П. Чайковский - Щелкунчик

Чайковский ноты



Сборники, песенники с нотами
для фортепиано

 

 

Скачать ноты

П. Чайковский
Соч.71

Щелкунчик
Балет-феерия
в двух действиях, трех картинах
Либретто М. Петипа
по сказке Э.Т.А. Гофмана
в переделке А. Дюма-сына
Облегченное переложение для фортепиано автора
"Музыка", 1982г.
(DjVu, 6.8 Мб)

содержание:

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
PERSONNAGES


Президент Зильбергаус
Его жена
Клара (Мари)
Фриц
Марианна, племянница президента
Советник Дроссельмейер, крестный Клары и Фрица
Щелкунчик
Фея Драже, повелительница сластей
Принц Коклюш (Оршад)
Мажордом
Кукла
Солдат
Коломбина
Арлекин
Мамаша Жигонь
Мышиный царь

Родственники, гости, костюмированные, дети, слуги, мыши, куклы, зайчики, игрушки, солдатики, гномы, снежинки, фен, сласти, печенья, конфеты, леденцы, мавры, пажи, принцессы, свита, паяцы, пастушки, цветы и др.
Действие происходит в Германии в фантастические времена.

 

ЛИБРЕТТО БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК»

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Зал в доме президента Зильбергауса, где родственники и гости хозяев приготовляют для детей роскошно убранную елку. Впущенные в залу дети Зильбергауса — Клара (Мари) и Фриц, а также их маленькие гости — любуются блестящим зрелищем, получают приготовленные для них подарки, резвятся и танцуют с доставшимися им игрушками. Общее оживление увеличивается с прибытием новых гостей, которые в костюмах «Incroyables» и «Merveilleuses» исполняют танец, соответствующий характеру изображаемых ими модников эпохи французской революции.

С последним ударом часов, показывающих полночь, в зал входит Дроссельмейер, крестный отец Клары, и подносит детям четыре большие механические куклы, изображающие маркитантку, солдатика, Арлекина и Коломбину. Заведенные ключом, куклы автоматически двигаются, вертятся и танцуют; дети в восторге, но Зильбергаус, опасаясь за целость дорогих подарков, приказывает отнести их к себе в кабинет.
Дроссельмейер, желая утешить огорченных Клару и Фрица, вынимает из кармана и дарит им пресмешную куклу — Щелкунчика для орехов и показывает, как должно с ним обращаться. Фриц отнимает игрушку у Клары и заставляет Щелкунчика разгрызать самые большие орехи, отчего у того ломается челюсть.
Клара поднимает брошенного Щелкунчика, обвязывает ему голову, убаюкивает, танцуя с ним «polka-berceuse», и укладывает на кровать своей любимой куклы. По приглашению Зильбергауса все гости, большие и малые, танцуют старинный танец «гросфатер», по окончании которого г-жа Зильбергаус напоминает мужу, что уже поздно и детям пора ложиться спать. Клара хочет взять Щелкунчика с собой, но отец ей в этом отказывает. Детей уводят, гости прощаются с хозяевами и постепенно расходятся. Зал некоторое время остается пустым.

Беспокоясь о больном Щелкунчике, Клара, как только утихло все в доме, решается навестить его и входит в темный зал. Шорох, беготня и царапанье мышей под полом приковывают Клару к месту. Из щелей под карнизами видно множество блестящих огоньков, комната наполняется мышами, и испуганная Клара бежит к кроватке больного Щелкунчика, ища там защиты.
Луна светит в окно; елка постепенно растет и достигает огромных размеров; куклы и игрушки оживают: зайчики бьют тревогу, часовой у будки салютует ружьем и стреляет, куколки бегают в испуге, размахивая руками, ища где бы укрыться; появляется отряд пряничных солдат и строится в ряды. Неприятельское мышиное войско начинает наступление, оттесняет пряничных солдат и, одержав полную победу, возвращается с добычей — кусками пряников, которые и пожирает тут же.
Щелкунчик, видя неудачу пряничного войска, быстро вскакивает с постели и приказывает зайчикам немедленно снова бить тревогу. Крышки слетают с коробок, в которых лежали оловянные солдатики, и из них поспешно вылезают стрелки, гренадеры, гусары и артиллеристы с медными пушками.
Мышиный царь приказывает своему войску возобновить нападение. Мыши несколько раз атакуют неприятеля, но с большим уроном отступают назад; тогда мышиный царь вступает в единоборство со Щелкунчиком. Клара, видя опасность, грозящую ее любимцу, снимает с ноги башмачок и изо всех сил бросает его в царя мышей; Щелкунчик ранит своего врага, который вместе со своими подданными спасается бегством. Щелкунчик, превратившись в красивого принца, становится на колени перед Кларой и просит ее следовать за собой. Они идут к елке и скрываются в ее ветвях.

