Ю. Алиев - Пение на уроках музыки

Вокал пособия



Книги, литература, пособия, ноты по вокалу

 

ХОРОВОЕ ПЕНИЕ

 

 

Хоровое пение является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в школе. В процессе хорового исполнения развиваются не только музыкальные способности, такие, как слух, память, чувство ритма, но способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности младшего школьника: воображение, творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Кроме того, хоровое пение содействует овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения.
Значение хорового пения в общем процессе музыкального обучения и воспитания заключается еще и в том, что оно концентрирует в себе все формы работы на уроке: исполнение песен, знакомство с музыкальной грамотой, восприятие музыки, импровизацию, игру на простых музыкальных инструментах. Весь процесс изучения песни происходит на основе связи восприятия музыки с активным ее воспроизведением в определенной системе и последовательности.
Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определенным минимумом умений, знаний и навыков, которые определяют уровень их исполнения.
На основе этих знаний и умений учитель осуществляет раскрытие замысла исполняемого детьми музыкального произведения. Таким образом, содержание обучения хоровому пению разрешается в единстве вопросов — что поют дети и как они поют. Программный материал включает произведения, имеющие идейно-художественную ценность, доступные пониманию и исполнению детьми и дающие возможность систематического накопления певческих навыков и умений.

При работе над произведением нет двух изолированных этапов: технического и художественного. Вся техническая работа над произведением определяется -его содержанием. Отрицает ли это последовательность работы над преодолением технических. трудностей? Разумеется, нет. Естественно, что раньше проводится работа над чистотой интонации, точным исполнением ритма, правильным дыханием, хорошим звукообразованием, четкой, ясной дикцией, а затем уже над- фразировкой. Но сама/ работа над обязательными элементами музыкальной речи проходит не как чисто техническая, а как художественно-исполнительская. Это значит, что учитель, добиваясь качества звука, ритма, дыхания, связывает все это с конкретным художественным образом произведения. Только в этом случае техническая работа становится осмысленной, целеустремленной, преодоление трудностей — живым, творческим процессом.
/Обучение хоровому пению включает овладение как вокальными, так и хоровыми навыками.
В содержание вокальных навыков входят: певческая установка (правильное положение корпуса, головы, рта), дыхание, звукообразование и звуковедение, артикуляция и дикция.
В содержание хоровых навыков включены навыки строя, ансамбля и понимание дирижерских указаний учителя.

В процессе хорового пения хоровые и вокальные навыки находятся в тесной связи и взаимодействии.
Для овладения хоровыми навыками требуется наличие вокальных навыков. Например, для достижения чистой интонации; хорошего строя необходим навык правильного формирования гласных.
Для того чтобы успешно работать над строем и ансамблем, каждый участник хора должен владеть дыханием, знать правила голосообразования и звуковедения.
Вот почему в первые годы обучения программа по пению удаляет больше внимания вокальным навыкам, а в последующие годы хоровым. Это не значит, что в первых двух классах хоровые навыки не получают должного развития. И в первые годы обучения ведется работа над хоровым строем, ансамблем, и в прследующих классах учитель добивается широкого дыхания, четкой дикции, верного звукообразования. Но основным в системе построения навыков и в содержании работы над ними является последовательность, указанная выше.
Отбор тех или иных навыков в школьной программе не случаен. Это те минимально необходимые умения, которые могут! обеспечить осмысленное, художественное хоровое исполнение, т. е. вокально-хоровой минимум. Но это не только минимум, а и основа. Овладение этими навыками дает возможность дальнейшего вокального и хорового воспитания.
Система овладения знаниями и навыками строится на принципе закрепления и развития навыков, уже ранее полученных, и приобретения качественно новых. Это значит, что каждый из полученных в предыдущие годы навыков, таких, например, как пение на задержанном дыхании, правильное формирование гласных, одновременное начало и окончание пения, остаются в силе и в последующие годы обучения.
Но эти навыки будут развиваться и совершенствоваться уже на более сложном материале. С другой стороны, усложнение песенного материала выдвигает необходимость овладения качественно новыми навыками.