Антология классической музыки народов СССР

Ноты для хора



Народная музыка, мелодии, ноты для хора

 

К. ТЮРНПУ

 

 

Константин Тюрнпу родился 13 августа 1865 года на мызе Клоога, Харьюского района (тогда Ревельского уезда), в семье мельника. Музыкальные способности Тюрнпу проявились очень рано, и семи лет он самоучкой играл на школьном органе. Образование он получил в Таллине, где окончил городскую начальную школу и (в 1884 году) немецкое училище. Тогда же он брал уроки музыки у одного из местных органистов. Еще мальчиком Тюрнпу дирижировал ученическим хором. В 1881 году он основал смешанный хор, с которым давал публичные концерты. В 1885—1886 году он руководил мужским хором «Лоотус» («Надежда»).
В 1886 году Тюрнпу поступил в Петербургскую консерваторию. Здесь он обучался в классах органа Л. Гомилиуса и теории музыки К. Зике и Ю. Иоган-сена. В студенческие годы Тюрнпу участвовал, в качестве хорового дирижера, в работе эстонских общественных организаций Петербурга. Окенчив в 1891 году консерваторию, он отправился в Берлин, чтобы усовершенствовать там свою дирижерскую технику.
С 1892 года Тюрнпу был органистом, дирижером и педагогом в Таллине. Особенное значение имела дирижерская деятельность Тюрнпу, в которой он проявил себя глубоким, серьезным и умелым музыкантом. На протяжении трех десятилетий Тюрнпу неутомимо развивал эстонскую хоровую культуру. В программах его концертов народные эстонские песни и сочинения национальных композиторов чередовались с памятниками классической музыки, Особое значение для художественного воспитания эстонских слушателей имело образцовое исполнение Тюрнпу монументальных произведений Баха, Бетховена, Верди и других великих мастеров мирового искусства. В 1894 году Тюрнпу. был дирижером Пятого, в 1896 году — Шестого Всеобщих певческих праздников.
Композиции Тюрнпу в эти годы уделял меньшее, по сравнению с исполнительской деятельностью, внимание. К последним десятилетиям XIX века относится ряд хоровых и сольных песен Тюрнпу, преимущественно— лирического характера. Из них наибольшую известность получили хоры «Песенка» и «Усни», романсы «Тише, тише, ветерочек», «Недолгая жизнь», «Тоска» и др.
В 1916 году Тюрнпу организовал Таллинский мужской хор, с которым затем объездил всю Эстонию и неоднократно концертировал за границей. В связи с этим Тюрнпу написал много новых хоровых песен, значительно расширивших свойственный ранее его музыке круг образов и весьма высоких по мастерству и выразительной мощи. К их числу относятся героико-драматические песни «Рассказывал мне в детстве» и «Утро свободы», песни-пейзажи «Зимний вечер» и «Предчувствие весны», лирические хоры «Приветствие» и «Утешение», ряд обработок народных песен и т. д. В 1921 году по инициативе Тюрнпу в Эстонии был основан Певческий союз.
Умер Тюрнпу в Таллине 16 апреля 1927 года.

Песни
Сочинив в начале своего творческого пути несколько песен для голоса с сопровождением фортепьяно, Тюрнпу явился одним из создателей этого жанра в эстонской национальной музыке. Сольные песни Тюрнпу написаны в простой и доступной манере, проникнуты теплым лиризмом и отличаются задушевной мелодикой, а потому получили в Эстонии распространение на концертной эстраде и в быту.
«Друг мой, Map и». Обработка городской эстонской песни, популярной с середины XIX века. Авторство текста принадлежало Иохаинесу Вольдемару Яннсену (1819—1890), одному из представителей консервативного направления в эстонском национальном движении, который придал своему стихотворению сентиментальный, почти слащавый оттенок. Мелодия же отличается большой выразительностью, что и послужило причиной популярности песни. Существует предположение, что П. Чайковский сделал ее (с измененным окончанием) одной иэ тем Шестой симфонии, услышав, видимо, во время своего пребывания в Хаапсалу (Гапсале). Наряду с сольной обработкой Тюрнпу, песня эта известна и в хоровой обработке другого эстонца—выпускника Петербургской консерватории Иоханнеса Каппеля (1855—1907)
«Тише, тише, ветерочек». Романс-песня на слова старейшей эстонской поэтессы Анны Хаавы
(род. 1864), ныне носящей почетное звание народного писателя ЭССР. Слова стихотворения вложены в уста женщины, охраняющей сон своего любимого. Поэтому Тюрнпу придал музыке характер колыбельной песни. Впервые романс был издан в 1903 году.

Хоры
Хоровое творчество Тюрнпу возникло в непосредственной связи с его практической дирижерской работой и развивалось вместе с развитием его исполнительского мастерства. На первых порах еще недостаточно самостоятельное по мысли и письму, оно в период композиторской зрелости Тюрнпу приобрело' своеобразие, яркость и силу. Решающее значение для роста идейно-художественной содержательности хоров Тюрнпу имело его обращение к передовой эстонской поэзии. Проникнутые горячей любовью к народу и родине стихотворения Ф. Р. Крейцвальда, К. Р. Якобсона, Л. Койдулы, М. Хейберг и других поэтов демократического направления послужили текстами для тех хоров Тюрнпу, которые наиболее прочно вошли в эстонскую музыкальную практику.
В родном селе. Обработка для мужского хора народной песни, текстом которой является стихотворение крупнейшей эстонской поэтессы Лидии Койдулы (1843—1886). Народный напев обработан Тюрнпу в свободной куплетно-вариационной форме. Наряду с простым гармоническим сложением, Тюрнпу использовал фигурационное и имитационное письмо, применяя эти приемы в целях драматизации. Обработка была сделана Тюрнпу около 1917 года, окончательная же редакция относится к 1918 году.
«Рассказывал мне в детстве». Мужской хор на слова писателя-публициста Карла Роберта Якобсона (1841—1882), выдающегося деятеля эстонского демократического общественного движения в середине XIX века. Для музыкального воплощения мужественного, героического содержания текста Тюрнпу избрал декламационную манеру с чередованиями мощных хоровых унисонов и полнозвучной речитации аккордами. Оптимистическая идея стихотворения передана постепенным нарастанием и просветлением, соответственно чему хор построен в трехчастной форме с динамизированной репризой и переходом от начального минора к завершающему мажору. Как и предыдущая песня, этот хор был сочинен около 1917 года, а окончательная его редакция относится к 1918 году. Таара-—см. стр. 330.