Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора



Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

А. КАПП

 

 

Артур Капп родился 28 февраля 1878 года в селении (ныне городе) Сууре-Яни, в семье школьного учителя. Его отец, обладавший музыкальным образованием и исполнявший обязанности сельского органиста, научил сына играть на фортепьяно и органе. Увидев выдающиеся способности мальчика, отец отправил его в 1891 году учиться в Петербургскую консерваторию.
В консерватории Капп был зачислен в класс органа Л. Гомилиуса, игру на фортепьяно изучал под руководством Ф. Черни, а теорию, гармонию, контрапункт и фугу проходил под руководством А. Лядова и А. Бернгарда. Одновременно он обучался при консерватории в общеобразовательных классах. В 1897 году Капп поступил в класс практического сочинения Н. Римского-Корсакова и вскоре окончил консерваторию по двум специальностям: в 1898 году — по игре на органе, в 1900 году — по композиции.
Приехав в Петербургскую консерваторию мальчиком и воспитываясь в ней в течение девяти лет, Капп сумел особенно глубоко и органично впитать в себя опыт русской музыки вместе с традициями мировой музыкальной классики. В эти годы определилось его тяготение к монументальным инструментальным формам как средству обобщенного воплощения драматической идеи. Но при этом Капп никогда не отрывался от родной почвы, от мыслей и чаяний эстонского народа.

В студенческие годы и непосредственно после окончания консерватории Капп написал сонату для органа (1897), «Сонатное аллегро» для скрипки и фортепьяно (1898), увертюру «Дон Карлос» для симфонического оркестра (1899), кантату «Рай и Пери» (1900), «Гимн к столетию рождения Ф. Р. Крейцвальда» для хора с оркестром и «Хоральные вариации» для органа (1902). Кроме того, им был сочинен ряд хоров a cappella на слова эстонских поэтов (в том числе: «Мое. сердце», «Просьба» и др.) и несколько романсов («По лесной дороге», «В оковах», «К облаку», «Не ветер, вея с высоты» и др.).
По окончании консерватории Капп на некоторое время остался в Петербурге, давая уроки музыки и руководя хором Общества эстонских ремесленников. В качестве органиста он с успехом концертировал во многих городах России, включая Эстонию и Финляндию. В 1904 году он принял назначение в Астрахань директором Музыкального училища Русского музыкального общества. В Астрахани Капп отлично наладил преподавательскую работу в училище и существенно обогатил художественную жизнь города симфоническими и камерными концертами, оперными спектаклями, исполнением кантат и ораторий. К астраханскому периоду относится ряд произведений Каппа в разных жанрах. Особенно важное место в истории эстонской национальной музыки заняли «Сюита № 1 на эстонские народные темы» для симфонического оркестра (1906—1912) и кантата «К солнцу» (1910), а также некоторые хоровые песни.
Регулярно наезжая в эти годы в Эстонию, Капп выступал органистом и дирижером в городах и селах. В 1909 году он дирижировал на Тартуском певческом празднике, в 1910 году — на Седьмом Всеобщем певческом празднике в Таллине.

