Основы хороведения - Т.С. Богданова

Ноты для хора



В пособии рассматриваются вопросы о типах и видах хоров, физиологии голосового
аппарата, об основных элементах хоровой звучности, технологических приемах организации и проведения вокально-хоровой работы. Материал структурирован в соответствии с программными требованиями дисциплины.
Адресуется студентам музыкально-педагогических и педагогических факультетов вузов, преподавателям, учащимся музыкальных и музыкально-педагогических колледжей и училищ.

 

 

пособие
Основы хороведения
Т.С. Богданова
Учебное пособие
для информации

содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ

Значение предмета «Хороведение» в профессиональной подготовке учителя музыки
Хоровое пение как вид музыкального искусства. Роль и значение хорового пения в жизни народа

Значение предмета «Хороведение» в профессиональной подготовке учителя музыки
Определяющим направлением в повышении общей и музыкальной культуры народа является хоровое пение. Оно выступает также в качестве ведущей деятельности учащихся на уроке музыки в школе. Научить детей правильно и красиво петь, доставляя при этом радость себе и окружающим, - одна из задач будущего учителя-музыканта. Из вышеизложенного следует, что большое значение в профессиональной подготовке учителя музыки имеют предметы дирижерско-хорового цикла.

Предметы дирижерско-хорового цикла, изучаемые студентами на музыкально-педагогическим факультете, включают шесть основных учебных лекционных и практических курсов: хороведение, дирижирование, хоровой класс и практикум работы с хором, методику работы с детским хором, хоровую аранжировку, хормейстерскую практику с учебными и детскими хоровыми коллективами. Данный выбор перечисленных учебных дисциплин обусловлен задачами всесторонней вокально-хоровой подготовки будущих учителей музыки и заключается в системности и последовательности изучения теоретических и практических знаний, формировании профессиональных умений общения и управления хоровыми коллективами различных составов и возрастов. Отвечая общей цели профессиональной подготовки учителя музыки, руководителя детского хорового коллектива, каждый из предметов занимает в этой системе строго определенное место и решает вполне конкретные задачи.
Так, в процессе работы на хоровом классе студенты обучаются навыкам общения с хоровым коллективом в двух качествах -певца и дирижера, приобретают профессиональные умения петь в хоре, постигают общественную и личную значимость хорового пения как средства воспитания духовной культуры.
В классе дирижирования студенты приобретают знания об истории становления и развития дирижерского искусства. На практических занятиях учатся овладевать приемами собственной дирижерской техники. Под руководством преподавателя проводится работа по изучению, осмыслению и воспроизведению на инструменте приемов исполнения хоровых партитур, составлению и оформлению устных и письменных аннотаций и анализов курсовых и дипломных хоровых произведений.

В курсе хоровой аранжировки студенты учатся приемам и способам переложения хоровых произведений с одного состава хора на другой. На практических занятиях по хоровой аранжировке студентами осмысляются и закрепляются знания о художественных возможностях и специфике звучания каждого типа и вида хора.
Содержанием хормейстерской практики является живая практическая работа студентов с детскими хоровыми коллективами средних общеобразовательных школ и учебными курсовыми хорами факультета. В процессе практики студентам предоставляется возможность попробовать себя в качестве руководителя кора, увидеть и ощутить свои организаторские, педагогические и музыкально-исполнительские возможности.

