О.Чишко - Певческий голос и его свойства

Пособия по вокалу



Библиотека музыкального самообразования

 

МУЖСКИЕ ГОЛОСА

Тенор-альтино, лирический легкий и крепкий, лирико-драматический, драматический (героический) и характерный тенор.

 

Тенор — самый высокий мужской голос; по звучанию его можно сравнить с тембром виолончели, удвоенной кларнетом, и, может быть, фаготом, по мере усиления драматических нот оттенков голоса.
Объем голоса от до малой октавы (иногда си большой октавы) до до2; у тенора-альтино до до-диез2—ре2. Судя по арии с хором Собииина «Что нам метель» из-«Ивана Сусанина» (IV д.), в которой встречается и ре-бемоль2, очевидно, раньше драматические тенора имели эти ноты в своем объёме, «Рабочей серединой» можно считать отрезок от ми—фа малой октавы до фа-диез— соль первой октавы.
Нижний отрезок тенора-альтино и лирического тенора также звучит слабо и невыразительно, как и у колоратурного и лирико-колоратурного сопрано; в пиано, при легком сопровождении, звучит удовлетворительно. Более высокие ноты звучат все светлее, ярче и безмятежнее, становясь похожими на альт (отсюда — альтино), сохраняя, однако, легкость, приятность и нежность и приобретая некоторую мужественность. Этим двум голосам свойственна большая подвижность. Хотя они довольно легко справляются с колоратурной техникой, но не в такой степени, как соответствующие им женские голоса,
Лирический тенор нередко называют тенором «ди грация» и это добавление дает ясное представление об этом голосе.

Драматический тенор или, как его раньше называли, тенор «ди форца» (тенор силы), или героический, также свидетельствует об определенных свойствах, а главным образом о все увеличивающейся силе голоса, его мощи, мужественности, решительности. Чтобы представить себе его тембр, к прежнему «сплаву» из виолончели, фагота, нужно добавить валторну, а, может быть, и трубу.
Это драматически-героическое звучание усиливается по направлению к верху; вместе с тем па верхнем отрезке чувствуется и некоторая напряженность.
Лирико-драматический тенор — промежуточный между лирическим и драматическим, но в зависимости от субъективных исполнительских данных, приближающийся то к первому, то ко второму. Мы уже говорили выше о том, что драматические голоса встречаются все реже и реже и что их репертуар ведут лирико-драматические голоса. Это явление наблюдается и среди теноров. Лирико-драматический тенор имеет те же, в общем, свойства, что и лирико-драматическое сопрано.
Упомянем еще о характерном теноре, неизменном участнике всех спектаклей, исполняющем роли второго плана. Однако, среди них есть и очень заметные. Характерный тенор может быть и лирическим, и драматическим, но, главное, он за пределы «рабочей середины» не выходит. Он должен работать па таком небольшом, сравнительно, среднем отрезке, чтобы любой динамический оттенок, любое характерное звучание, например, чрезмерная угодливость, или наоборот, угрожающий шепот, а, может быть, крик — все это было легко исполнимо. Такова, например, драматическая роль Шуиского («Борис Годунов»), комическая Винокура («Майская ночь»).
Свойства характерных голосов, а таковыми могут быть и женские, и мужские, выявляются в процессе исполнительской практики, реже в начале, чаще тогда, когда певец уже владеет мастерством исполнения, но его вокальные возможности подвергаются возрастным изменениям. В театральной практике нет еще терминов «характерное сопрано, меццо-сопрано или баритон», хотя партии такие есть, например, Домна Сабурова («Царская невеста») или Свояченица («Майская ночь»).однако характерный тенор и характерный бас уже cyществуют.
Специфической особенностью мужских голосов является так называемый фальцетный звук, очень похожий своим тембром на женский голос. До открытия, которое сделал Дюпре, этим звуком пользовались все тенора, беря звуки выше ля-бемоль второй октавы. Для нотации этого способа употребляется, надписываемое над соответствующими нотами слово «фальцет», (что означает фистула, под этим названием этот звук и известен в народе). Звук этот можно почти всегда услышать при исполнении, например, арии «О, дай мне забвенье, родная» («Дубровский») и каватины «Медленно день угасал» («Князь Игорь»). В обоих случаях тенор последний слог в слове «приди» (которым оканчивается и ария Дубровского и каватина Владимира Игоревича) берет фальцетом.
Существует и еще прием пения, присущий всем мужским голосам, это пение «меццо-воче», т. е. вполголоса. Его можно сравнить с засурдиненным звучанием струнных или медных (отчетливо слышится форте, но оно звучит как бы в отдалении, приглушенно). Женским голосам это почти не свойственно.