После Великой Октябрьской социалистической революции Капп активно содействовал строительству в Астрахани советской музыкальной культуры. В
1918 году им был написан струнный квинтет, в котором композитор разрабатывал народные мелодии, в
1919 голу—кантата «Пробудись, народ».
В 1920 году Капп переехал в Таллин, приняв на себя обязанности оперного и симфонического дирижера в театое «Эстония», которые выполнял до 1924 года. В 1920—1943 годах он преподавал композицию в Таллинской Высшей музыкальной школе (консерватории), где в 1925 году получил звание профессора. В числе учеников Каппа были его сын Эуген Капп, Густав Эрнесакс и много других видных музыкантов.
В продолжение двадцати лет буржуазного режима в Эстонии А. Капп сохранял верность реалистическим принципам и связи с передовой русской культурой. Однако в некоторых сочинениях он отдал дань субъективизму и религии. К числу его лучших произведений этого времени относятся: Первая симфония, в финале разрабатывающая эстонскую крестьянскую антикрепостническую песню (1924), Втлоая оркестровая сюита на напевы эстонских рун (1930). оратория «Иов» (1931), «Токката» для органа (1932), трио для органа, скрипки и виолончели (1935), отдельные романсы и хоры.
После восстановления в Эстонии Советской власти А. Капп впервые смог полностью отдаться композиторской работе. С огромной, несмотря на преклонный возраст, творческой силой и быстротой он создал целый ряд крупных сочинений, значительных по содержанию и мастерству. Среди них: «Концертная рапсодия» для фортепьяно и симфонического оркестра (1944—1945), Вторая симфония, двойной концерт для кларнета и валторны с оркестром и Второй органный концерт (1945), виолончельный концерт (1946), Третья симфония, «Праздничная увертюра» и Четвертая сюита для симфонического оркестра (1947), Четвертая симфония и Вторая органная соната (1948), Пятая симфония с хорами (1949—1952). Наиболее широкое общественное признание получили Четвертая симфония, посвященная тридцатилетию ВЛКСМ и носящая название «Молодежной», и Пятая симфония, названная композитором «За мир»,
В 1945 году Каппу было присвоено звание заслуженного деятеля искусств ЭССР. 14 марта 1952 года Артур Капп умер в Сууре-Яни.

Сюита № 1 на эстонские народные темы
Первая сюита А. Каппа на эстонские народные темы для симфонического оркестра состоит из четырех частей. Начальные две части были написаны в 1906 году, в связи с торжеством открытия здания театра «Ванемуйне» в Тарту, где и были в том же году впервые исполнены. Третья и четвертая части были написаны в 1912 году и годом позднее впервые исполнены в Таллине. Положив в основу сюиты подлинные народные мелодии, Капп подверг их многостороннему развитию в целях создания ярких и правдивых картин жизни эстонского народа. При этом Капп симфонизировал изложение, умело применив разнообразные ресурсы музыкального письма — гармонические, полифонические, фактурные, тембровые.
Первая часть сюиты — Анданте. Главной темой этой части Капп избрал лирическую песню «Приходи», повсеместно известную в хоровой обработке Мийны Хярмы (см. стр. 330). Не изменив самого напева, композитор придал ему взволнованный, тревожный характер посредством неустойчивого, лишенного метрических опор аккомпанемента на остинатном нисходящем басу и путем оплетания подвижными, текучими подголосками. Кратковременным просветлением служит проведение второй, танцевальной половины песни, но, быстро промелькнув, она исчезает и больше уже не возвращается. Возникающая в виде каденции мелодия валторны образует переход к среднему разделу первой части. Она воспроизводит типичный для старой эстонской деревни наигрыш пастушьего рога и постепенно преобразуется, вырастая в звучности, динамизируясь и к концу приобретая мощь и боевую устремленность. Достигнув кульминации, движение внезапно обрывается. Вновь появляется печальная главная тема, открывая укороченную репризу. Сперва она сплетается с отголоском только что господствовавшего наигрыша, теперь звучащего мягко и жалобно, а затем остается одинокой на неустойчивом (как в начале), мало-помалу затухающем фоне. В партитуре Капп не предпослал этой части словесной программы. Однако при одном из ранних исполнений автор дал следующее сюжетное истолкование: «На чужбине. — Воспоминания о детстве. — Рассказ бабушки о народных героях. — Далекая родина».
Вторая часть сюиты — Скерцо, контрастирующее предыдущей своим буйным весельем, В основе скерцо лежит крестьянская свадебная песня:

Пойте, парии молодые,
Жены, старики седые!
Ешьте, пейте, пойте, гости,
Скуку и печаль отбросьте!

