Академический хор

Ноты для хора



Сборники с нотами для хора, хоровых и вокальных коллективов

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ АКАДЕМИЧЕСКАЯ
РУССКАЯ ХОРОВАЯ КАПЕЛЛА

 

 

Коллектив Русской хоровой капеллы

 

Среди хоровых коллективов нашей страны, завоевавших широкую известность и у себя на родине, и за рубежом, особенно в последние годы, одно из первых мест принадлежит Республиканской Академической русской хоровой капелле, возглавляемой А. А. Юрловым.
Теперь уже ни одна сколько-нибудь значительная премьера в хоровом репертуаре не обходится без участия республиканской капеллы. Художественные достоинства этого хора стали общеизвестными. Великолепный строй, гибкость и подвижность, тонкость нюансировки, широкий стилистический диапазон привлекают постоянное внимание и вызывают интерес не только профессиональных музыкантов, но и огромной аудитории любителей хорового пения.

Дирижер хора - А.Юрлов
Художественный руководитель и главный дирижер -
Народный артист РСФСР,
Лауреат Государственной премии, профессор
А.А. Юрлов
(ноты для детского хора)

1 января 1919 года был организован Первый Государственный хор, который в 1943 году стал называться Республиканской русской хоровой капеллой. Возглавил хор талантливый русский хормейстер Иван Иванович Юхов. Этот коллектив, один из первых созданных в нашей стране, вел широкую концертную деятельность.
После смерти И. И. Юхова в 1943 году с деятельностью капеллы связаны имена выдающихся хоровых дирижеров: А. Степанова, К. Лебедева, А. Преображенского.
С 1958 года капеллой руководит А. А. Юрлов. В 1966 году коллективу присвоено почетное звание «Академическая». В 1969 году в связи с 50-летием со дня организации капеллы коллектив был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Александр Александрович Юрлов родился в 1927 году в Ленинграде. С детства обучался игре на фортепиано и скрипке в музыкальной школе при Ленинградской Академической капелле имени Глинки. Огромную роль сыграла в его жизни встреча с А. В. Свешниковым, предложившим ему ехать в Московское хоровое училище. Завершив среднее образование, Юрлов поступает на дирижерско-хоровой факультет Московской консерватории и оканчивает ее с отличием по классу профессора А. В. Свешникова. Необычайная работоспособность и целеустремленность еще в студенческие годы выделяли Юрлова среди его сверстников. Вскоре он становится помощником Свешникова и работает в коллективах под его руководством в течение ряда лет. В 1954 году А. А. Юрлов защищает кандидатскую диссертацию.

Став художественным руководителем Республиканской русской хоровой капеллы, А. А. Юрлов одновременно ведет большую общественно-музыкальную деятельность. Он является одним из организаторов Всероссийского хорового общества, с 1971 года становится его Председателем, возглавляет кафедру хорового дирижирования в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных.
За заслуги в области художественного творчества А. Юрлову присвоены звания Народного артиста РСФСР, Народного артиста Чечено-Ингушской АССР, Заслуженного деятеля искусств Башкирской АССР. За концертные программы 1964—1965 г.г. и 1966—1967 г.г. он удостоен Государственной премии СССР.
Находясь в расцвете своего таланта, А. Юрлов, этот самобытный оригинальный художник, удивляет многогранностью своего дарования. В последние, годы он заявил о себе и как дирижер симфонического оркестра, которому под силу такие монументальные образцы мировой классики, как симфонии Бетховена, реквиемы Моцарта и Верди, «Колокола» Рахманинова, такие сложные сочинения, как «Патетическая оратория», «Памяти Есенина» и «Курские песни» Свиридова, «Казнь Степана Разина» Шостаковича. Наряду со зрелостью профессионального мастерства в Юрлове за последние годы раскрылись во всей полноте его артистизм и одухотворенность. Он хорошо знает и любит современное искусство и постоянно пополняет репертуар хора новыми сочинениями. Поиски нового, восстановление и популяризация несправедливо забытого — один из основных художественных принципов Юрлова. Неоценимой заслугой Юрлова и руководимой им капеллы перед отечественным искусством явилось обращение к старинной русской музыке XIII—XVIII вв. Остававшиеся в течение длительного времени в тени бесценные памятники русской музыкальной культуры — сочинения от позднего средневековья до XVIII столетия вновь зазвучали с концертной эстрады.
Черты индивидуальности капеллы — в огромной пропагандистской работе, которую коллектив проводит с большим творческим энтузиазмом и полной самоотдачей, в исполнительском стиле, а также в репертуаре.

