Милий Балакирев - Русские народные песни - ноты

РНП (тексты, ноты)



Сборники с нотами песен композитора Милия Балакирева для голоса в сопровождении фортепиано в pdf

 

 

Скачать ноты
М. Балакирев
Русские народные песни

для голоса с фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1957г.
Редакция, предисловие, исследование и примечания
профессора Е.В. Гиппиуса
(pdf, 10 Мб)

содержание:

 

ОТ РЕДАКТОРА
Настоящее издание, объединяющее в одном томе два сборника русских народных песен М. А. Балакирева (сборники 1866 и 1900 гг.),— первый опыт критического их переиздания, опирающийся на исследование автографов Балакирева и его соавтора (по первому сборнику) поэта
Н. Ф. Щербины, а также других первоисточников.

Критический подход к сборникам народных песен не может быть ограничен только выверкой работы составителей (и авторов обработок песенных напевов) на основании сличения печатного текста с автографами; он должен быть распространен и «а выяснение идейных установок собирателя, его творческих (намерений и вытекающих из них принципов отбора народных песен и их обработок, на выяснение степени точности и полноты музыкальных и текстовых записей песенных образцов
и соответствия записи слов народному певческому исполнению, на выяснение характера строфного изложения песенных слов в сборнике, точности их подтекстовки под нотами, достоверности и полноты сведений, сообщаемых собирателем об исполнителях и о характере народного бытования песни. Наконец, критический подход к народнопесенным сборникам должен включать обязательную оценку произведений народного песенного искусства со стороны их идейной направленности, художественной значимости и степени типичности как самого произведения, так и данного его варианта—с музыкальной и поэтической стороны. Результаты критического анализа обоих сборников русских народных песен М. А. Балакирева под этим углом зрения обобщены в настоящем издании в исследовании (помещенном в конце сборника), опирающемся на новые материалы (его предварительные результаты были ранее опубликованы в двух очерках автора этих строк «(М. А. Балакирев — собиратель русских народных песен», журнал «Советская музыка», №№ 4, 5 за 1963 год).

