Воспитание ладогармонического слуха на основе русской народной песни

Н. Боголюбова

Пособия по вокалу



пособие в помощь преподавателю сольфеджио

 

 

Вокал  Хор в ДМШ
Н.Боголюбова
Воспитание ладогармонического слуха на основе русской народной песни
Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ
"Музыка", 1976г.
номер 1788

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ
 
Настоящее методическое пособие, предназначенное для педагогов-теоретиков музыкальных школ, показывает, какую помощь преподавателю сольфеджио может оказать народная песня в деле воспитания ладогармонического слуха учащихся, формирования у них навыков слухового анализа в единстве содержания и формы музыкального произведения, развития творческой инициативы.
Современная педагогика убедительно говорит о том, что народная песня должна занимать важное место среди различных видов музыкальной литературы, участвующих в деле музыкального воспитания и образования. Предлагаемое пособие основывается на русской народной песне. Музыкальным школам союзных республик можно рекомендовать воспользоваться данным опытом, опираясь на свой, национальный музыкальный фольклор.

Методические установки пособия базируются на принципе практического подхода к освоению теоретических знаний. В основе музыкального воспитания должно лежать развитие умения вслушиваться в живую музыкальную речь. Преподаватель при этом помогает учащимся сознательно разобраться в музыке, вместе с ними систематизирует впечатления и наблюдения, претворяя их в прочные знания. Слуховой анализ песен, приводя к осознанию элементов и законов музыкальной речи, помогает уяснить органическую связь, существующую между мыслями, чувствами человека и их музыкальным воплощением, и тем самым способствует более выразительному исполнению. Таким образом, выполняется задача музыкального воспитания, которая состоит в том, чтобы путем знакомства, через знание привести к умению осознанно воспринимать и толково, выразительно воспроизводить музыку. Пособие состоит из двух частей.
I часть содержит методические указания по работе во всех классах семилетней музыкальной школы, причем особое внимание уделяется ансамблевому пению. Каждому классу посвящен особый раздел, включающий методические указания и примерный план проведения слухового анализа. О принципе построения планов, об отношении к слуховому анализу и способе его применения говорится во Введении к I части.
II часть включает песенный материал. В ней приведены старинные и современные народные песни в двух-, трех- и четырехголосном изложении, что не снимает возможности одноголосного их исполнения. Песни распределены по классам в соответствии со степенью их сложности для ансамблевого исполнения. В одноголосном варианте учащимся можно и нужно исполнять и анализировать доступные им песни из материала более старших классов.

Часть I
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЛУХОВОГО АНАЛИЗА
Введение. Слуховой анализ народной песни
I - VII класс
Методические указания
Первоначальное знакомство с элементами музыки
Подготовка к двухголосному пению Примерный план проведения слухового анализа

Часть II
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ В ДВУХ-, ТРЕХ- И ЧЕТЫРЕХГОЛОСНОМ ИЗЛОЖЕНИИ

I класс. 2 голоса
1. На зеленом лугу; 2. Котик; 3. Ходит зайка; 4. Как на тоненький ледок; 5. На горе-то калина 31

II класс. 2 голоса
6. Летал голубь; 7. Все мы песни перепел»; 8, А, баю; 9. Солнышко; 10. Во поле береза стояла; 11. Ай, на горе дуб; 12. Сеяли девушки яровой хмель

III класс. 2 и 3 голоса
13. Пойду ль я; 14. Андрей-воробей; 15. Идет коза; 16. Со вьюном я хожу; 17. Как на горе калина; 18. Яблоня; 19. Гуленьки; 20. При долинушке стояла; 21. На горе, горе; 22. Вдоль да по речке; 23. Ты не стой, колодец; 24. В темном лесе; 25. Не летай, соловей, у окошечка

