Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора

Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

М. СААР

 

Март Саар родился 28 сентября 1882 года в деревне Хюпасааре, Вильяндиского района (тогда Лифляндской губернии), в семье лесного сторожа. Общее образование он получил в начальной школе в Каансоо, в приходском училище в Сууре-Яни и в Александровском училище в Пылтсама. Испытав пятилетним ребенком сильнейшее впечатление от услышанного органа, Саар стал самоучкой заниматься музыкой, а девяти лет сделал первые опыты сочинения. В 1894 году Артур Капп, увидев большое дарование мальчика, начал давать ему бесплатные уроки, а затем помог поехать учиться в Петербург.
В 1901 году Саар поступил в Петербургскую консерваторию. Здесь он изучал органную игру в классе Л. Гомилиуса и теорию композиции в классах Н. Римского-Корсакова, А. Лядова и А. Глазунова. В студенческие годы им было написано много фортепьянных пьес (соната, сюита, прелюдии, мазурки и т. д.), ряд романсов, дуэтов и хоров на слова эстонских поэтов. В 1903 и 1907 годах Саар принимал участие в фольклористических экспедициях, организованных Обществом эстонских студентов. В разных районах Эстонии он записал много народных мелодий, что оказало огромное влияние на его творческий облик. В своем тяготении к народному творчеству Саар нашел полную поддержку у русских учителей, явившихся для него примером идейности и мастерства.
В 1908 году Саар окончил Петербургскую консерваторию по специальности органиста. Поселившись в Тарту, он вынужден был зарабатывать на жизнь частными уроками. Тем не менее, и в таких условиях Саар сочинил много новых пьес (преимущественно малой формы) для фортепьяно, для органа, для симфонического оркестра. Но основной областью его творчества была вокальная музыка — сольная и хоровая. В 1909 году он издал первый, в 1914 году—-второй И третий сборники песен для смешанного хора. Особенную популярность из произведений Саара этих лет получили ХОРЫ «Дух севера», «Наша жизнь», «Колыбельная», «Источник», «Мы желаем сбросить рабство» и романсы «Что я слышал», «Однажды», «По глади вод», «Где ты, дом печали» и др. В 1915 году он написал учебник теории музыки.

Не изменилось положение Саара и в годы буржуазного господства в Эстонии. Лишь на короткий срок (в 1920—1921 и 1927—1928 годах) Саару была предоставлена педагогическая работа в Тартуском Высшем музыкальном училище. В продолжение остального времени он по-прежнему дол ЖРИ был тратить силы на частное преподавание, а 1932—1943 годы даже провел в Сууре-Яни. Напечатать ему удалось несколько сборников хоровых песен (1920—1935), отдельные романсы и фортепьянные пьесы, а также учебник гармонии (1918).
В музыке Саара сталкивались противоборствующие тенденции, но реалистическая устремленность всегда была сильнее, и это позволило ему своими лучшими произведениями внести крупный вклад в развитие эстонской музыки. Среди них особую популярность приобрели хоровые песни «Яан идет на праздник» (1927), «Песня не слетает с неба» (1934), «Поднялась трава густая» (1935), романсы «Перелеска» (1923), «Зимнее одиночество певца» (1925), «Под покровом ветра» (1927), «Тучи плывут» (1930) и др.
После восстановления в Эстонии Советской власти перед Сааром открылись совершенно иные перспективы. С 1944 года Саар преподает теорию композиции в Таллинской государственной консерватории и в 1947 году Высшей аттестационной комиссией был утвержден в звании профессора. Значительно расширился в советский период круг жанров музыки Саара. Он написал ряд сольных и хоровых песен на советскую тематику («Песня мира», «Незабываемая песня» и др.), а также массовых песен («На новых полях» и др.) — частично на собственные слова. Из инструментальных сочинений Саара этого периода выделились три «Эстонские сюиты» для фортепьяно (1944, 1946, 1948).
В 1945 году Саару было присвоено звание заслуженного деятеля искусств Эстонской ССР. В 1947 и 1950 годах он был награжден почетными грамотами Верховного Совета ЭССР. В 1952 году Саару было присвоено звание народного артиста Эстонской ССР.