Во время самостоятельной работы с детским или учебным курсовым хором они смогут оценить весь музыкально-педагогический багаж, накопленный ими в ходе предыдущей вокально-хоровой подготовки, спрогнозировать возможности его применения в последующей практической деятельности.
Курс «Хороведение» занимает особое место в цикле дирижерско-хоровых дисциплин. Современное состояние предмета рассматривается в единстве трех его составляющих: во-первых, изучение истории хорового исполнительства с точки зрения анализа развития хорового искусства различных эпох, жанров, форм и стилей; во-вторых, постижение теоретических основ хорового искусства, психофизиологического механизма певческого процесса, развития вокально-хоровой культуры певцов хора, характеристики средств музыкальной выразительности хорового произведения; в-третьих, овладение методикой и практикой работы с хором.
Данный курс открывает цикл дирижерско-хоровых дисциплин и изучается на музыкально-педагогическом факультете в I семестре I курса. Теоретические знания, полученные студентами в курсе «Хороведение», реализуются впоследствии на практических занятиях по дирижированию, хоровому классу, хоровой и педагогической практике. Эффективность методики проведения репетиционной работы с хором, проявляющаяся в умении общаться с хоровым коллективом на занятиях и концертных выступлениях, во многом обусловлена уровнем сформированности знаний студентов по данной учебной дисциплине.
Изучение курса «Хороведение» осуществляется на лекционных, семинарских и практических занятиях. В содержание лекционных занятий включены наиболее сложные и объемные историко-теоретические и методические вопросы, составляющие основу курса. Задача семинарских занятий - закрепить полученные в ходе лекций знания, демонстрируя уровень их закрепления при проведении анализа хоровой партитуры, методы самостоятельной работы дирижера при подготовке фрагментов хоровой репетиции. На практических занятиях, при посещении репетиций хоровых коллективов, студенты знакомятся с опытом ведущих хормейстеров Республики, а также преподавателей - руководителей студенческих хоров, перерабатывая и усваивая лучшие их методические и педагогические приемы.

Завершается изучение данной дисциплины устным экзаменом. В экзаменационные билеты включаются теоретические вопросы, задания по анализу фрагментов хоровой партитуры и по демонстрации системы вокально-хоровых упражнений и фрагментов разучивания произведений с хором. Как правило, первый вопрос билета посвящается истории хорового искусства, эволюции его жанров. Освещая второй вопрос, необходимо показать знания по теории хороведения, практике работы с хором, а также дать характеристику особенностей хорового строя и ансамбля. Ответ на третий вопрос должен продемонстрировать объем и качество выполненной студентом самостоятельной работы по подбору вокально-хоровых распеваний и упражнений, составлению программы хорового концерта, предъявлению и обоснованию проспекта хоровой репетиции.



Глава 1. СТРОЕНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА ПЕВЦА
Тема 1. Певческий звук и его характеристики
Тема 2. Голосовой аппарат, его части
Тема 3. Принципы работы голосовых связок

Глава 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХОРОВОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА
Тема 1. Жанры хорового исполнительства
Тема 2. Определение понятия «хоровой коллектив». Типы и виды хора. Хоровая партитура
Тема 3. Диапазоны хора и хоровых партий Регистры певческих голосов. Хоровая тесситура
Тема 4. Формирование и комплектование хоровых партий смешанного хора
Тема 5. Характеристика художественно-исполнительских возможностей разных типов хоровых коллективов
Тема 6. Состав хора и его расстановка во время репетиций и концертных выступлений

Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА
Тема 1. Певческое дыхание, его типы и виды. Правильная певческая установка
Тема 2. Атака звука и основные типы звуковедения в хоре
Тема 3. Дикция в хоре и ее роль в раскрытии идейно-смыслового содержания хорового произведения

Глава 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ЗВУЧНОСТИ
Тема 1. Хоровой строй. Методика работы над строем в хоре
Тема 2. Хоровой ансамбль. Методика работы над ансамблем в хоре.

Глава 5. ТЕХНОЛОГИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ: ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЕВЦОВ ХОРА
Тема 1. Самодеятельный хоровой коллектив как вид музыкального творчества
Тема 2. Основные направления работы самодеятельного хора
Тема 3. Работа дирижера по самостоятельному изучению хоровой партитуры
Тема 4. Хоровая репетиция, методика её организации и проведения.
Тема 5. Концертная деятельность хора, ее роль и значение

Глава 6. ПИСЬМЕННЫЙ АНАЛИЗ ХОРОВОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Общие требования к оформлению письменного анализа хорового произведения
ПРИЛОЖЕНИЕ. Примеры использования стихотворения М. Лермонтова «На севере диком» в хоровом творчестве русских композиторов
ЛИТЕРАТУРА