Для легких теноров, а иногда и для лирико-драматического, также создаются произведения в виде вокализов, т. е. без слов.
Образы, воплощаемые тенором очень разнообразны: от молодых героев до почтенных старых людей. Причем характерно то, что партии самых высоких мужских голосов — теноров-альтиио и теноров — нередко предназначаются старикам (например, певец Баян, царь Берендей, Звездочет, Юродивый, и т.д.), но чаще всего — это молодые любовники.
Репертуар лирико-драматических и драматических теноров почти одинаков (из-за редкого появления драматических голосов, о чем мы уже говорили в разделе о драматическом сопрано).
Говоря о все уменьшающемся притоке сильных, мощных драматических голосов — чаще всего в категориях сопрано, тенора, баса — мы не связываем это обстоятельство с вокальной школой, хотя отдельные просчеты в этой области и возможны. Причиной этого являются, вероятно, какие-то физиологические изменения в человеческом организме, зависящие от изменений окружающих его условий. Возможно, что имеет место и другая причина, о которой не раз говорилось и писалось, а именно: в школах не только общеобразовательных, но даже музыкальных, до сих пор нет правильного музыкального воспитания, а, следовательно, нет учета, нет отбора голосов, нет и их «выращивания».
Делаем это отступление, как оговорку, чтобы, прослушивая соответствующие произведения, студенты учитывали, что партию драматического тенора поет, возможно, и лирико-драматический тенор.
Тенор-альтино, лирический легкий и крепкий тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Альмавива, каватина «Скоро восток золотою» (I д.)—Россини, «Севильский цирюльник».
Леопольд, партия — Галеви, «Жидовка».
Герцог, баллада «Та иль эта» (I д.); песенка «Сердце красавицы» (IV д.)—Верди, «Риголетто».
Надир, романс «В сияньи ночи лунной» (I д.) — Бизе, «Искатели жемчуга».
Фауст, каватина «Привет тебе, приют невинный» (ПГ д.) — Гуно, «Фауст».
Ромео, каватина «Солнце, взойди скорей» (I д., 2 к.) — Гуно, «Ромео и Джульетта».
Вертер, ария «О, не буди меня» — Массне, «Вертер».
Арлекин, серенада «О Коломбина» (2 к.)—Леонкавалло, «Паяцы».
Лоэнгрин, рассказ «В краю чужом, в далеком горнем царстве» (Ш д., 2 к.)—Вагнер, «Лоэнгрин».
Рудольф, ариозо «Совсем замерзла ручка» (I д.)—Пуччини, «Богема».
Баян, песня «Есть пустынный край» (I д.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Юродивый, песня-присказка «Месяц едет, котенок плачет»; плач «Лейтесь, лейтесь, слезы горькие» (IV д., 3 к.) — Мусоргский, «Борис Годунов».
Грицько, думка «Зачем ты, сердце, рыдаешь и стонешь» (I д.) — Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Звездочет, обращение к царю Додону «Славен будь, великий царь» (I д.)—Римский-Корсаков, «Сказка о золотом петушке».
Берендей, каватина «Полна, полна чудес» (II д,)—Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Индийский гость, песня «Не счесть алмазов» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Левко, песня «Солнышко низко» (I д.); ариозо и песня «Спи, моя красавица» (III д.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Владимир Игоревич, каватина «Медленно день угасал» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Синодал, ариозо «Обернувшись соколом» (I д., 3' к.) — Рубинштейн, «Демон».
Владимир, романс «О, дай мне забвенье, родная» (I д., 2 к.) — Направник, «Дубровский».
Ленский, ария «Куда, куда вы удалились» (II д., 4 к.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Молодой цыган, песня «Взгляни, под отдаленным сводом» — Рахманинов, «Алеко».
Алеша Попович, 2-я песенка «Расцветали в поле цветики» (I д,) — Гречанинов, «Добрыня Никитич»,
Салават Юлаев, партия — Коваль, «Емельяи Пугачев».
Задрипанный мужичонка, песня «У меня была кума» (финал 6-й к.)—Шостакович, «Катерина Измайлова».
Купчик, романс «Сам не знаю, почему» (IV д.) — Хренников, «Мать».
В симфонической литературе имеется и интересный образец партии первого тенора соло (теиор-альтино) — Третья симфония (I и IV части) Книппера.
В приведенном списке только в партии Звездочета автором указано, что она исполняется тенором-альтино. Однако и партия Задрипанного мужичонки впервые исполнялась тенором-альтино (все ее построение и характер подтверждают правильность этого). И, конечно, только тенор-альтиио может исполнить партию первого тенора соло в Третьей симфонии Книппера. Остальные партии — и Берендея, и графа Альмавивы, и Юродивого, и Салавата, и Индийского гостя, и Баяна, и Арлекина и ряд других также могут быть хорошо исполнены тенором-альтино.

