Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора



Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

М. К. ЧЮРЛИОНИС

 

 

Микалоюс Константинас Чюрлионис родился 23 сентября 1875 года в местечке Варена, близ Вильнюса, откуда его родители вскоре переехали в Друскининкай. Отец Чгорлиоииса был органистом и рано начал учить сына музыке. К пяти годам мальчик играл и импровизировал на фортепьяно.
В 1888—1893 годах Чюрлионис обучался в Плун-геской музыкальной школе, существовавшей в то время специально для подготовки оркестровых музыкантов. Пребывание в этой школе позволило Чюрлионису не только свободно овладеть игрой на флейте, но и близко соприкоснуться с практикой симфонического оркестра в целом, что послужило ему отличной подготовкой для дальнейшей творческой работы. В 1893 году он поступил в Варшавский музыкальный институт, где занимался в классе композиции 3. Московского и одновременно пополнял свои познания в области литературы и науки путем самообразования, Наибольшее воздействие на Чюрлиониса в эти годы, естественно, оказало наследие Шопена.
В студенческий период Чюрлионис преимущественно писал для фортепьяно, для которого сочинил две сонаты и много мелких пьес. Наряду с тем, им была написана кантата для хора и оркестра. В 1898 году его произведение (фортепьянный «Ноктюрн») впервые появилось в печати. В 1900 году Чюрлионис окончил с отличием Музыкальный институт. Оставшись в Варшаве и зарабатывая на жизнь уроками музыки, он в том же году написал симфоническую поэму «В лесу».

В 1901—1902 годах Чгорлионис совершенствовался в Лейпцигской консерватории, в классах контрапункта и фуги С, Ядассона и композиции К. Рейне» ке. Здесь он сочинил несколько оркестровых и фортепьянных пьес, а для окончания консерватории представил струнный квартет. Вернувшись в Варшаву, Чюрлионис возобновил прежнюю деятельность учителя музыки и композитора. Кроме того, с 1904 года он стал заниматься живописью: сперва в качестве ученика местных рисовальных школ, а затем в качестве художника-профессионала. В 1904 году Чюрлионис встал во главе хора Варшавского литовского общества взаимопомощи, для которого записал и обработал ряд народных песен. В 1904—1907 годах он создал вторую симфоническую поэму «Море».

В 1907 году Чюрлионис переехал в Вильнюс, где, по-прежнему добывая средства для существования уроками музыки, стал одним из учредителей Литовского художественного общества, участвовал в организации выставок и концертов, выступал в печати по вопросам развития национального искусства и т. д. В 1909 году он издал сборник «Жаворонок», содержащий 23 литовские народные песни, обработанные им для школьного хора. В 1910 году Чюрлионис опубликовал большую статью о литовской музыке, в которой сделал первую попытку классификации народных мелодий. К этим годам отнрсится и его неосуществленный замысел создать литовскую национальную оперу. Много работая в области живописи, Чюрлионис стремился претворить в ней музыкальные образы, результатом чего явился ряд картин, названных им «прелюдиями», «фугами», «сонатами».
Осенью 1909 года Чюрлионис приехал в Петербург и сблизился здесь с художниками общества «Мир искусства». Но вскоре он тяжело заболел', был помещен в больницу в Пустельнике, близ Варшавы, и скончался там 10 апреля 1911 года. Похоронен Чюрлионис в Вильнюсе.

В лесу
Симфоническая поэма «В лесу» была Чюрлиони-сом написана в 1901 году, но при жизни композитора не исполнялась и осталась (как, за единичными исключениями, все другие его сочинения) в рукописи. Впервые поэма была исполнена в Петербурге, в 1912 году.
Кроме названия, поэма словесно сформулированной программы не имеет. Не является она и звуко-изобразительной картиной. Целью композитора было воплощение симфоническими средствами дум и чувств человека на лоне природы, иначе говоря — создание психологизированного музыкального пейзажа. Сообразно этому, поэма построена па волнообразных нарастаниях и спадах.
Поэма «В лесу» открывается мерными, почти недвижными аккордами (Lento assai, C-dur). Возникающие на этом фоне зовы и последующий порывистый взлет образуют две основные темы первого раздела. Они подвергаются перемещениям, мотивной разработке и сопоставлениям — как между собой, так и с другими, вспомогательными мелодическими образованиями, что создает несколько нагнетаний и разрежений. Затем звучность просветляется, и короткий красочный эпизод приводит ко второму разделу (Andante espressivo е cantabile, G-dur). Появляются новые темы, две из которых имеют мягкий песенный склад, а третья предстает в виде пасторального наигрыша. Но понемногу движение начинает терять этот спокойный характер, на передний план опять выступает прежняя взволнованная, порывистая тема, музыка все более и более драматизуется, пока возникшее напряжение после острых внутренних столкновений не ослабевает и не иссякает. Тогда возвращаются начальные мерные аккорды (Tempo I, C-dur), а на их фоне — прежние зовы, однако теперь имеющие умиротворенный, утверждающий смысл.
Музыка поэмы «В лесу» отличается активным, мелодизированным голосоведением и действенной ролью тембрового начала. Партитура рассчитана на исполнение большим симфоническим составом, но без ударных инструментов,