Исследовательская часть настоящего издания адресована композиторам, музыковедам, учащимся консерваторий и музыкальных училищ и всем интересующимся русской классической музыкой.
Главную свою задачу редактор видел, однако, в практическом использовании
своего исследования: в научно обоснованном изложении
всех песен обоих балакиревских сборников в традиционном народном ритмическом соответствии их напевов и слов, в редакции, позволяющей петь «все песни с полными поэтическими текстами. Основной адресат н а стоящего издания—певцы-исполнители русских народных песен.
В настоящий сборник вошли все семьдесят обработок русских народных песен, содержащихся в двух сборниках М. А. Балакирева. Первые 40 напевов были отобраны Балакиревым из его собственных волжских записей 1860 года, и частично — из его записей 1861—1862 годов,
сделанных в Нижнем Новгороде и Петербурге. Обработки этих 40 напевов (36 песен и 4 их варианта) вошли в «Сборник русских народных песен, составленный М. Балакиревым», изданный в конце 1866
года 2 в Петербурге А. Иогансеном. Остальные 30 -напевов, обработанные Балакиревым, были им отобраны в 1896 году из музыкальных записей Г. О. Дютша, сделанных в 1886 году в Заонежье и на Беломорском побережье во время первой экспедиции Песенной Комиссии Русского
Географического общества. Записи эти были опубликованы без обработок в сборнике «Песни русского народа — собраны в губерниях: Архангельской и Олонецкой; записали: слова — Ф. М. Истомин, напевы — Г. О. Дютш: изд. Русским Географическим обществом», СПб., 1894.
30 песен из этого сборника Балакирев обработал в двух вариантах:
вокальном (для голоса с сопровождением фортепиано) и инструментальном
(для фортепиано в 4 руки).
Обработки для голоса с сопровождением фортепиано вошли в сборник
«30 песен русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано
из собранных в 1886 году Г. О. Дютшем и Ф. М. Истоминым;
гармонизовал Милий Балакирев», изд. Песенной Комиссией Русского
географического общества [СПб., 1900]5. Обработки тех же песен для
фортепиано в 4 руки вошли в сборник «30 русских народных песен, гармонизованных
и переложенных для фортепиано в 4 руки М. Балакиревым», изд. М. Бернарда, СПб., 18986.
40 обработок Балакирева, содержащихся в его первом сборнике,
1 Часть песен, записанных Балакиревым на Волге, не вошла в его сборник;
две из них были обработаны Н. А. Римским-Корсаковым (см. «Сборник русских народных
песен, составленный Н. А. Римским-Корсаковым», ор. 24, СПб., 1877, №№ 24,
68).
2 Первый газетный отклик на этот сборник появился в последних числах декабря
1856 г. (см. (рецензию Ц. Кюи, подписанную. «Санкт-петербургские ведомости
», № 348 от 30 декабря 1866 г. «Музыкальные заметки — Сборник русских народных
песен, составленный М. Балакиревым». Рецензия перепечатана в книге
Ц. Кюи «Избранные статьи». Составитель, автор вступительной статьи и примечаний
И. Л. Губин, Л., 1952, стр. 71. Дата опубликования рецензии указана Гусиным
неточно: 31 декабря вместо 30 декабря, см. его примечание на стр. о /2).
3 Первое идзание — А. Иогансена вышло двумя запусками (второй запуск
был опубликован, повидимому, в конце 70-х гг. наследником Иогансена — В. А.
Хавановым); второе издание — М. Беляева (с авторским посвящением: «Николаю
Александровичу Новосельскому»), Лейпциг, 1895: третье изданне — Государственного
Музыкального издательства (с предисловием С. Бугославского), М.,
1936. Кроме трех русских изданий, сборник был издан М. Беляевым во французском
переводе (без русского текста) с предисловием переводчика
4 М. А. Балакирев был одним из инициаторов создания этой комиссии и постоянным
ее консультантом.
5 Сборник этот не переиздавался.
6 Второе издание — П. Юргенсона, М., б. г.; третье издание — Музеектора
Гос. Изд-ва, М., 1926; четвертое издание—Гос. Муз. Изд-ва, М , 1949; п ят о е
издание— (выверенное по авторской рукописи) см. М. А. Балакирев. Полное собрание
сочинений для фортепиано. Редакция и комментарии К. С. Сорокина, т. III,
часть первая, стр. 168—244, Музгаз, М., 1954, (в сборнике помещено небольшое
предисловие М. А. Балакирева, напечатанное в 1, 2, 3 и 5-м изданиях).
входят в настоящем издании в раздел «Песни, записанные на Волге
М. А. Балакиревым и Н. Ф. Щербиной»; 30 обработок, содержащихся в
вокальном варианте второго балакиревского сборника, ©ходят в настоящем
издании в раздел «Песни, записанные в Заонежье и на Беломорском
побережье Г. О. Дютшем и Ф. М. Истоминым».
В обоих разделах настоящего сборника песни расположены в том же
порядке, в каком они были помещены Балакиревым в первом и втором
его сборниках, за исключением шести обработок второго сборника, вынесенных
(по репертуарным соображениям) в приложение ко второму разделу.
Принятая в настоящем издании сквозная нумерация песен не совпадает
с нумерацией песен в обоих сборниках Балакирева. В первом его сборнике под 40 номерами помещено 36 песен и варианты четырех из этих песен («А мы просо сеяли», «Во лузях», «Уж ты, поле мое, поле
чистое» и «У ворот, ворот»), обозначенные отдельными номерами —
9, 20, 28, 39. В настоящем издании пронумерованы песни, а их варианты самостоятельными номерам и не обозначены;
соответственно 40 обработок первого сборника помещены в первом разделе настоящего сборника под номерами 1—36. Из 30 песен второго сборника Балакирева 6 вынесены в приложение и обозначены
самостоятельными римскими номерами I—VI *, остальные 24 вошли во второй раздел настоящего сборника под номерами 37—60.