В репертуаре капеллы представлены оратории, кантаты, мессы, реквиемы, хоровые циклы, хоры крупной и малой формы, песни. Только крупных музыкальных сочинений насчитывается около ста (их готовит коллектив не менее десяти в год). И все-таки, несмотря на такое разнообразие, основу репертуара составляет современная советская музыка. Все наиболее значительное в современном хоровом репертуаре исполняется капеллой. Благодаря этому коллективу обрели сценическую жизнь многие произведения: симфоническая поэма «Казнь Степана Разина», симфонии Шостаковича, «Поэма памяти С. Есенина» и «Курские песни» Г. Свиридова. На афишах концертов капеллы встречаются имена Н. Мясковского, С. Прокофьева и др. Часто коллектив исполняет произведения молодых композиторов: В. Веселова, С. Слонимского, Я. Вайсбурда, В. Рубина, А. Флярковского, Т. Корганова и др. В концертах капеллы исполнены наиболее значительные произведения отечественной хоровой классики — Бортнянского, Березовского, Фомина, Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Стравинского. В ее программах — сочинения Перголези, Баха, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Мендельсона, Верди, Брамса, а также современных зарубежных композиторов.

Большая заслуга капеллы в пропаганде лучших образцов народной русской музыки, возрождении музыки Петровского времени в честь победы под Полтавой, а также сочинений одного из первых композиторов пролетарской революции А. Давиденко, произведения которого проникнуты боевым революционным духом и суровой красотой чувств. Песня-плакат «Винтовочка», трагическая песенная картина «Бурлаки», пролетарский реквием жертвам революции «На десятой версте», красочная картина народной демонстрации «Улиц? волнуется», — все эти произведения получили в исполнении капеллы точную и глубокую художественную трактовку.

Мы уже говорили, что коллективу принадлежит честь открытия для его современников совершенно неизвестных или давно забытых образцов старинной русской музыки. Оценивая эту сторону деятельности капеллы, газета «Известия» писала в 1966 году (№ 288): «.будущую жизнь родного искусства можно наверное переощутить, если взглянуть на сегодняшний день из глубины веков и угадать, почувствовать естественность и логичность вековой, национальной традиции. Капелла взяла на себя серьезный и почетный труд — продвинуть нашу мысль о судьбах своей культуры от сегодняшних ее рубежей к тем истокам, откуда взяла она некогда свое начало».
Впервые программа старинной русской хоровой музыки была исполнена капеллой на Международном фестивале старинной славянской музыки в Быдгоще (Польша), проходившем с 10 по 16 сентября 1966 года. Возрожденные одноголосные духовные песнопения анонимных авторов XVI—XVII вв., большие хоровые сочинения В. Титова, Н. Дилецкого, Н. Калашникова, А. Веделя, М. Березовского, Д. Бортнянского были исполнены капеллой с великолепным вкусом и чувством стиля.
Возрождение капеллой «Свадебки» И. Стравинского явилось также большим событием музыкальной жизни.

В трактовке «Свадебки» капелла развертывает перед слушателями яркую жанровую картинку народного быта, полную сочного юмора и стихийной театральности.
Осмысленная и выразительная фразировка, умелое филирование звука, богатая гамма оттенков, яркое и глубокое раскрытие идейно-художественного содержания исполняемых произведений стали неотделимыми чертами исполнительского стиля капеллы.
Репертуар капеллы разнообразен. Он требует от исполнителей не только высокого мастерства, но и стилистического проникновения в суть произведений.
На единой основе присущей коллективу исполнительской манеры рождается возвышенное звучание хора «Стабат Матэр» Перголези, мощное форте IX симфонии Бетховена, стихийная мощь «Казни Степана Разина» Д. Шостаковича, почти реальное выражение ужаса в песне III части «Колоколов» Рахманинова, изысканность звучания «Курских песен» Г. Свиридова и прозрачная акварельность хоровых миниатюр Танеева.

