Классификация певческих голосов, дошедшая до
нас, ведет начало примерно с XII века и связана с возникновением полифонической
формы вокальной музыки, требовавшей, чтобы один
из голосов — обычно это был высокий мужской голос — исполнял, точнее,
удерживал бы одну главную, неизменную мелодию, повторявшуюся несколько
раз на протяжении пьесы. Эта мелодия «кантус фирмус», что значит по-латыии
«нерушимый напев»; голос же, исполнявший, удерживавший эту мелодию, получил
название тенор,- (от латинского ten ere — держать, направлять). Остальные
голоса, сопровождавшие «кантус фирмус», получили соответствующие названия.
Самый высокий (обычно мальчишеский) сначала назывался дискантом, т. е.
уклоняющимся, отходящим от «кантус фирмуса»; средний между тенором и дискантом
(тоже детский)—получил название альт, что значит высокий по сравнению
с тенором; а самый низкий голос получил название бас. В дальнейшем самый
высокий голос получил название сопрано, в основе которого лежит итальянское
слово sopra, что значит «наверху, выше».
Итак, в практику с давних времен вошли четыре категории: сопрано, альт,
тенор и бас. Причем все это были детские мальчишеские и мужские голоса,
поскольку полифоническая форма пения утвердилась в папских капеллах, где
женщины к исполнению не допускались. Только в XVII веке женские голоса
проникли на сцену и концертную эстраду и с того времени определение «сопрано»
и «альт» закрепилось за женскими голосами, высокий же голос у мальчиков
и девочек по-прежнему назывался дискантом, и низкий — альтом.
Эти четыре категории голосов и стали основой современной классификации;
дальнейшее развитие вокальной музыки вызвало необходимость утверждения
двух дополнительных категорий промежуточных голосов между имевшимися двумя
женскими и двумя мужскими; меццо-сопрано — средний по высоте и силе между
сопрано и альтом, получившим название контральто, и баритон — промежуточный
между тенором и басом. Меццо по-итальянски означает «средний, половинный»;
баритон же по-гречески означает «низкозвучащий», очевидно, по отношению
к более высокому тенору.
В конце XIX — начале XX века в вокальной практике, главным образом, в
педагогике, появились новые определения: колоратурное сопрано, лирический,
драматический тенор и другие.
В результате до нас дошла следующая классификация голосов:
Женские голоса
Категория: сопрано (высокий голос)
Виды:
колоратурное
лирико-колоратурное
лирическое легкое
лирическое крепкое
лирико-драматическое
драматическое.
Дискант— детский высокий голос (у мальчиков и девочек).
Категория: меццо-сопрано (средний голос)
Виды:
лирическое
драматическое.
Категория: контральто (низкий голос)
Альт — объединяет средний и низкий голоса у детей
Мужские голоса
Категория: тенор (высокий голос)
Виды:
тенор-альтино
лирический легкий
лирический крепкий
лирико-драматический
драматический
характерный
Категория: баритон (средний голос)
Виды:
лирический
драматический
Категория: бас (низкий голос)
Виды:
бас-баритон (высокий бас или бас «кантанто»)
бас центральный
бас-профундо
бас-буффо (характерный или комический бас)
Примечание. Наличие в настоящее время указанной классификации подтверждается, между прочим, и соответствующими объявлениями о конкурсах артистов, проводимых музыкальными театрами.
Диапазон каждой категории голоса является общей основой для всех видов
с уклонениями в ту или иную сторону. Как говорят вокалисты-педагоги, у
каждого голоса есть своя «рабочая середина», т. е. тот отрезок голоса,
который Н. А. Римский-Корсаков условно называл нормальным, в котором певец
чувствует себя наиболее свободно и меньше всего утомляется: приблизительно,
эта «рабочая середина» находится между крайними тремя-четырьмя ступенями
снизу и сверху.
Прежде каждый голос нотировался в своем ключе так:
В настоящее время все женские голоса нотируются в скрипичном ключе, тенор
в сольных партиях и хоровых, при условии отдельного нотоносца — в скрипичном
(звучит октавой ниже); тенор в хоровых партиях на одном нотоносце с басом
— в басовом; все остальные голоса — в басовом.
С.И. Танеев предлагал обозначать тенор в скрипичном ключе, с добавлением
знака тенорового ключа. Такое обозначение принято, между прочим, во всех
новых итальянских изданиях Рикорди.
В песенной и романсной литературе, в том случае, если произведение может
исполняться и женским и мужским однотипным голосом, делают обозначение:
для высокого голоса (т.е. для сопрано или тенора), для среднего (меццо-сопрано
или баритона), для низкого (альта или баса), нотируя всё в скрипичном
ключе.