 

Романсы

 

Романсное творчество занимает в музыке Саара одно из ведущих мест. Свойственное композитору тяготение к малым формам получило в жанре романса наиболее естественное воплощение. Всего Сааром написано около 150 романсов. Их содержание разнообразно, но преобладают произведения лирические, обычно — весьма эмоциональные, психологизированные, а иногда и драматизованные. Романсы Саара могут быть подразделены на три группы: романсы в тесном смысле слова, сочинения в народном духе и более или менее свободно обработанные народные напевы. Лучшие из них приобрели популярность в эстонском быту и на концертной эстраде.
«Где ты, дом печали». Романс-песня, написанный в 1916 году. В его основу композитором была положена подлинная эстонская городская песня. Саар сохранил строфическую форму первоисточника, но придал ей своеобразную структуру. Текст состоит из трех строф, причем третья является точным (с заменой лишь двух начальных слов) повторением первой. Саар поставил своей задачей избежать напрашивающейся в таком случае трехчастной музыкальной трактовки (АА'А) и потому внес новые черты в трактовку не второй, но третьей строфы (AAA1). При первом варианте куплета мелодия канонически повторяется в фортепьянном сопровождении. При втором варианте канон снимается, взамен чего в аккомпанементе выступает мерная и динамизированная аккордовая пульсация. Благодаря этому Саару удалось добиться в романсе внутреннего развития, несмотря на неизменяемость самого напева.
«Что я слышал». Лирический романс на слова К. Э. Сёёта (см. стр. 333), являющийся одним из самых любимых и распространенных произведений Саара. Сочиненный в 1908 году и, следовательно, относящийся к раннему периоду творчества Саара, этот романс, уже. обладает многими яркими чертами его индивидуального стиля. Он отличается броским, эмоциональным письмом, вокальная партия колеблется между речитацией и ариозностыо, в фортепьянном — преимущественно фоновом — аккомпанементе периодически возникают дополнительные мелодические образования, иногда подкрепляющие голос, иногда ему противостоящие. Романс построен в сквозной форме, но совпадение начальных тактов последней и первой строф создает, вместе с тем, ощущение трех-частности.

 

Хоры

 

Самой важной областью творчества Саара является хоровая музыка, где композитор достиг выдающихся результатов. Они заключаются, прежде всего, в создании многих отличных хоровых произведений, завоевавших в Эстонии признание и любовь. Они заключаются, вместе с тем, и в принципиальном обосновании дальнейших путей эстонской хоровой культуры, утверждая ведущее значение полифонического метода. Саар написал свыше 250 хоровых произведений для смешанного, мужского, женского и детского составов, главным образом — обработки народных песен и хоровые песни на слова эстонских поэтов. Значительное число хоровых сочинений Саара вошло в репертуар эстонской массовой самодеятельности и постоянно исполняется на всенародных певческих праздниках.
Колыбельная. Песня для смешанного хора на народные слова, музыка которой сочинена в народном духе самим Сааром. Несмотря на ограниченные возможности данного жанра, уже здесь проявилось стремление Саара к полифонии, выразившееся в применении контрапунктирующих линий и (в тринадцатом — четырнадцатом тактах) имитации. По указанию автора, после второго куплета возможно повторить припев еще раз с закрытым ртом. Песня была написана в 1911 году.

Источник. Лирическая хоровая песня, написанная в 1912 году на слова К. Э. Сёёта (см. выше). В этом тонком музыкальном пейзаже хоровая полифония Саара получила значительно более широкую реализацию. Песня сначала имеет имитационное сложение, причем хроматизация четвертой ступени придает мажорной тональности, в соответствии с несколько таинственным содержанием текста, обостренный оттенок лидийского лада. В дальнейшем же звучание просветляется и комплексируется, однако сохраняя и здесь мелодическую самостоятельность отдельных партий.
«Мы желаем сбросить рабство». Обработка крестьянской антикрепостнической песни для смешанного хора. Простой и короткий (двухтактовый) народный напев с вступительными и заключительными «бессловесными» вокализациями Саар развил в глубоко содержательную звуковую картину, Угнетенные крестьяне то группами, то объединению жалуются и негодуют в страстной жажде избавления. Для воплощения стихийного крестьянского протеста композитор избрал метод свободной полифонии. Число голосов здесь непостоянно, плотность колеблется от унисона до восьмизвучиого аккорда, широко применены свойственные народной практике органные пункты, важную выразительную роль играет подвижная динамика. По указанию автора, в последних четырех тактах возможно, для усиления воздействия, исполнение партий альтов и басов без слов, с закрытым ртом, равно как удвоение в октаву партии второго баса. В первоначальном виде обработка была сделана в 1912 году, а окончательный вид приняла при подготовке к печати в 1918 году.