Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора



Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

М. ХЯРМА

 

 

Мийна Хярма родилась 9 февраля 1864 года в деревне Кырвекюла, Тартуского района (тогда Дерптского уезда), в семье учителя. Первые музыкальные впечатления Хярмы были связаны с исполнением народных песен в родительском доме и с хоровыми спевками, которые проводил в школе ее отец. Среднее образование она получила в Тарту. Там же она брала уроки игры на фортепьяно у известного музыкально-общественного деятеля и собирателя народных песен Карла Аугуста Хермана.
В 1882 году Хярма поступила в Петербургскую
консерваторию, где занималась в классе органа Л. Гомилиуса, а гармонию и контрапункт изучала под руководством К. Зике и Ю. Иогансена. Во время учения в консерватории она принимала участие в петербургских эстонских общественных организациях и управляла
эстонским хором. Эта работа еще на студенческой скамье не только дала Хярме отличный опыт дирижерского искусства, но и вызвала к жизни ее первые сочинения.

В 1890 году Хярма окончила Петербургскую консерваторию, после чего совершила большую концертную поездку по Германии. В 1891 году она поселилась в Тарту и, оказавшись там первым эстонским музыкантом с выснгам профессиональным образованием, быстро приобрела авторитет во всех областях своей разносторонней деятельности. Большое художественно-воспитательное значение имели органные концерты Хярмы, которые она давала не-только в городах, но и в селах, благодаря чему эстонские крестьяне впервые смогли услышать в отличном исполнении классическую инструментальную музыку. Основанный Хярмой в Тарту хор успешно выступал во всей Эстонии (тоже включая деревню) и за ее пределами, в том числе в Петербурге. Несколько раз Хярма руководила певческими праздниками в Выру, Нарве, Хаапсалу и других городах.

Параллельно исполнительской и просветительской развивалась композиторская деятельность Хярмы. Вместе с другими прогрессивными современниками, она стремилась направить эстонскую хоровую культуру по национальному руслу. Включая в свои программы произведения композиторов других народов — русских, латышских, норвежских, финских и др., она особенно заботилась о широком внедрении в хоровой репертуар эстонских народных песен. Для этого она сделала в девяностых и девятисотых годах ряд хоровых обработок, получивших огромную популярность. Кроме того, она сочинила несколько оригинальных хоровых песен на слова эстонских поэтов.
В 1892 году Хярма напечатала свой первый хоровой сборник. В 1894 году она написала кантату «Калев « Линда», на народный эпический сюжет, для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра, из которой поныне популярны хоры «Калев могучий, защити детей своих» и «До последней капли крови». В 1902 году она сочинила музыку для пьесы из народной жизни «Дочь лесной феи».
В 1903 году Хярма переехала в Кронштадт и вела там педагогическую и исполнительскую работу, временами наезжая в Эстонию. В 1915 году Хярма вернулась в Тарту. Возобновив свою деятельность на родине, она в последующие годы создала ряд новых хоровых песен. Но в период буржуазного господства в Эстонии ее творчество уже не достигло прежней идейной и художественной высоты.
Умерла Хярма в Тарту 16 ноября 1941 года.

Обработки народных песен
Работа Хярмы над народной песней была вызвана непосредственными задачами музыкально-исполнительской практики. Она обращалась к народной песне под влиянием только творческих, а не научно-познавательных побуждений, т. е. только в качестве композитора, а не собирателя-исследователя. Поэтому ее обработки отличались свободным подходом к народной песне. Не отступая от обычной для эстонского хорового движения того времени гомофонической манеры, Хярма концентрировала все внимание на самих мелодиях и часто объединяла в одном произведении несколько напевов, существовавших в народе самостоятельно, или же сочиняла для этой цели собственные дополнительные мелодии. Обработки Хярмы поныне сохранили значение одной из краеугольных основ эстонского хорового репертуара, а некоторые песни приобрели в народе новую жизнь в том именно виде, какой им был придан этими обработками.