Текстологические особенности, отличающие настоящее, четвертое русское издание первого сборника М. А. Балакирева и второе издание
вокального варианта его второго сборника от предыдущих их изданий,
подробно оговорены в специальной главе исследования автора этих
строк, которое помещено в конце книги.
Исследование Сборники русских народных песен М. А. Балакирева » состоит из трех глав. Первая: «Опыт идейно-художественной исторической оценки» — содержит общую характеристику собирательской работы композитора и его творческого подхода к обработкам мелодий
русских народных песен; вторая: «Текстологическое исследование
» — содержит объяснение метода критического подхода к народнопесенным
сборникам и обоснование дополнений и изменений, внесенных
редактором в основной текст; третья: «Песни, записанные М. А. Балакиревым
на Волге» — содержит краткие историко-этнографические
очерки о всех 36 песнях первого балакиревского сборника. Содержание
очерков опирается на сравнительно-историческое исследование всех опубликованных
вариантов каждой песни первого сборника, музыкальных
и поэтических (каждый очерк включает библиографический перечень
этих вариантов). В конце каждого очерка сообщаются сведения об использовании
напевов первого сборника в оперном и симфоническом
творчестве русских композиторов, а также сведения о всех обработках
песен этого сборника.
Сокращения в названиях источников (сборников народных песен), принятые в главе «Песни, записанные М. А. Балакиревым на Волге» расшифрованы в «Алфавитном, библиографическом указателе сокращений в названиях источников».
Очерки об отдельных песнях, содержащиеся в третьей главе исследования,
охватывают песни только первого балакиревского сборника; песни второго сборника не комментированы потому, что они были записаны не Балакиревы м, а Дютшем и Истоминым, собирательская деятельность которых имела только историко-этнографическое значение.
Значение же собирательской деятельности Балакирева, вдохновленного передовыми общественными идеями русских революционных демократов, огромно: идейная направленность и характер собирательской деятельности Балакирева не только во многом определяют исключительное, влияние его первого сборника на русскую классическую музыку, — опыт волжской собирательской работы Балакирева указывает современным композиторам наиболее правильный путь художественного познания родной народной песни.
На опыте своей собирательской работы, ярко и убедительно претворенном
в характере фортепианных сопровождений к первому своему
сборнику, Балакирев наглядно показал, что плодотворным методом художественного
познания народной песни является только ее непосредственное слуховое восприятие в живом народном исполнении в типичных для песни народно-бытовых
условиях и отбор песен, отображающих прогрессивные черты национального
характера народа, связанных с ею борьбой за лучшее будущее.
Е. Гиппиус

ПЕСНИ, ЗАПИСАННЫЕ НА ВОЛГЕ
М. А. БАЛАКИРЕВЫМ и Н. Ф. ЩЕРБИНОЙ
1. Не было ветру.
2. Подойду, подойду.
3. Как по морю.
4. За двором, двором.
5. Винный наш колодезь.
6. Как по лугу, лугу.
7. Надоели ночи, надоскучили.
8. А мы просо сеяли:
Первый вариант: «А мы землю наняли»
Второй вариант: «А мы просо сеяли».
9. Солнце закаталось.
Вариант текста: «Ночною темнотою укрывались небеса».
10. Как из улицы в конец.
11. Сидит наша гостинька.
12. Полоса ль моя, полосынька.
13. Молодка, молодка молоденькая.
14. Ехал пан.
15. Не спасибо те, игумну, тебе.
16. На Иванушке чапал.
Вариант текста: «Как на дружке-то кафтан».
17. Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки.
18. Во лузях:
Первый вариант.
Второй вариант.
19. Подуй, подуй, непогодушка.
20. Катенька веселая
21. Эко сердце
22. Ой, утушка моя луговая.
23. Заиграй, моя волынка
Вариант текста: «Застучи, моя дубина».
24. Стой, мой милый хоровод
25. Уж ты поле мое, поле чистое:
Первый вариант

Второй вариант.
26. Под яблонью зеленою.
27. Как под лесом, под лесочком.
28. Как во городе царевна.
29. Калинушка с малинушкой («Веселая беседушка»).
30. Как по лугу, по лужочку.
31. Вылетала бедна птичка на долину.
32. Уж ты, сизенький петун.
33. Что на свете прежестоком.
Вариант текста: «Сторона моя, сторонка».
34. Посеяли девки лен.
35 У ворот, ворот батюшкиных
Первый вариант
Второй вариант
36. Эй, ухнем!

