О. Чишко - Певческий голос и его свойства

Пособия по вокалу



Библиотека музыкального самообразования

 

КЛАССИФИКАЦИЯ ГОЛОСОВ

 

 

Классификация певческих голосов, дошедшая до нас, ведет начало примерно с XII века и связана с возникновением полифонической формы вокальной музыки, требовавшей, чтобы один из голосов — обычно это был высокий мужской голос — исполнял, точнее, удерживал бы одну главную, неизменную мелодию, повторявшуюся несколько раз на протяжении пьесы. Эта мелодия «кантус фирмус», что значит по-латыии «нерушимый напев»; голос же, исполнявший, удерживавший эту мелодию, получил название тенор,- (от латинского ten ere — держать, направлять). Остальные голоса, сопровождавшие «кантус фирмус», получили соответствующие названия. Самый высокий (обычно мальчишеский) сначала назывался дискантом, т. е. уклоняющимся, отходящим от «кантус фирмуса»; средний между тенором и дискантом (тоже детский)—получил название альт, что значит высокий по сравнению с тенором; а самый низкий голос получил название бас. В дальнейшем самый высокий голос получил название сопрано, в основе которого лежит итальянское слово sopra, что значит «наверху, выше».
Итак, в практику с давних времен вошли четыре категории: сопрано, альт, тенор и бас. Причем все это были детские мальчишеские и мужские голоса, поскольку полифоническая форма пения утвердилась в папских капеллах, где женщины к исполнению не допускались. Только в XVII веке женские голоса проникли на сцену и концертную эстраду и с того времени определение «сопрано» и «альт» закрепилось за женскими голосами, высокий же голос у мальчиков и девочек по-прежнему назывался дискантом, и низкий — альтом.
Эти четыре категории голосов и стали основой современной классификации; дальнейшее развитие вокальной музыки вызвало необходимость утверждения двух дополнительных категорий промежуточных голосов между имевшимися двумя женскими и двумя мужскими; меццо-сопрано — средний по высоте и силе между сопрано и альтом, получившим название контральто, и баритон — промежуточный между тенором и басом. Меццо по-итальянски означает «средний, половинный»; баритон же по-гречески означает «низкозвучащий», очевидно, по отношению к более высокому тенору.
В конце XIX — начале XX века в вокальной практике, главным образом, в педагогике, появились новые определения: колоратурное сопрано, лирический, драматический тенор и другие.
В результате до нас дошла следующая классификация голосов:

Женские голоса

Категория: сопрано (высокий голос)
Виды:
колоратурное
лирико-колоратурное
лирическое легкое
лирическое крепкое
лирико-драматическое
драматическое.

Дискант— детский высокий голос (у мальчиков и девочек).

Категория: меццо-сопрано (средний голос)
Виды:
лирическое
драматическое.

Категория: контральто (низкий голос)

Альт — объединяет средний и низкий голоса у детей

 


Мужские голоса

Категория: тенор (высокий голос)
Виды:
тенор-альтино
лирический легкий
лирический крепкий
лирико-драматический
драматический
характерный

Категория: баритон (средний голос)
Виды:
лирический
драматический

Категория: бас (низкий голос)
Виды:
бас-баритон (высокий бас или бас «кантанто»)
бас центральный
бас-профундо
бас-буффо (характерный или комический бас)

 

Примечание. Наличие в настоящее время указанной классификации подтверждается, между прочим, и соответствующими объявлениями о конкурсах артистов, проводимых музыкальными театрами.

Диапазон каждой категории голоса является общей основой для всех видов с уклонениями в ту или иную сторону. Как говорят вокалисты-педагоги, у каждого голоса есть своя «рабочая середина», т. е. тот отрезок голоса, который Н. А. Римский-Корсаков условно называл нормальным, в котором певец чувствует себя наиболее свободно и меньше всего утомляется: приблизительно, эта «рабочая середина» находится между крайними тремя-четырьмя ступенями снизу и сверху.
Прежде каждый голос нотировался в своем ключе так:

Yjns lkz ujkjcf


В настоящее время все женские голоса нотируются в скрипичном ключе, тенор в сольных партиях и хоровых, при условии отдельного нотоносца — в скрипичном (звучит октавой ниже); тенор в хоровых партиях на одном нотоносце с басом — в басовом; все остальные голоса — в басовом.
С.И. Танеев предлагал обозначать тенор в скрипичном ключе, с добавлением знака тенорового ключа. Такое обозначение принято, между прочим, во всех новых итальянских изданиях Рикорди.

Ноты для djrfkf


В песенной и романсной литературе, в том случае, если произведение может исполняться и женским и мужским однотипным голосом, делают обозначение: для высокого голоса (т.е. для сопрано или тенора), для среднего (меццо-сопрано или баритона), для низкого (альта или баса), нотируя всё в скрипичном ключе.