Одним из учебных предметов, имеющих большое значение в художественном
воспитании школьника, является музыка. Включенный в общую систему обучения,
урок музыки должен отвечать всем предъявляемым к нему требованиям. Основные
моменты, составляющие содержание этих требований, следующие:
1) достоверность и научность знаний; соответствие этих знаний, а также
формулировок, терминологии и общего изложения учебного материала требованиям
марксистско-ленинской эстетики, советской педагогики, психологии и музыкознания;
2) идейная и педагогическая направленность музыкального материала, яркость
и доступность художественных образов произведения;
3) систематичность, последовательность и прочность в овладении музыкальными
(в частности, вокально-хоровыми) знаниями, умениями и навыками и их соответствие
возрастным особенностям школьников;.
4) сознательность и активность в восприятии и исполнении учащимися художественного
произведения;
5) умение учащихся применять на практике полученные знания и навыки с
целью художественного исполнения музыкального произведения;
6) сочетание коллективных занятий с индивидуальным подходом к учащимся;
7) дидактическая связь музыки с другими учебными предметами.
Итак, урок музыки в школе опирается на общие для всех предметов логические
и психологические основы обучения, которые включают: восприятие детьми
явлений; анализ и синтез явлений в процессе овладения знаниями; осмысливание
этих явлений; формирование умений, навыков и понятий; применение их на
практике; воспитание внимания, воображения, памяти, воли.
Однако специфические особенности урока музыки как учебного предмета заключаются
в том, что наряду с музыкально-образовательными требованиями (знание элементарной
музыкальной грамоты, умение различать построение и форму музыкального
произведения и т.п.) к уроку предъявляются и художественно-исполнительские
требования. Эти требования предполагают овладение вокально-хоровыми навыками,
с помощью которых учащиеся могут выразить в соответствующей художественной
форме основное содержание исполняемого ими произведения.
Одним из критериев успешного выполнения художественно-исполнительских
требований является оценка исполняемого произведения слушателями.
Суждение слушателей об исполнении музыкального произведения в известной
мере определяет дальнейшее направление работы. В этом заключается общественное,
воспитательное значение искусства, и в частности хорового пения. Этим
обусловливается и требование к качеству исполнения, которое должно быть
включено в содержание обучения как обязательное условие.
Успех осуществления музыкального воспитания и обучения в школе заложен
в четком определении учителем задач, содержания и методов преподавания.