ПЕСНИ
ЗАПИСАННЫЕ В ЗАОНЕЖЬЕ И НА БЕЛОМОРСКОМ ПОБЕРЕЖЬЕ
Г. О. ДЮТШЕМ и Ф. М. ИСТОМИНЫМ

37. Королевичи из Крякова.
38. Кострюк («О женитьбе Ивана Грозного»)
39. Взятие Казани.
40. Гришка-Расстрижка («О Дмитрие-самозванце»).
41. Василий Окульевич.
42. Птицы и звери.
43. Рассказали: Федотот пива не пьет.
44. Не были ветры.
45. Ты, река ли моя, реченька.
46. Пивна ягода по сахару плыла.
47. Много, много у сыра дуба.
48. Жарко, жарко во тереме
49. Дружки, подружки, голубки мои.
50. Уж вы, гуси, вы, гуси.
51. По морю, морю («Виноградье»).
52. Есть на горочке деревцо.
53. Я во сад пошла.
54. Наша улица широкая.
55. Летел голубь, летел сизой.
56. Калинушка с малинушкой («Веселая беседушка»).
57. Эко сердце.
58. Тебе полно же, милой, по лугу гулять.
59. Уж ты, зимушка.
60. Стлала, стлала полковница.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Сон богородицы
Егорий храбрый.
Лазарь.
Страшный суд.
Книга голубиная.
Братья разбойники и сестра.

Е. ГИППИУС.
СБОРНИКИ РУССКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
М. А. БАЛАКИРЕВА


Глава первая. Опыт идейно-художественной исторической оценки.
1. Сборник 1866 года.
2. Сборник 1900 года.
Глава вторая. Текстологическое исследование.
1. Метод.
2. Собирательские и исполнительские редакции согласий народных мелодий
и слов песен.
3. Собирательские и исполнительские редакции слов народных песен.
4. Авторская редакция Балакирева.
5. Заключительные текстологические замечания.
Глава третья. Песни, записанные М. А. Балакиревым на Волге.
1. Не было ветру.
2. Подойду, подойду.
3. Как по морю.
4. За двором, двором.
5. Винный наш колодезь.
6. Как по лугу, лугу.
7. Надоели ночи, надоскучили
8. А мы просо сеяли.
9. Солнце закаталось.
10. Как из улицы в конец («Вдоль улицы в конец»).
11. Сидит наша гостинька
12. Полоса ль моя, полосынька.
13. Молодка, молодка молоденькая.
14. Ехал пан.
15. Не спасибо те, игумну, тебе
16. На Иванушке чапан.
17. Собирайтесь-ка, братцы-ребятушки.
18. Во лузях.
19. Подуй, подуй, непогодушка.
20. Катенька веселая.
21. Эко сердце.
22. Ой, утушка моя луговая.
23. Заиграй, моя волынка.
24. Стой, мой милый хоровод.
25. Уж ты, поле мое, поле чистое.
26. Под яблонью зеленою.
27. Как под лесом, под лесочком.
28. Как во городе царевна.
29. Калинушка с малинушкой («Веселая беседушка»).
30. Как по лугу, по лужочку.
31. Вылетала бедна птичка на долину («Вылетала голубина на долину»)
32. Уж ты, сизенький летун
33. Что на свете прежестоком.
34. Посеяли девки леи.
36. У ворот, ворот батюшкиных.
36. Эй, ухнем!
УКАЗАТЕЛИ
Алфавитный библиографический указатель сокращений в названиях источников.
Алфавитный указатель песен


Скачать ноты Скачать ноты

 

Мечты для фортепиано - ноты
Педагогический репертуар для фортепиано
Музыкальное училище 4-курс
М. Балакирев
Мечты

“МУЗГИЗ”, 1957г.
номер 25973

содержание:

 

Редакция Р.Ю.Чернова