Методика преподавания хорового дирижирования - Л. Андреева


Пособия, литература для консерваторий, музыкальных институтов

 

 

Скачать пособие
Л. Андреева
Методика преподавания хорового дирижирования
“Музыка”, 1969г.

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Как известно, в учебных планах дирижерско-хоровых факультетов консерваторий и музыкально-педагогических институтов в цикле специальных предметов предусматриваются лекции по методике преподавания хоровых дисциплин. В этом курсе изучаются методики преподавания хорового класса, дирижирования, чтения партитур, хороведения, хоровой литературы, аранжировки. Круг вопросов предмета очень широк и в течение одного года, отведенного на его прохождение, все частные методики не могут быть освещены достаточно полно. Вследствие этого возрастает роль самостоятельной работы студентов над пособиями и материалами. Из всех предметов хорового цикла наименее разработаны и освещены вопросы преподавания дирижирования. Правда, имеется ряд книг, в которых разбираются некоторые вопросы техники дирижирования хором, но, как правило, они предназначены либо для консерваторий (например, книга А. Егорова «Очерки по методике преподавания хоровых дисциплин», К. Птицы «Очерки по технике дирижирования хором», С. Казачкова «Дирижерский аппарат и его постановка», либо для руководителей художественной самодеятельности (книга В. Соколова «Работа с хором», статья К. Птицы «О дирижировании» в сборнике «Работа, в хоре»). Пособий, освещающих более или менее подробно методику преподавания дирижирования па хоровых отделениях училищ пока очень мало (среди существующих можно назвать «Хрестоматию по дирижированию» Г. Дмитревского, правда, весьма лаконичную в части методических указаний, и вышедшую в 1961 году книгу К. Ольхова «О дирижировании»). Между тем студенты, проходящие на практике методику преподавания дирижирования, п начинающие педагоги — вчерашние выпускники вузов, не имеющие опыта, нуждаются в пособиях, в методической помощи. Дайнам работа и задумана как учебное пособие для студентов музыкальных вузов по курсу методики преподавания дирижирования в училище и тесно связана с программой по дирижированию для дирижерско-хоровых отделений музыкальных училище

Первая глава работы посвящена общим вопросам методики преподавания дирижировании (специфике предмета, содержанию занятий в классе, принципам составления индивидуальных планов и т. п.). В последующих главах разбираются с методической точки зрения технические приемы и навыки дирижирования в тех объемах, которые предусмотрены программой для каждого курса.
Писать о дирижировании очень трудно. Это настолько живой, творческий процесс, что часто словами невозможно выразить тот или иной жест, движение, прием. Столь необходимые и оправданные в исполнительстве, они при описании теряют свою выразительность и становятся зачастую схематичными, формальными.
Автор просит учесть это обстоятельство и при чтении работы принимать многие положения не как готовые рецепты, а лишь как методическую основу выполнения тех или иных технических приемов, как отправную точку в процессе их будущего творческого преломления.

Скачать пособие Скачать методику