В каватине Альмавивы можно блеснуть и вставным до и колоратурой вставных каденций.
Лирико-драматический и драматический тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Рауль, романс «Вся прелесть в ней» (I д.), дуэт Валентины н Рауля (IV д.)—Мейербер, «Гугеноты».
Васко да Гама, ария «О, чудный край» (IV д.)—Мейербер, «Африканка».
Манрико, песня «Вечно один с тоскою» (I д., 2 к.); ария «Когда пред алтарем» (III д., 2 к.); кабаллетта «Нет не удастся дерзким злодеям» (И1 д., 2 к.) — Верди, «Трубадур».
Радамес, романс «Милая Аида» (I д.)—Верди, «Аида».
Отелло, ариозо «С вами прощаюсь навсегда, воспоминанья» (II д.); монолог «Боже, ты мог дать мне позор» (III д.); монолог «Я не страшен, хоть и вооруженный» (IV д.)—Верди, «Отелло».
Самсон, партия — Сен-Санс, «Самсон и Далила».
Хозе, ария «Видишь, как свято сохраняю цветок» (II д.) —Визе, «Кармен».
Еник, ариозо «Как можно верить» (И д.) — Сметана, «Проданная невеста».
Йонтек, думка «Меж горами ветер воет» (IV д.) — Монюшко, «Галька».
Зигмунд, весенняя песня «Мрак зимы теперь побежден» (I д.) -— Вагнер, «Валькирия».
Зигфрид, героическая песня плавки «Ыотуиг! Нотунг! Меч боевой» и песня ковки меча (I д.)—Вагнер, «Зигфрид»,
Вальтер, песня «Сад озарен» (III д., 1 к.)—Вагнер, Нюрнбергские мейстерзингеры».
Джонсон, ариозо «Пусть она верит, будто я на воле» (III д.) — Пуччини, «Девушка с Запада».
Калаф, ариозо «Не плачь, моя Лю» (Г д.); ариозо «Спать не смейте» (III д.)—Пуччини, «Турандот».
Собииин, партия — Глинка, «Иван Сусанин».
Садко, речитатив и ария «Кабы была у меня золота казна» (I к.); «Высота, высота, поднебесная» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Вакула, песня-жалоба «Где ты, сила моя?» (I д., 2 к.) — Римский-Корсаков, «Ночь перед Рождеством».
Герман, ариозо «Я имени ее не знаю»; клятва «Получишь смертельный удар. Гром, молния.» (финал I д.); ария, «Что наша жизнь?» (7 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Вакула, ария «О, что мне- мать, что мне отец» (2 к.); ария-песня «Слышит ли, девица, сердце твое» (II д., 1 к.) — Чайковский, «Черевички».
Нерон, строфы «О, печаль и тоска» — Рубинштейн, «Нерон».
Кер-Оглы, песня «Пусть грохочет гром», ариозо «Все нам братья», ария «Тебе предан я» (НГ д.) Гаджибеков; «Кер-Оглы».
Ленька, колыбельная (финал 4 к.); песня «Из-за леса светится» (6 к.)—Хренников, «В бурю».
Пьер Безухов, ариозо «Если б самым красивым», финал (б к.) — Прокофьев, «Война и мир».
Матюшенко, песня «Ой, ты, ветер» (II д.); речитатив и ариозо «А если я не так веду людей?» (III д.); монолог «Так что ж, по-темкинцы, назад?» (IV д.)—Чишко, «Броненосец „Потемкин"».
Богун, речитатив и ария «О край родной» (III д.) —Данькевич, «Богдан Хмельницкий».
Назар, ария «Туман, туман долиною» — Данькевич, «Назар Стодоля».
Джалиль, ария «Прощай, Казань»; «Разве таким я знал тебя» (финал)—Жиганов, «Муса Джалиль».
Все произведения, указанные в списке исполняются и лирико-драматическим, и драматическим тенором. Более того, партии из предыдущего списка такие, как Рудольф («Богема»), Дубровский, Фауст, Ромео исполнялись с успехом лирико-драматическим и драматическим тенором при наличии хорошей школы у певца (например, И. А. Алчевским, И. В. Ершовым). Но и в приведенном списке некоторые партии исполняются лирическими крепкими тенорами, как например, партия Лыкова, Гвидона, Ионтека; Калафа,— каждый вид голоса компенсирует недостающее ему тем, чем наделен он сам в преобладающем количестве.
Но есть партии, которые должны исполняться только драматическими тенорами, чтобы сила и мощь их голоса соответствовали образу героя, воплощаемого на сцене; таковы, например, Садко, Вакула, Зигмунд, Зигфрид, Самсон, Отелло. При прослушивании все это необходимо учитывать, тем более это нужно иметь в виду при воплощении замысла в сочинении.
Из вокализов можно рекомендовать:

Сонату дли голоса и фортепиано Метнера, Концерт для голоса с оркестром Ю. Юзелюнаса, Третью симфонию Книппера (1-е п 2-е соло первого тенора).

Характерный тенор рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Шуйский, сцена с Борисом (II д.) —Мусоргский, «Борис Годунов». Мисаил, сцена в корчме (II д., 1 к.)—Мусоргский, «Борис Годунов».
Попович, сцена с Хиврей (II д.)—Мусоргский, «Сорочинская ярмарка».
Подьячий, партия (I д.) — Мусоргский, «Хованщина». Бомелий, сцена с Любашей (II д.) — Римский-Корсаков. «Царская невеста».
Винокур, рассказ «Вечером, как помнится» (И дм 1 к.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Сопель, партия (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Брошка, партия — Бородин, «Киязь Игорь».
Овлур, «Позволь мне, княже, слово молвить» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Трике, куплеты «Какой прекрасный этот день» (II д.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Школьный учитель, сцена с Солохой и песенка «Баба к бесу привязалась» (II д.)—Чайковский, «Черевички».
Вашек, ария «Матушка сказала так» (И д.)—Сметана, «Проданная невеста».
Назар, песенка «Пристрастился медведь» (II д.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Мишук, песенка «Эх вы, девушки-красотки» (I д.)—Дзержинский, «Тихий Дон».
Два древних старика, сцена на свадьбе «Какого года присяги?»— Дзержинский, «Тихий Дон».

 

БАРИТОН ЛИРИЧЕСКИЙ И ДРАМАТИЧЕСКИЙ

 

