Стасис Шимкус родился 4 февраля 1887 года в деревне Мотишкяй, близ Каунаса,
в семье кузнеца. Начальное образование он получил в деревне, в 1897—1900
годах был учеником Ю. Науялиса на курсах органистов в Каунасе, а затем
отправился учиться в Вильнюс.
После недолгих занятий в Вильнюсском музыкальном училище Русского музыкального
общества, Шимкус в 1906 году поступил в Варшавский музыкальный институт.
Здесь он обучался в течение двух лет по классу органа и здесь же написал
свои первые сочинения, в том числе популярный некогда романс «Где хижина
ветхая». Композиторские интересы побудили Шимкуса в 1908 году отправиться
в Петербургскую консерваторию, в которой он занимался до 1914 года в классах
А. Лядова, Я. Витола и М. Штейнберга.
Во время пребывания в Петербурге окончательно сформировался идейный и
творческий облик Шимкуса. Теснейшая связь с местными кругами литовской
демократической интеллигенции укрепила его давнее влечение к народной
песне, а приобщение к опыту передовой русской культуры позволило ему ясно
определить свои дальнейшие композиторские задачи. Еще в студенческие годы
Шимкус выступил с несколькими значительными сборниками обработок литовских
народных песен: «Наши песни» (1911), «Песельник» (1912) и др. В Петербурге
и, на каникулах, в разных городах Литвы он дирижировал хорами и устраивал
концерты и спектакли, пропагандируя литовскую народную песню. Вместе с
тем, он активно содействовал популяризации песен других народов, в первую
очередь — белорусской, В эти годы Шимкус сочинил и ряд оригинальных произведений,
в частности—«Песню рабочего», несколько романсов и хоров, «Анданте» и
«Скерцо» для фортепьяно.
В 1914 году Шимкус окончил Петербургскую консерваторию, но начавшаяся мировая война и последовавшая оккупация Литвы кайзеровскими войсками не позволили ему развернуть задуманную деятельность на родине. В 1915 году он отправился для музыкальной работы среди литовцев в Соединенные Штаты Америки и был в разных городах организатором и дирижером национальных хооов, устроителем концертов и спектаклей и т. п. В 1916 году Шимкус сделал попытку издания журнала «Музыка» на литовском языке, но из-за материальных затруднений смог выпустить лишь два номера. В США он опубликовал несколько серий обработок народных песен и оригинальных произведений. Среди последних выделилась музыка для мелодрамы «Цыгане» (1918), отдельные номера из которой (в частности, хоровое «Прощание с лесом») приобрели самостоятельное репертуарное значение.
В 1920 году Шимкус покинул Америку. В 1921—1922 годах он занимался теорией
композиции в Лейпцигской консерватории, стремясь усовершенствовать технику
своего письма. Однако созданные в Лейпциге сочинения Шимкуса показали
явственное ослабление присущего ему реалистического начала.
В 1923 году Шимкус вернулся в Литву. Чтобы обеспечить квалифицированными
кадрами музыкально-просветительную работу в широких массах, он основал
в Клайпеде музыкальное училище, просуществовавшее до 1930 года и подготовившее
много хороших музыкантов разных специальностей, В последующие годы Шимкус
основные свои силы посвятил продолжению начатой еще в юности записи и
обработки литовских народных песен. Желая придать этому делу по возможности
более широкий характер, он в 1934 году добился организации при Каунасском
университете специальной «Комиссии по собиранию народных мелодий». Развивая
и углубляя свой метод обработки народных напевов, Шимкус создал ряд новых
хоровых и сольных пьес, а в 1936—1937 годах объединил все работы в этой
области в пяти выпусках сборника «Литовские народные песни». Меньшее значение
имели оригинальные произведения Шимкуса этих лет, часть которых, к тому
же, отразила его временные идейные заблуждения.
После восстановления в Литве Советской власти Шимкус впервые почувствовал
возможность осуществления своих заветных намерений. В 1940—1941 году он
написал оперу из крестьянской жизни «Деревня у поместья», которая была
включена в программу готовившейся тогда декады литовского национального
искусства в Москве. Но нападение гитлеровцев на Советский Союз сорвало
его творческие планы.
Не выдержав травли и физических тягот во время оккупации Литвы фашистами,
Шимкус умер в Каунасе 10 сентября 1943 года.
Среди оригинальных сочинений Шимкуса дооктябрьского периода особенно выделяется
хоровая «Песня рабочего». Она, была написана Шимкусом на собственные слова
в 1912 году, во время обучения в Петербургской консерватории.
По четкой социальной направленности это произведение занимает выдающееся
место в музыкальном наследии не только литовского народа. В нем получила
отражение освободительная борьба рабочего класса, но не в форме одноголосной
массовой песни (как обычно бывало в аналогичных случаях), а в виде развитой
хоровой песни четырехголосного сложения. При этом Шимкус стремился создать
произведение оптимистического, жизнеутверждающего содержания.