Незамысловатый и бойкий напев этой песни развивается в одночастной форме, путем регистровых перемещений, тембровых изменений и мотивной разработки. Непрерывность, устремленность и красочность скерцо создают образ ничем не омрачаемого народного гулянья. Бытовая конкретизация достигается имитацией волынки, обычно сопровождавшей народные развлечения в старой Эстонии.
Третая часть сюиты — Тема с вариациями; в ней трансформируется один из эстонских народных видов вальса. Четвертая часть — Финал, построенный на шуточной народной песне «Козлик, где ты был». Появляющаяся в финале реминисценция главной темы первой части придает всему циклу смысловое единство.

Романсы
Усматривая свою главную творческую задачу в создании музыкальных произведений крупной формы, Капп написал, вместе с тем, значительное количество небольших вокальных пьес. Несмотря на иной масштаб и на жанровую специфичность, они родственны большим инструментальным сочинениям Каппа по основной направленности и общему складу. В частности, это относится к романсам Каппа — серьезным и, в большинстве, драматическим по содержанию, в которых композитор использовал богатые и подчас сложные, средства художественного выражения.

По лесной дороге. Романс на слова К. Э. Сёёта (см. выше), написанный в 1895 году и впервые напечатанный в 1904 году. Полный душевной теплоты и, одновременно, горькой думы о безвозвратно ушедшей юности, романс этот построен в трехчастиой форме, с контрастным противопоставлением песенности (в первой и третьей частях) и речитатива (в средней части).
В оковах. Другой романс на слова Сёёта, написанный в период занятий у Н. Римского-Корсакова и также изданный в 1904 году. Суровый и страстный, он построен в сквозной форме, давшей композитору возможность чутко следовать за каждым оттенком мысли стихотворения. Соблюдая в вокальной партии принцип строгой, но гибкой декламации, Капп углубил образную выразительность активным фортепьянным сопровождением, с напряженным сиикопирова» нием, с подчеркнутой акцентуацией, гармоническими задержаниями, мелодизированным басом. Лишь в момент передачи заветной мечты пленника о свободе музыка приобретает некоторую распевность.
К облаку. Третий романс на слова Сёёта, также относящийся к концу пребывания Каппа в Петербургской консерватории и впервые опубликованный, вместе с двумя предыдущими, в 1904 году. Это — превосходный и редкий пример предельно лаконичного романса, в котором светлый образ вызвал простое, ясное строение и прозрачную фактуру.

К солнцу
Кантата «К солнцу» написана на текст Михкеля Веске (1843—1890), выдающегося эстонского демократа-просветителя, ученого и поэта. Патриотическая идея стихотворения Веске облечена в форму обращения к солнцу — подателю благ и счастья трудящемуся человечеству. При этом образ встающего на востоке светила был поэтом аллегорически связан с образом русского народа —> друга на востоке, принесшего эстонцам освобождение от немецких захватчиков-феодалов.
Кантата предназначена для солиста-тенора, хора, симфонического оркестра и органа. Она состоит из нескольких звеньев, исполняющихся без перерыва. Открывается кантата оркестровым вступлением, непосредственно переходящим в четырехголосный полифонический хор — прославление солнца, дарующего миру жизнь и силы. Появляющиеся в оркестре ритмические и интонационные обороты марша открывают патетический рассказ солиста, поддерживаемого мужским хором, о героическом прошлом эстонского народа и его многовековой борьбе за независимость. Краткое величание русского народа-друга и мольба о ниспослании счастливой доли приводят к мощному заключительному хору, гордо утверждающему право родной страны на самобытность и свободу,
Кантата «К солнцу» была сочинена в 1910 году и впервые исполнена при открытии нового здания театра «Эстония» в Таллине, в 1913 году.
Лембиту — герой освободительной борьбы эстонского народа против немецких рыцарей, сумевший временно объединить разрозненные эстонские земли для отпора врагу и мужественно погибший в бою 21 сентября 1217 года.