Л.Л. Алунц
Упражнения и вокализы
Методическое пособие по сольфеджио
для учащихся 1-8 классов ДМШ
для информации
содержание:
Пояснительная записка
На современном этапе совершенствования учебного процесса перед педагогом
стоит цель: создать оптимальные условия для раскрытия возможностей ребенка,
заложенного в нем потенциала. Создать эмоционально-энергетическую среду
высокого профессионального уровня, креативную среду, в которой ребенку
будет комфортно, интересно, где он сможет развить свои способности в наибольшей
степени.
Перед педагогом групповых дисциплин стоит задача тончайшей психологической
настройки на группу индивидов-личностей различных возрастных категорий,
психотипов и характеров.
Предмет сольфеджио занимает важное место в системе музыкально-теоретических
дисциплин и ставит своей целью воспитание основ восприятия искусства музыки:
чистой интонации, четкого ритма и выразительного исполнения.
Сольфеджио — это музыкальная математика, дисциплина, воспитывающая музыкальное
мышление и требующая собранности, мобильности, организованности и аккуратности.
Задача педагога обучать детей музыкальной грамоте и, что особенно важно,
приучать их к серьезному, систематическому, усидчивому труду, прилежанию,
быстрой реакции, воспитывать волевые качества, умение концентрировать
внимание, заложить основы самоорганизации и самовоспитания - чрезвычайно
важных качеств для дальнейшей жизни ребенка и применимых в любой сфере
деятельности.
Методическое пособие является необходимой и неотъемлемой частью урока,
подспорьем в изучении теоретических дисциплин.
Дидактические материалы, грамотно составленные и органично включенные
в схему урока, помогают учащимся в действенной, краткой и увлекательной
форме осваивать сложные понятия и формулы, приобретать необходимые умения
и навыки и применять их в работе по специальности.
Предлагаемое методическое пособие по сольфеджио является результатом многолетнего
опыта работы с детьми и анализа существующих учебных пособий по этому
предмету. Зачастую ребятам бывает неинтересно выполнять задания, носящие
схематический характер. Примеры из мировой классики приводятся обычно
фрагментарно в одноголосии и не дают полного представления о произведении.
В основе работы лежит идея создания модулей-упражнений и вокализов, насыщенных
элементами, изучаемыми на определенном этапе. Такая форма, как показало
наблюдение, дает возможность наибольшей концентрации внимания учащихся
на конкретных элементах и формах работы.
Целью данной работы является развитие ладогармонического, интонационного
и ритмического типов слуха на основе дидактических авторских материалов
в соответствии с учебной программой. Автор стремится создать не только
полезные, но и интересные, представляющие художественную ценность музыкальные
примеры.
Дидактические материалы расположены в тематическом порядке по степени
сложности, в последовательности, предусмотренной программой по сольфеджио.
Данная система упражнений удобна в применении при разноуровневом и дифференцированном
обучении. Система дает возможность педагогу выбрать по теме и включить
в схему урока упражнения с необходимыми интонационными, ритмическими,
ладогармоническими особенностями.
Упражнения составлены в тональностях, соответствующих определенному этапу
обучения. Последний раздел включает вокализы, которые можно использовать
для пения двухголосно и с аккомпанементом. Возможен гармонический анализ,
транспонирование. Любой из вокализов может стать основой жанровых вариаций.
Почти все упражнения имеют гармоническое сопровождение, которое необходимо
использовать на уроках в нужном количестве и на должном уровне.
В упражнениях начального звена аккомпанировать может педагог, в средних
и старших классах — сами учащиеся.
Представленное пособие — это лишь часть материалов, используемых на уроках
сольфеджио в течение многих лет, наряду с методиками ведущих педагогов
России.
Дидактические материалы используются на занятиях по хору и вокалу, включаются
в открытые инновационные общешкольные мероприятия - «Музыкальные знатоки»,
«Мир волшебства, доброты и чудес», являются частью проекта окружного фестиваля
искусств «Десятая планета — детям Югры».