Соответственно идее, «Песня рабочего» выдержана в маршевом ритме, а в
кульминационных моментах движение приобретает чеканность и устремленность.
Отказавшись от традиционного членения песни на куплет и припев, Шимкус
применил лишь повторение отдельных слов на рр в качестве своеобразного
смыслового отклика.
Собирание, художественное претворение и пропаганда народной музыки являлись основным делом всей жизни Шимкуса. Общее число записанных Шимкусом песен, танцевальных мелодий и образцов инструментальной музыки достигло 2000. Уже первые сборники Шимкуса, изданные еще в студенческие годы композитора, принесли ему заслуженное признание, а последующие сольные и хоровые обработки окончательно упрочили его репутацию выдающегося знатока и мастера литовской народной музыки. Шимкус сумел особенно ярко раскрыть и углубить специфические свойства литовской песни. Обычно оставляя нетронутой куплетную форму песни, он все внимание в своих обработках обращал на логику гармонии и на возможности внедрения полифонии, добиваясь органического сочетания ладовой природы литовской песни с закономерностями европейского многоголосия. Большое принципиальное значение имели и его опыты вариационного и тематического развития народных напевов. Благодаоя высокому художественному уровню, обработки Шимкуса получили широчайшее распространение в народной среде и стали образцовыми для литовских музыкантов-профессионалов.
«Ой, не кукуй». Обработка женской лирической песни для голоса и фортепьяно, впервые напечатанная в 1913 году. По своему тексту и мелодике песня эта близка к литовским свалрбным плачам. Сохранив куплетную форму песни, Шимкус свел свою задачу к созданию выразительного гармонического фона на основе объединения присущего напеву пятигтупенного лада, где ведущую роль играют I, IV и V ступени, и обычного минора; этим, в частности, была вызвана колеблющаяся на протяжении всей пьесы окраска отдельных звуков {фа—фа-диез, ля—ля-бемоль, си-бемоль—си). Инструментальное вступление и заключение, с характерными интонационными сползаниями и незамкнутым кадансом, в первом издании обработки отсутствовали, но последовавшее затем их добавление значительно усилило печальный образ песни. Рута — см. стр. 337.
«Ой, расцветай ты». Обработка лирической песни для смешанного хора a cappella, в первый раз напечатанная в 1911 году. Подобно предыдущей, и эта песня была Шимкусом подвергнута лишь гармонизации, с сохранением куплетной формы народного первоисточника. Несмотря на краткость напева, композитор сумел полно выявить заложенные в нем гармонические возможности. Проведя первый двух-такт в виде унисонного хорового запева, Шимкус в дальнейшем сочетал свойственный напеву эолийский лад с гармоническим минором, но при этом закончил плагальным кадансом, благодаря чему не разрушил общего ладового характера песни.
«Солнышко всходило». Светлая любовная песня, обработанная Шимкусом в виде канона для однородного двухголосного хора. Впервые напечатанная в 1912 году, обработка эта заняла одно из основных мест в литовском самодеятельном репертуаре. Интересно отметить, что, тщательно исследовав возможности данного напева, Шимкус в другой обработке показал, что вступление второго голоса также может быть сделано в начале третьего такта.
«Петь мы вам станем». Лирическая песня, напев которой позволил Шимкусу создать развитую полифоническую пьесу для смешанного хора a cappella. В связи с этим, из всего (обычно, длинного) словесного текста песни композитор использовал только две первых строфы. Обработка построена на сочетании имитационного и вариационного принципов, причем семитактовая народная мелодия разрабатывается то целиком, то поочередно своими неравными половинами. Пьеса в целом представляет собой дважды повторенный куплет с различными окончаниями, причем начало второго проведения накладывается на окончание первого, чем достигается общая непрерывность движения. Сделана эта обработка была в 1915 году.
Козлик. Народная шуточная песня, полифонически разработанная в развернутой сквозной форме. В оригинале обработка предназначена для смешанного хора с сопровождением фортепьяно, но фактически аккомпанемент дублирует вокальные партии, лишь изредка меняя фактуру; поэтому она обычно исполняется a cappella и в таком виде воспроизведена в антологии. В качестве темы Шимкус использовал народный напев не целиком, а отдельными звеньями, преимущественно — первое (трехтактовое) звено. При этом на ведущее звено он часто накладывает другое, образуя таким способом противосложение. Сообразно текстовому содержанию, пьеса делится на две раздельные половины: вопрос девушки и ответ матери. Но тональный план (Т—D—Т) обеспечивает единство ее сквозного развития. Большую роль в построении пьесы играют ритмические перебои, вызванные расположением текстовых ударений на слабых долях такта. Создание хора «Козлик» также относится к 1915 году.
Антология классической музыки народов СССР