IV класс. 2 и 3 голоса
26. У меня ль садочке; 27. Соловей Будимирович; 28. Дубинушка; 29. Дубинушка; 30. Летел голубь; 31. Как по морю; 32. А кто у нас моден; 33. Как у наших у ворот; 34. Как у наших у ворот; 35. Сад по горе; 36. За морем синичка; 37. На речке на быстрой; 38. На быстрой реке; 39. Как во поле белый лен; 40. А мы просо сеяли; 41. А, дедушка, дедушка; 42. Как у нашего двора; 43. Уж как по мосту-мосточку; 44. Как за речкою; 45. Ой, утушка; 46. Как у нас на улице; 47. Виноград в саду цветет; 48. Со вьюном я хожу; 49. Дон, дон, дон! 50. Сею, вею; 51. Вдоль по улице молодчик идет

V класс. 2 и 3 голоса
52. Выйду ль я на реченьку; 53. Выйду ль я на реченьку; 54. Поздно вечером сидела; 55. Поздно вечером сидела; 56. Ивушка; 57. Меж крутых бережков; 58. Ах, на что ж было; 59. В сыром бору тропина; 60. По улице мостовой; 61. Сидит дрёма; 62. Ночка темная; 63а. Ай да рябинушка; 636. Ай, да рябинушка; 64. Как пойду я на быструю речку; 65. Полоса ль моя; 66. Лен зеленой; 67. Я рассею свое горе; 68. Уж ты, сад; 69. За дижою сижу; 70. На море утушка купалася; 71. У ворот, ворот; 72. У ворот, ворот; 73. Уж ты, поле, мое; 74. Эй, ухнем; 75. Слава; 76. Ах ты, ноченька; 77. Среди долины ровные; 78. В чистом поле: 79. Приданые удалые; 80. Подле реку; 81. Ах, по морю; 82. Я пойду ли, молоденька; 83. Во лузях

VI класс. 2, 3 и 4 голоса
84. Я на камушке сижу; 85. Утенушка луговая; 86. У зари-то, у зореньки; 87. Уж ты, поле мое; 88. Не будите молоду; 89. При бережку, при лужку; 90. Ермак; Уж, ты, зимушка; 92. Лучина; 93. Уж ты, поле, мое полюшко; 94. Сохнет, вянет во полюшке травушка; 95. Исходила младенька; 96. Утес Степана Разина; 97. Как за речкою, да за Дарьею; 98. Родина (Вижу чудное приволье); 99. Я вечор, млада; 100. Отдавали молоду; 101. У ворот, ворот; 102. Ничто в полюшке не колышется; 103. Во лесочке комарочков много уродилось: 104. Уж ты, поле мое; 105. Ты рябинушка; 106. Вниз по матушке по Волге; 107. Вниз по Волге-реке; 108. Родина (Занялася заря расписная); 109. По Дунаю

VII класс. 2, 3 и 4 голоса
110. Между двух белых березок; 111. Во лузях; 112. Земляничка-ягодка; ИЗ. Что от терема; 114, По ельничку; 115. Ой, да ты, калинушка; 116. Как не пава; 117. Ой ты, Волга; 118. При долинушке калинушка стоит; 119. Уж ты, груша; 120. Из-за лесу, лесу темного; 121. Поле чистое; 122. Сторонушка; 123. На горе-горе; 124. Ах ты, степь широкая; 125. Уж ты, ягодка; 126. Ты, река ль; 127. Ай, во поле липенька; 128. Как при вечере; 129. Катенька веселая; 130. Ах ты, зимушка-зима; 131. Не было ветру; 132. Ты взойди, солнце красное; 133. Ой, пала, припала;
134. Грушица; 135. Не одна во поле дорожка; 136. Не пой, не пой ты, соловьюшко; 137. Не белы-то снеги; 138. Полюшко колхозное; 139. Звонили звоны; 140. Расшумелся вешний ветер

Источники песен

Пособие педагогам ДМШ Скачать ноты

Спасибо Анне за сборник!