Арии и романсы зарубежных композиторов - Валерия Барсова - ноты

Вокал



Сборники, арии м романсы с нотами
для голоса, вокала в pdf

 

 

Скачать ноты

Арии и романсы зарубежных композиторов
Из репертуара В.В. Барсовой

для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Государственное музыкальное издательство”, 1960г.
номер м28211г
(pdf, 6.22 Мб)

содержание:

 

ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА БАРСОВА

Народная артистка СССР Валерия Владимировна Барсова—одна из замечательнейших советских певиц. Ее 'Искусство ярко расцвело в 20—30-ые годы. Являясь ведущей солисткой Большого театра в течение двух десятилетий, Валерия Владимировна обогатила оперную сцену незабываемыми образами. Ее выступления на концертной эстраде также заслужили самое широкое признание. С радостью несёт Валерия Владимировна свое вдохновенное творчество советским людям.
За выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства В. В. Барсова награждена орденом Ленина и орденом Трудового Красного знамени. В 30-ые годы советский народ доверил артистке ряд ответственных и почетных общественных должностей и избрал ее депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва.
И сейчас В. В. Барсова самоотверженно отдает свои силы разнообразной общественной работе: Валерия Владимировна является председателем секции музыкального театра ВТО, председателем ЦДРИ, председателем жюри Всесоюзного конкурса вокалистов. В лице Барсовой артистическая молодежь нашла чуткого и вдумчивого воспитателя.

Валерия Владимировна Владимирова (Барсова—сценический псевдоним) родилась в Астрахани в семье типографского служащего. Окончив гимназию и музыкальное училище по классу фортепьяно, будущая певица в 1909 году приехала в Москву и (поступила в консерваторию, завершив свое музыкальное образование сначала как пианистка. Одно-, временно Валерия Владимировна училась пению под руководством своей сестры, талантливой певицы и педагога консерватории Марии Владимировны Владимировой, а после 1917 года — у профессора Мазетти. В студенческие годы молодая актриса выступала в одном из музыкальных театров, скрывая эти свои выступления, несовместимые по уставу с обучением в консерватории, под именем Барсовой, Так родилась ее сценическая фамилия. На оперной сцене В. В. Барсова дебютировала в 1917 году в партии Джильды («Риголетто» Дж. Верди).
После Великой Октябрьской социалистической революции Валерия Владимировна пела в Театре-студии художественно просветительного союза рабочих организаций, где ей поручали ведущие партии в операх: «Похищение из сераля» Моцарта, «Севильский цирюльник» Россини, «Паяцы» Леонкавалло, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Виндзорские кумуцжи» Николаи, «Гензель и Бретель» Гумпердинка.
В те же годы началась и концертная деятельность певицы. С 1917 года она выступает на концертах-митингах, проходивших в воинских казармах, на заводах АМО, «Динамо», «Богатырь»; дает концерты в красноармейском клубе в Лефортове; участвует в гастролях по стране вместе с такими выдающимися музыкантами, как В. И. Сук, М. М. Ипполитов-Иванов, под управлением которых поет Маргариту в «Фаусте», Джильду в «Риголетто», Марфу в «Царской невесте».

Всеобщее внимание В. В. Барсова обратила на себя летом 1919 года, когда блестяще спела партию Розины в одном спектакле с Ф. И. Шаляпиным (Базилио), заменив заболевшую А.В. Нежданову. После удачи в спектакле Валерия Владимировна была зачислена в труппу Большого театра. Шемаханская царица, Снегурочка, Волхова, Царевна Лебедь в операх Римского-Корсакова; Антонида и Людмила в операх Глинки; Джильда, Ёиолетта, Леонора («Трубадур»), Лакме, Джульетта («Ромео и Джульетта» Гуно, где она пела вместе с Л. В. Собиновым), Мими, Чио-Чио-Сан, Манон — таков неполный перечень ролей, исполненных Валерией Владимировной на сцене Большого театра. За каждой из них стоит этап творческих искании актрисы в ее стремлении найти наиболее яркое и правдивое воплощение образа. Художественной убедительности искусства В. В. Барсовой во многом способствовало творческое общение с такими замечательными театральными деятелями, как К. С, Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, под руководством которых певица занималась актерским мастерством в оперной студии при Большом театре и в Музыкальной студии при Художественном театре в начале 20-х годов.
С 1925 года В. В. Барсова регулярно дает сольные концерты в Москве, гастролирует по стране и за границей (Германия, Англия),поражая советскую и иностранную публику совершенством своего исполнения. Валерия Владимировна неизменно обращает свое искусство к народу — часто поет по радио, неоднократно выступает в колхозах, на шахтах, в клубах и воинских частях. Её концертный репертуар чрезвычайно разнообразен. Певица стремится обогатить свои 'концертные программы, сделать их интересными и понятными, доходчивыми для самой широкой аудитории. В ее исполнении звучат арии из 'национальных опер и песни «народов СССР — русские, украинские, белорусские, киргизские, казахские, армянские, азербайджанские, грузинские (именно исполнение Барсовой сделало популярной в конце 30-х годов грузинскую народную песню «Сулико»).

Валерия Владимировна знакомит слушателей с вокальным творчеством советских композиторов — Василенко, Глвдэра, Ипполитова-Иванова, Потоцкого, Корчмарева, Александрова, Чишко, а также с забытыми, редко исполняющимися или вовсе «е исполнявшимися у нас сочинениями. Ежегодно певица составляет новые тематические программы. В «их входят малоизвестные сочинения русских композиторов — Аренского, Направника, Танеева, Глазунова, Метнера, Кюи. Программы зарубежной музыки, помимо сочинений Баха, Генделя, Глюка, Рамо, Люлли, Гайдна, Моцарта, Вебера, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Обера, Масоне, Рихарда Штрауса, Дебюсси и Бизе включают арии, романсы и песни менее известных композиторов, среди них Шоосон, Регер, Леман, Шаминад, Изуар, Шарпаитье, Давид, Иомелли и многие другие. Отличительной особенностью концертных программ В. В. Барсовой было то, что певица включала в них инструментальные сочинения в переложении для голоса с фортепьяно—из них наибольшей популярностью пользовались пьесы Шопена, Полька Рахманинова, вальс «Венские вечера» И. Штрауса и другие. Обработки обычно делал постоянный концертмейстер Валерии Владимировны С. И. Мацюшевич. Стихотворные тексты для них писали советские поэты. Иногда, делая переводы по просьбе В. В. Барсовой, они изменяли содержание, оригинальных текстов — в тех случаях, когда они были написаны не от женского лица или. могли быть непонятными дли широкой аудитории слушателей (в их числе — «Тосканская серенада» Форе, «Хабанера» Альвареса, «К ласточке» Дюрана, «Мандолина» Дебюсси, публикуемые в настоящем сборнике с теми вариантами текстов, которые пелись В. В. Барсовой).
Настоящий сборник составлен В. В. Барсовой из произведений зарубежных композиторов, входивших в ее концертные программы. Помимо общеизвестных классических арий и романсов для лирико-колоратурного сопрано, в сборник включены вокальные обработки инструментальных пьес («Фарандола» Бизе, «Тени» Дебюсси, «Венские вечера» И. Штрауса) и такие сочинения, которые впервые прозвучали в нашей стране в исполнении В. В. Барсовой.
Особую ценность этому изданию придает специальный подбор произведений с тем расчетом, что они могут не только исполняться в отдельности, но и все вместе составить полную, хорошо продуманную программу сольного концерта.
Катаева

Русский текст М. УЛИЦКОГО


Скачать ноты Скачать ноты