Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора



Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

А. ЮРЬЯН

 

 

Андрей Юрьян родился 30 сентября 1856 года в усадьбе Менгели, близ Эргли, в крестьянской семье. Первоначальное общее и музыкальное образование он получил в Эрглинской и Вецпиебалгской приходских школах, а затем обучался в Рижском уездном училище, В 1873 году Юрьян участвовал в Первом Всеобщем латышском празднике песни, сильнейшее впечатление от которого побудило его посвятить себя музыке.
В 1875 году Юрьян поступил в Петербургскую консерваторию. Благодаря серьезному и упорному труду он окончил консерваторию по трем специальностям: в 1880 году—.по игре на органе, в 1881 году — по композиции, в 1882 году (с большой серебряной медалью) — по игре на валторне. Особое значение в идейном и художественном развитии Юрьяна имело пребывание в классе практического сочинения Н. Римского-Корсакова, а также общение с проживавшими тогда в Петербурге прогрессивными латышскими писателями.
В студенческие годы Юрьян начал собирание латышских народных песен, впоследствии ставшее главным делом его жизни. С 1876 года Юрьян руководил хором Петербургского латышского благотворительного общества. В 1877 году он напечатал свои первые романсы и хоры, а в 1880 году написал на народные темы «Марш Всеобщего латышского праздника песни» для симфонического оркестра.
По окончании консерватории Юрьян в 1882 году поселился в Харькове, где занял место преподавателя теории музыки, хорового пения и игры на валторне в Музыкальном училище Русского музыкального общества. Кроме педагогической, Юрьян вел в Харькове также концертную и музыкально-критическую работу. Но основные интересы Юрьяна были сосредоточены в области латышской музыки.
Проводя в Латвии все свое свободное время, Юрьян явился одним из виднейших организаторов и руководителей движения за латышскую национальную музыкальную культуру. Он был дирижером Третьего (в 1888 году), Четвертого (в 1895 году) и Пятого (в 1910 году) Всеобщих праздников песни. С 1889 года он был постоянным редактором музыкальных изданий Рижского латышского общества. Он развернул в Латвии широкую музыкально-этнографическую деятельность, сумев привлечь к ней многочисленных сотрудников на местах. В 1894 году он начал публикацию научной серии «Материалы латышской народной музыки». Наконец, он систематически помещал в латышской печати статьи по насущным вопросам национальной музыки.

С национальной тематикой была неизменно связана и композиторская деятельность Юрьяна. В 1883— 1894 годах он сочинил оркестровую сюиту «Латышские танцы», в 1884—1885 годах издал первые сборники обработок латышских народных песен, в 1886 году написал кантату «Отчизна», в 1891 году — симфоническую картину «Освобождение латышского народа», в 1893 году — кантату «Радуйтесь, ликуйте» (по поводу столетия воссоединения латышских земель в составе России), Кроме того, им был сочинен ряд хоров и романсов на тексты латышских поэтов, «Элегический концерт» для виолончели с оркестром, одной из основных тем которого является лирическая народная песня, и др.
Большое значение в истории латышской музыкальной культуры имели в 1880-х годах выступления основанного Юрьяном квартета валторн, который разъезжал по городам и селам Латвии, исполняя народные песни и классическую музыку.
Прогрессировавшая болезнь слуха вынудила Юрьяна в 1916 году не только покинуть Музыкальное училище, но и вообще отказаться от продолжения своей многосторонней деятельности. В 1920 году Юрьян переехал в Ригу. Здесь он в 1921 году издал сборник гармонизованных им латгальских народных песен и пятый выпуск «Материалов латышской народной музыки». Шестой выпуск был опубликован уже после смерти автора.
28 сентября 1922 года Юрьян умер в Риге.

Обработки народных песен
Внеся огромный вклад в латышскую культуру своими записями народных песен (общим числом, вместе с полученными от сотрудников, около трех тысяч), Юрьян уделил также значительное внимание их художественной обработке. Здесь он стремился наметить правильный путь претворения особенностей латышской песни, для чего старался наиболее точно преломить своеобразное ладовое строение латышских напевов и, по возможности, придать самостоятельность отдельным голосам. Всего Юрьян обработал около 125 народных песен для хора и для голоса с фортепьяно. Лучшие из его обработок поныне занимают видное место в национальном репертуаре.
«Вей, ветерок». Песня даугавских лодочников, получившая общенародную популярность именно в обработке Юрьяна. Уже в этой своей ранней работе, в первый раз напечатанной в 1884 году, Юрьян сумел достичь мягкого, плавного движения голосов. При пении звучность должна постепенно, от строфы к строфе, усиливаться, начиная с рр и доходя в пятой строфе до /, после чего вновь затухать, тем самым создавая образ приближающейся и удаляющейся лодки с поющими рыбаками. Фортепьянное ссправаждшш здесь не обязательно, но при его исполнении вокальный образ получает выразительную поддержку в инструментальных колыханиях на остинатиой гармонии, вызывающих впечатление мерного плеска реки. Курземе — западная часть Латвии.

«Ты куда, мой быстрый сокол». Лирическая песня, обработанная Юрьяном для смешан-него хора a cappella и впервые напечатанная в 1885 году. Обработка эта также получила среди латышского народа огромную популярность. В ней уже достигнута достаточная индивидуализация голосов, углубляющая общую мелодическую устремленность, а также наблюдаются элементы полифонической трактовки, вплоть до имитации включительно.

Латышский танец
Сюита Юрьяна «Латышские танцы» состоит из четырех пьес для симфонического оркестра, в которых композитором, всякий раз и иной манере, разработаны народные танцевальный мелодии. Пьесы эти образуют связную последовательность, по могут исполняться и отдельно.
Включенный в антологию танец «Яидал» открывает сюиту. Он был написан в 1883 году на основе веселой крестьянской плясовой мелодии и посвящен В.Витолу. Пьеса построена в развитой трехчастной форме, с вступлением и кодой. В средней части появляется вторая мелодия — тоже веселая, но более шутливего склада; это—народная танцевальная песенка «В рожь гулять забрались свиньи, поросята в огород». Обе мелодии разрабатываются путем повторений, регистровых перемещений, тембровых и тональных изменений, окружения подголосками и т. п.