Детство певца. Обработка поэтичной народной легенды о происхождении песенного искусства из образов окружающей природы. Хярма соединила четыре самостоятельных народных мелодии и построила свою обработку в составной двухчастной форме. Первую половину обработки образуют два напева, следующие друг за другом и гармонизованные в миноре, вторую половину — другие два, расположенные рондообразно и гармонизованные в одноименном мажоре (AB+CDCDC). Встречающаяся во всех строфах припевная «бессловесная» вокализация составляет одну из типичных особенностей эстонских пастушьих песен. Обработка была в первый раз напечатана в 1898 году.
«Приходи». Обработка двух народных песен, впервые напечатанная тоже в 1898 году. В этой обработке Хярма к протяжному лирическому напеву присоединила, по принципу контраста, легкий танцевальный напев. Соединение тонально укреплено гармонизацией первого из них—в миноре, второго—в параллельном мажоре. Слова написал на основе народных песен тартуский поэт Андрее Альвер (1869—1903).

Тульяк. Под таким названием в Эстонии известен народный парный танец кругового движения, первоначально исполнявшийся под короткий шестнадцати» тактовый наигрыш. Хярма около 1894 года сделала хоровую обработку этого наигрыша, развив его путем варьирования и сочетания с другими, присочиненными мелодиями. Возникшая танцевальная цепь была Хяр-мой замкнута в трехчастную форму свободной внутренней структуры, по характеру родственной рондо. Слова для обработки Хярмы написал тартуский учитель и поэт Карл Фердинанд Карльсон (1875—19.), хорошо выполнивший трудную задачу подтекстовки готовой музыки, но вместе с тем придавший первым строфам некоторые черты идеализации крестьянского быта. Вскоре обработка Хярмы была переложена для духового оркестра и в обоих видах получила в Эстонии повсеместное распространение, вытеснив из народной практики первоисточник. Виру — город и уезд в Эстонии. Вальс Виру — местный вариант вальса, включающий элементы польки и мазурки. Хыйса — возглас радости.
Хоры
Не меньшее значение, чем обработки народных песен Хярмы, имели ее оригинальные хоровые сочинения, лучшие из которых составляют излюбленную часть национального репертуара и в настоящее время. Весьма популярны среди эстонского народа лирические хоровые песни Хярмы, особенно—«Как прекрасен; был цветок» и «Когда придешь, принеси мне цветы». Но самую важную историческую роль сыграли и поныне продолжают играть патриотические хоровые песни Хярмы, созданные в восьмидесятых и девяностых годах XIX века — полные бодрости и жизнеутверждающей силы, понятные широким массам по образам и выразительным средствам.
Встарь и теперь. Песня для смешанного хора, написанная и впервые исполненная в 1885 году, когда Хярма еще училась в Петербургской консерватории. Текст заимствован из народного героического эпоса «Калевипоэг», собранного и составленного в середине XIX века писателем-демократом, основоположником эстонской национальной литературы Фридрихом Рейнгольдом Крейцвальдом (1803—1882). Песня Хярмы написана в повествовательном складе, но полна внутреннего пафоса и сдержанной мощи, Не воспроизводя в точности характера сказываиия эстонских рун, она вместе с тем выразительно воспроизводит их общий энергичный и суровый колорит. Калевала¦— сказочная страна богатырей. Таара — мифический праотец человечества и верховное божество древних эстов, учитель и покровитель людей.
Песня мужества. Песня для мужского хора на слова поэта Якоба Лийва (1859—1938), посвятившего лучшие стихотворения страданиям угнетенного народа. В своей музыке, написанной в 1900 году, Хярма сумела с большой силой воплотить свойственный тексту наступательный порыв и призыв к бесстрашию. Тем самым «Песня мужества» явилась одним из ярких образцов музыки, вдохновленной великим освободительным движением начала XX века.