Картина вторая

Зал превращается в густой еловый лес зимой. Начинает падать снег крупными хлопьями и поднимается метель.
Корифейки и танцовщицы кордебалета, изображая снежные хлопья, танцуют большое pas («Valse des flocons de neige»), образуя в конце его живописные группы в виде снежных сугробов.
Постепенно метель утихает, и зимний ландшафт освещается мягким лунным светом, при котором снег искрится бриллиантами.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Картина третья

Сцена представляет дворец сластей — Конфитюренбург. Фея Драже с принцем Коклюшем (Оршадом) стоят в сахарном киоске (павильоне), украшенном дельфинами, из пастей которых бьют фонтаны смородинного сиропа, оранджа, лимонада и других прохладительных и сладких напитков. Ожидая приезда Клары с принцем Щелкунчиком и приготовив им встречу, фей Драже вместе с принцем Коклюшем выходят из киоска; феи мелодий, цветов, картинок, фруктов, кукол, ночей, плясунов и сновидений, а также конфеты карамель, ячменный сахар, шоколад птифуры, нуга, мятные лепешки, драже, фисташки и миндальные печенья, живописно группируясь, преклоняются перед ней, а серебряные солдатики отдают ей честь.
Мажордом, увидев приближение ожидаемых гостей, расставляет маленьких мавров и пажей, у которых головы из жемчужин, туловище из рубинов и изумрудов, а ноги из чистого золота; в руках они держат горящие факелы. По реке тихо подплывают Клара и Щелкунчик в вызолоченной ореховой скорлупе.
При выходе их на берег серебряные солдатики отдают честь, а маленькие мавры, в костюмах из радужных перышек колибри, подхватывают Клару под руки и бережно помогают ей сойти.

От лучей палящего солнца сахарный киоск на розовой реке начинает постепенно таять и, наконец, исчезает; фонтаны перестают бить. Фея Драже о принцем Коклюшем и принцессами, сестрами Щелкунчика, встречают прибывших; свита почтительно кланяется, а мажордом приветствует принца Щелкунчика с благополучным возвращением в замок Конфитюренбург.
Щелкунчик, тронутый приемом, берет Клару за руку и представляет ее сестрам, объявляя, что ей одной он обязан своим чудесным спасением.
ФРЯ Драже отдает мажордому приказание начать праздник, а сама с принцем Коклюшем и свитой удаляется, чтобы не мешать непринужденному веселью.
Начинается разнообразный дивертисмент: танцуют — шоколад («испанский танец»), кофе («арабский танец»), чай («китайский танец»), паяцы («danse des bouffons»), леденцы («danse des mirlitons»), полишинели с mиre Gigogne и другие. В заключение появляется фея Драже со своей свитой и принцем Коклюшем и сама принимает участие в танцах.
Клара в восторге от всего происходящего, а принц Щелкунчик, сияя радостью, что мог угодить своей избавительнице, рассказывает ей сказочные чудеса о царстве сластей.
Апофеоз балета изображает большой улей с летающими вокруг пчелами, зорко охраняющими свое богатство.

 

 

Скачать ноты к балету

Cassse-Noisette
Ballet-Feerie
en 2 actes
Musique de
P. Tschaikowsky
Op.71.
переложение для фортепиано С.И. Танеева
"P. Jurgenson"
(DjVu, 9.82 Мб)

 

 

Щелкунчик Чайковского - ноты

Tne Nutcracker Ballet
Cassse-Noisette
Ballet-Feerie
en 2 actes
Musique de
Peter Ilich Tschaikowsky
Op.71.
клавир
Broude Brothers, New York
(DjVu, 24.7 Мб)

 

 

Щелкунчик Чайковского - ноты

П. Чайковский
КОНЦЕРТНАЯ СЮИТА

из балета «Щелкунчик»
Р. Щедрин
ПРОЛОГ И СКАЧКИ

из балета «Анна Каренина»
Концертные обработки для фортепиано М. Плетнева
"Советский композитор", 1978г.
(pdf, 1.7 Мб)