Ю.Алиев - Пение на уроках музыки

Вокал пособия

Книги, литература, пособия, ноты по вокалу

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН
СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
Текст С. Михалкова и Г. Эль-Регистана, музыка А. В. Александрова

 

Государственный Гимн Союза Советских Социалистических Республик является гимном страны победившего социализма. Этим определяется содержание его текста, прославляющего непобедимую мощь социалистического государства, в основе которого—дружба свободных народов советских республик во главе с великим русским народом. В тексте и музыке Гимна в ярких, зримых образах воплощена советская социалистическая государственность.
Важно, чтобы все граждане нашей страны хорошо знали свой Государственный Гимн. Особо ответственная роль в ознакомлении с Гимном отводится школе. Школа знакомит учащихся с Гимном, учит понимать и глубоко чувствовать заложенные в нем идеи, учит школьников всех возрастов осмысленно и выразительно исполнять его.
При ознакомлении с Гимном важно, чтобы учащиеся научились его петь с большой музыкальной культурой, хорошо понимая содержание, научились уважать его.

Вначале учитель рассказывает, что Гимн Союза Советских Социалистических Республик — это главная песня нашего народа, прославляющая наше государство.
В Гимне поется о самом дорогом и важном для всех советских людей. В нем рассказано о дружбе народов нашей страны, сплоченных в одну большую дружную семью — Союз Советских Социалистических Республик. Русские, белорусы, украинцы, азербайджанцы, армяне, латыши и многие другие' народы по своему желанию, по своей доброй воле объединились в единое могучее государство. И нет в мире силы, которая могла бы победить его. Союз наш могучий и нерушимый, он объединил, сплотил всех в единую семью.
На следующих уроках дети еще несколько раз слушают Гимн, вспоминают, о чем в нем поется, характеризуют его музыку. Гимн слушают и поют стоя, чтобы показать свое уважение к главной песне своей Родины.
Под влиянием бесед о Гимне учащиеся начинают яснее осознавать величие и торжественность знакомой им музыки Гимна.
Учащиеся III класса уже могут петь Гимн одноголосно в тональности си бемоль мажор. Рекомендуется следующий порядок разучивания Гимна: вступительная беседа, прослушивание Гимна, разбор содержания по строфам, анализ музыки, разучивание мелодии по строфам, торжественное исполнение учащимися всего Гимна.
Слова и мелодия Гимна выучиваются с детьми одновременно. В припеве следует обратить внимание учащихся на то, что в слове «Славься» на последний слог приходится два звука. То же повторяется и в слове «Отечество», и в словах «наше свободное». Это придает мелодии плавность и широту. Следующая строфа: «Дружбы народов надежный оплот» — при сохранении напевности исполняется более четко и маршеобразно, с небольшими акцентами в начале несколько раз повторяющегося мотива.
Разучивание Гимна продолжается 3—4 урока. При разучивании отдельных строф и куплетов внимание третьеклассников обращается на выразительность исполнения. Любовное и внимательное отношение к тексту и музыке Гимна необходимо для его полноценного воплощения.
После проведенной работы музыка Гимна и его слова станут учащимся близкими и дорогими, пробуждая в них чувства любви и преданности социалистическому Отечеству, гордость от сознания принадлежности к великому советскому народу.