Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора



Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

А. КАЛНЫНЬ

 

 

Алфред Калнынь родился 23 августа 1879 года в Цесисе, в семье служащего, и с ранних лет обнаружил яркие музыкальные способности. Среднее образование он получил в Цесисской гимназии и, затем, реальном училище. В 1895 году он поселился в Риге, где и частной школе брал уроки игры на фортепьяно и органе, а также теории музыки.
В 1897 году Калнынь поступил в Петербургскую консерваторию. Здесь он обучался в классе органа Л. Гомилиуса, а теорию, гармонию н контрапункт проходил под руководством А. Лядова и Н. Соловьева. Вместе со своими товарищами по студенческой скамье Дарзинем и Мелнгайлисом, Калнынь в эти годы глубоко изучал русскую музыку, оказавшую на него сильное воздействие.
В 1901 году Калнынь вернулся в Ригу, и с этого времени началась его неустанная деятельность композитора и исполнителя. В 1902 году вышли из печати первые сочинения Калныня — «Три лирические пьесы» для фортепьяно и две тетради романсов. Невозможность найти в Риге достаточное применение для своего искусства вынудила Калныня в 1903 году принять должность органиста в Пярну, откуда он в 1911 году переехал в Лиепаю, в 1915 году — в Тарту, в 1918 году — снова в Лиепаю.

В этот период Калнынь сочинил большое число произведений в различных жанрах, среди которых особенно выделились многочисленные романсы на тексты латышских поэтов (в том числе: «Стоны моря», «Отдых косаря», «Ласковое пламя», «Воспоминание», «Народу» и др.), хоровые песни (в том числе: «Иманта», «Лесная дева», «Праздник Лиго» и др.), ряд обработок народных песен, фортепьянные и органные пьесы, симфонические картины «Моя родина» и «У Стабурага» (ср. дальше). Незаконченной, вследствие начавшейся войны, осталась совместная с Я. Райнисом работа Калныня над оперой «Индулис и Ария». Большую известность в те годы приобрели концертные выступления Калныня в разных городах России.
После освобождения Латвии от немецких кайзеровских войск, Калнынь в 1919 году вторично обосновался в Риге. Отвечая на призыв Советского правительства к деятелям национальной культуры, он с огромным подъемом отдался созданию первой латышской оперы. Начатая им еще в 1918 году и законченная теперь историко-легендарная опера «Банюта» сыграла основополагающую роль в становлении латышского музыкального театра.
В двадцатых годах Калнынь попытался принять активное участие в организации музыкальной жизни Латвии. Так, он был художественным руководителем Рижского оперного театра, дирижировал на праздниках песни, выступал с критическими статьями в периодической печати и т. д. Но вскоре он понял невозможность плодотворной работы в обстановке, создавшейся после захвата власти националистической буржуазией, отошел от дел, а затем на несколько лет вовсе покинул родину, проведя 1927—1933 годы в Америке.
Противоречия этого периода отразились на музыке Калныня, в которой, наряду с прежними реалистическими, выявились также черты абстрактности и субъективизма. Из созданных в этот период произведений Калныня репертуарную ценность сохранили фортепьянные «Вариации на тему Грига» (1938), некоторые романсы (в том числе: «Люблю тебя», «Твои глаза смеются» и др.) и ряд хоров (в том числе: «Племя титанов», «Какие высокие горы» и др.), а также обработки народных песен.
Решительный перелом в творчестве Калныня наступил после восстановления в Латвии Советской власти. В 1940 году Калнынь наново переработал оперу «Банюта» и, в частности, написал для нее новый, жизнеутверждающий финал. Затем он сочинил ряд светлых по мысли романсов и инструментальных пьес, а во время фашистской оккупации Латвии работал над балетом «Стабураг», сюжетно и по названию связанным (как и более ранняя симфоническая картина) со старинным латышским преданием об утесе, оплакивающем горькую участь народа под гнетом немецких насильников. В 1945 году Калнынь возглавил Латвийскую государственную консерваторию, оставшись в ней на посту ректора до 1948 года, а на посту профессора но классу фортепьяно — с 1947 года до конца жизни.
В последние годы Калнынь особенно интенсивно работал в творческой области. Он написал «Торжественную увертюру» для оркестра, симфоническую сюиту «10 латышских народных песен», хор на слова Райниса «Здравствуй, солнце», несколько хоров на тексты советских поэтов («Будем юны», «Взойди на гору», «Весеннее утро» и т. д.), органные «Вариации на тему Витола» и много других произведений. В 1945 году Калныню было присвоено звание народного артиста Латвийской ССР.
Умер Калныш) и Риге 23 декабря 1951 года.
Баллада
После Витола самый крупный вклад в латышскую фортепьянную музыку был сделан Калныяем. Его перу принадлежат две фортепьянные баллады, альбом «Юности», большие «Вариации на тему Грига», лирические миниатюры и характеристические пьесы, составляющие одну из основ национального исполнительского репертуара.
Самым значительным в идейно-художественном отношении среди фортепьянных сочинений Калныня дооктябрьского периода является первая «Баллада». Написанная в 1905 году, она построена на основе контрастного сопоставления повествовательных, лирических и драматических эпизодов и пронизана пафосом взволнованной и напряженной борьбы. Принадлежа к числу ранних произведений композитора, она еще недостаточно самостоятельна по выразительным средствам и обнаруживает особенно явственную связь с традициями Шопена, Но по кругу образов она неотделима от эпохи своего создания и служит одним из ярких примеров преломления в музыкальном искусстве бурных дней первой русской революции.

Романсы
Наиболее самобытно и глубоко проявилось композиторское дарование Калныня в романсном творчестве. Всего он сочинил около 300 романсов, напечатано же было несколько более половины. Романсы Калныня многогранны по тематике: наряду с лирическими, составляющими их основную часть, он сочинил также немало эпических, пейзажных, шуточных и т. д. Значительное место занимают в романсах Калныня образы родины, народа, освободительной борьбы. Самые ценные романсы были Калнынем созданы в дооктябрьский и советский периоды, особенно же выделялись и приобрели общественный резонанс его романсы на слова Яна Райниса.

Стоны моря. Романс на слова Я. Райниса, написанный около 1906 года и посвященный Эмилю Мелнгайлису. В своем стихотворении поэт аллегорически отразил народные страдания и страстную надежду на грядущее избавление. Следуя за текстом, Калнынь дал драматическую картину волнующейся стихии, откуда поднимаются острые интонации стона. Музыкальная выразительность романса всецело заключена в фортепьянной партии, которую голос как бы «комментирует» патетической декламацией.
Отдых косаря. Романс на слова Я. Райниса, написанный в 1913 году. Это — одно из самых светлых произведений Калныня, своей простотой и непосредственностью приближающееся к народной песне. Музыка романса отличается плавностью мелодики и ясностью гармонической ткани.
«Вдали, я слышу: ветер грозно воет». Романс на слова Райниса, также относящийся к 1913 году. В нем получило убедительное воплощение свойственное Калньшю мастерство психологической и драматической характеристики. В стихотворении Райниса с огромной силой выражен — как часто у этого поэта, в иносказательной форме — отклик на революционную бурю и горячий призыв преодолеть сомнения и страх. Соответственно тексту, Калнынь дал своему романсу контрастное двухчастное строение, В первой, бурной части господствуют декламационность и интонационная неустойчивость, Вторая, просветленная часть имеет более напевный и структурно определившийся склад. Ведущее значение в романсе имеет вокальная партия, поддерживаемая и подкрепляемая фортепьянным сопровождением.