Обработки народных песен
Работа Чюрлиониса над народной песней явилась результатом осознания им решающей роли народного творчества в развитии национальной культуры. Сохранилось около 75 его записей литовских песен, которые были обработаны частично для хора a cappella, частично для фортепьяно. Наибольшее значение в обработках Чюрлиониса имеют найденные им пути обогащения литовской народной музыки гармоническими ресурсами и приемами имитационного письма,
«Ой, лебеди по небу летают». Песня о солдатской доле, возникшая (судя по данным текстовых вариантов) в XVII веке. Несмотря на господствующий в этой песне трехдольный размер, Чюрлионис метко назвал ее «маршем». Обработка помещена в изданном в 1909 году школьном песеннике и, таким образом, предназначена для трехголосного детского хора, но вошла также в репертуар женских хоров. Несмотря на ограниченные исполнительские возможности, композитору удалось добиться достаточной индивидуализации партий, с применением (в пятом и седьмом тактах) имитации между вторыми сопрано и альтами. Текст песни печатается в антологии с сокращением.
«Летом кормил я». Одна из самых популярных в Литве лирических народных песен, обработанная около 1904 года для смешанного хора a cappella. Путем небольших ритмических и интонационных обострений во второй половине напева Чюрлионис образовал внутри последнего контраст, который укрепил динамически (р—f) и ладотонально (до мажор —ля минор). Тем самым он придал своей обработке характер чередования песенного куплета с танцевальным припевом.
«Вот уж светлеет зорька». Обработка традиционной свадебной песни для смешанного хора а cappella, сделанная в 1906 году. Песня эта во время Свадебного обряда в старой литовской деревне пелась при проводах невесты. Чюрлионис построил свою обработку на основе комплексирования трех верхних голосов и противопоставления им четвертого, нижнего голоса. При этом между сопрано и басом образуется канон, сначала — в нижнюю квинту, а затем — в нижнюю секунду. Белые братцы — шафера.

Прелюдии
Главное внимание Чюрлиониса в течение всей его композиторской жизни было посвящено фортепьянной музыке. В этой области (не считая учебных работ) он создал около 190 произведений. Особенностью фортепьянного творчества Чюрлиониса являлась психологическая насыщенность и концентрированность, а отсюда — преобладание малой формы.
Наибольший интерес среди фортепьянных сочинений Чюрлиониса представляют многочисленные и разнообразные по характеру прелюдии. Кроме того, им были написаны ноктюрны, мазурки, полонезы, юморески, ряд фуг и канонов, пьесы программного содержания («Осень», «Море»), а также упомянутые выше обработки литовских народных песен, частично сомкнутые в виде вариантных циклов.
Первые три из воспроизводимых в антологии четырех прелюдий были сочинены в 1901—1902 годах. Всем им свойственны образная определенность и интонационная ясность. Первая имеет приподнятый, взволнованный характер и содержит несколько звуковых волн, объединенных остинатным мотивом в разных регистрах и голосах. Вторая отличается светлым лирическим обликом и самим композитором была названа «пасторальной»; в ней на мерно пульсирующем и гармонически устойчивом фоне выступает мягкая, ласкающая мелодия, лишь в коротком среднем эпизоде уступающая место более возбужденному движению. Третья написана в характере ритмически четкой и закругленной маршевой песни, мелодия которой временами оплетается контрапунктирующими подголосками; но общему своему складу она близка к польской повстанческой песне «С дымом пожаров».
Противоположна предшествующим по содержанию и выразительным средствам четвертая прелюдия, сочиненная в 1908 году. Она вся соткана из контрастов торжественности и беспокойства. Широкая аккордовая поступь в ней чередуется с короткими мелодическими проведениями, мощное полнозвучие сменяется еле слышным выстукиванием отдельных тонов, на передний план резко выступают увеличенные и уменьшенные интервалы, синкопирование и т. д., что обусловливает острую драматическую напряженность музыки. Но применение репризы и заключительное тональное прояснение сообщают и этой прелюдии смысловую и структурную определенность.