Стремление пропагандировать новую программу, не считаясь с трудностями гастрольных поездок, влечет коллектив в самые различные места нашей Родины. Капелла выступала в селе Шушенском, в селе Новоспасском на Смоленщине— родине М. И. Глинки, в клубе строителей Красноярской ГЭС в Дивногорске, в паровозном депо г. Шахты, в цехе архангельского завода «Красная кузница».
Капелла — один из инициаторов проведения Ленинских музыкальных фестивалей в Поволжье и Сибири. Она — участница первых музыкальных фестивалей в Грозном, Перми, Свердловске, Московской области, Волгограде, Смоленске, декад русского музыкального искусства в Белоруссии, Армении, Латвии, Литве и на Украине.
Усилиями капеллы при активной помощи хоровых обществ получила новую жизнь давняя традиция советского искусства — объединение вокруг профессионального хора певцов-любителей и создание массовых хоров.

Несколько лет назад в Свердловске появился плакат, извещавший о том, что в исполнении «Патетической оратории» Свиридова примут участие 500 исполнителей — профессионалы и любители. А вслед за этим оратория звучала в Уфе, Куйбышеве, Ульяновске, Ереване, Минске, Новосибирске, Москве, Перми. Студенческие и рабочие хоры принимали участие в исполнении капеллой поэмы «Памяти С. Есенина» Г. Свиридова, кантаты «Над родиной нашей солнце сияет», поэмы «Казнь Степана Разина», оратории «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, оратории А. Лемана «Ленин», «Сны революции» В. Рубина и других произведений. А после того, как капелла уезжала, эти сочинения «оставались» в городах и исполнялись местными силами, обогащенными опытом и мастерством профессиональных певцов. Это один из действенных путей к достижению задачи сближения творчества с профессиональным искусством.

В этом тесном творческом общении, взаимообогащении рождались любовь и популярность коллектива, которыми он пользуется среди самых широких слоев слушателей. Отсюда, видимо, тот возрастающий интерес к новым программам капеллы, который мы ощущаем сегодня.
Рождение коллектива и его развитие — процесс сложный и во многом зависящий от художника, которому выпадает честь организовывать его работу. Большой вклад в художественное становление капеллы внесли дирижеры, под управлением которых ставились монументальные произведения отечественной и зарубежной музыки: Н. Голованов, М. Штейнберг, К. Иванов, А. Мелик-Пашаев, А. Гаук, К. Кондрашин, Е. Светланов, Г. Рождественский, зарубежные дирижеры: Вилли Ферреро, Крипе, Л. Мазель и другие. Концертным выступлениям капеллы, участию в проведении фестивалей, в декадах музыкального искусства, пленумах композиторов и, наконец, в записях на радио и грампластинки предшествует ее повседневная, кропотливая репетиционная работа. Она начинается с небольшой распевки и, как правило, не на специальных вокальных упражнениях, а на конкретном разучиваемом репертуаре, в зависимости от задач, которые возникают перед дирижером и исполнителями в процессе работы.

Медленно плывет мелодия под сводами репетиционного зала. Деревянный настил пола и затянутый тканью потолок создают великолепную акустику.
Мы на репетиции капеллы.
Повторяются «Курские песни» Свиридова к предстоящему концерту. И хотя это произведение неоднократно исполнялось, дирижер и певцы находят все новые и новые краски, еще глубже проникают в замысел композитора.

Строгой серьезностью древнего обряда веет от песни «В городе звоны звонют». Медлительно развертывается мелодия басов, демонстрирующих великолепный, ансамбль, которая построена на причудливо звучащем архаическом звукоряде. Следующую песню — «Ой, горе, горе лебедоньку моему» полную светлой грусти, плавную, хороводную мягко поют одни женские голоса, рисуя настоящую сцену поэтического прощания с девичеством. Трудовая покосная «Ой, купил Ванька себе косу», в которой чередуются фразы запевалы и хора, превращается в исполнении капеллы в живую народную сцену. В песнях «Жавороночею» и «.За речкою» звучат удаль и размах, широкое русское раздолье. В «Курских песнях» Свиридова нет ничего случайного, поверхностного. В мелодиях этих песен чистые, высокие человеческие чувства и образы. Именно поэтому они требуют от исполнителей и дирижера такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения. Казалось бы, там, где уже все разучено и сделано, дирижер находит именно тот тембр звучания, который создает необходимое настроение.
Москва, Бакунинская, 83. У входа вывеска: «Республиканская русская академическая хоровая капелла». Побывайте на репетиции! И тогда вам станет ясно, какой огромный труд затрачивается для достижения высокого исполнительского мастерства.
М. КРАСНОВ