточных хоровых навыков нужно дать тон и также добиться точного вступления; если учащиеся недостаточно подготовлены — пропеть хором начальный звук.
Кроме тех задач, которые поставлены перед каждой группой упражнений и перед единичными из них, можно использовать их для дополнительной работы. Так, например, учителем может быть предложено выполнение тех или иных динамических оттенков, которые не указаны в нотах, могут быть введены дополнительные голоса или подголоски к данной мелодии; в отдельных случаях в упражнениях без текста может быть допущено изменение лада в мелодии (мажор-минор) и темпа.
Цель выпуска настоящего сборника будет достигнута, если использование его материалов в школьных хоровых занятиях будет способствовать повышению певческих навыков у учащихся и если усвоение учителями методических его принципов, впервые реализованных в пособии подобного рода, поведет к дальнейшему развитию самостоятельных творческих поисков учителей в области создания упражнений и выработки приемов школьной вокально-хоровой работы.

Скачать пособие Скачать пособие