Баритон (от греческого баритонос) означает и «низко звучащий» и «тяжело звучный», низко звучащий, конечно, по отношению к тенору. По тембру напоминает теноровый тромбон, смягченный кларнетом, фаготом и альтом; таким образом, о и в себе сочетает как бы мощь, блеск и густоту с певучестью и даже мягкостью, Баритон является промежуточным голосом между тенором и басом, а точнее — между драматическим тенором и высоким басом, носящим название бас-баритон.
Определение «лирический и драматический баритон» возникло несколько десятков лет назад; ранее существовали только теноровый и басовый баритоны. Если у драматического тенора отнять верхний отрезок ля1, си1—до2, прибавив к до малой октавы си и ля,—-то это и будет объем и тембр лирического баритона.
Объем драматического баритона — такой же, но у лирического баритона эти нижние йоты звучат очень слабо и выразительны только в пиано, от силы в меццо-форте и то при прозрачном сопровождении. Наиболее звучными нотами можно считать до и ре первой октавы. Рабочая середина от до малой до ре—ми-бемоль. Наиболее звучный отрезок от си-бемоль малой до фа первой октавы.
Баритон пользуется и фальцетным звуком. Так в каватине Фигаро из россиниевского «Севильского цирюльника», после многократного повторения слова «Фигаро» на нотах ми, ре, до, последнее вставное слово он берет фальцетом следующим образом; слог «Фи» берется на звуке до первой октавы и переносится на одном дыхании на октаву вверх, т. е. на до второй октавы; этот именно звук берется фальцетом; слоги «га-ро» берутся снова на звуке до первой октавы, Этот прием в клавире не указан, однако практически такое исполнение бытует и сейчас. Нередко в партии Онегина (ш арии «Когда бы жизнь домашним кругом») верхнее вставное заключительное фа1 на слове «мечты» также берется фальцетом. В кантате К. Орфа «Кармина Бурана» есть также интересные эпизоды с использованием фаль-цетных звуков у баритона. Обратим внимание, что и у баритонов фальцетный звук удобнее всего воспроизводить на звуках Е, И, Ы или У.

Образы, воплощаемые лирическим баритоном, чаще всего герои-любовники, подчас довольно колодные, спокойные, ярким исключением является деятельный организатор, подвижной Фигаро,
Рекомендуем следующие партии для прослушивания лирического баритона:
Дои Жуан, ария «Чтобы кипела кровь горячее» (II д.)—Моцарт, «Дон Жуан».
Фигаро, каватина-тарантелла «Место! Раздамся шире, народ» (I д.) — Россини, «Севильский цирюльник».
Жермон, ария «Ты забыл Проваис родной» (II д.)—Верди,. «Травиата».
Валентин, ария «Бог всесильный, бог любви» (И д.) — Гуно,. «Фауст».
Вольфрам, песня «О ты, вечерняя звезда» (И д.)—Вагнер,. «Тангейзер».
Веденепкий гость, песня «Город каменный» (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Онегин, ария «Когда бы жизнь домашним кругом» (3 к.) —Чайковский, «Евгений Онегин».
Елецкий, ария «Я вас люблю» (3 к.)—Чайковский, «Пиковая-дама».
Роберт, ария «Кто может сравниться с Матильдой моей»— Чайковский, «Иолаита».

Образы, воплощаемые драматическим баритоиомг чаще всего — сильные характеры: чувство их, даже страсти, нередко являются решающими в их поведении. Это либо патриоты —князь Игорь, Богдан Хмельницкий, Андрей Болконский, африканец Нелуско, Щорс,. Олег Кошевой, либо — рабы своей любви и ревности, зависти, мести — Грязной, князь («Чародейка»), граф ди Луна («Трубадур»), Риголетто, Мазепа, Демон, Ягт («гуляка» Томский является редким исключением).
В списке указаны роли Фигаро, Бориса Годунова,. Руслана и Алеко как образы, воплощаемые драматическим баритоном. Такими их обозначили авторы —Моцарт, Глинка, Мусоргский, Рахманинов, которых никак нельзя заподозрить в том, что они плохо представляли себе, какой именно голос должен петь партию.
Тем не менее, после исполнения роли Бориса Годунова, Сальери и Алеко — Шаляпиным, эти роли стали постоянными и в басовом репертуаре. Нередко и Фигаро Моцарта, и Руслана поют басы-баритоны.
Для прослушивания драматического баритона рекомендуем следующие партии:

Фигаро, 1 каватина «Если захочет барии попрыгать», ария «Мальчик резвый» (I д.)—Моцарт, «Свадьба Фигаро».
Нелуско, баллада «Адамастор, властелин океана» (III д.) — Мейербер, «Африканка».
Риголетто, монолог «С ним мы равны» (II д.); монолог «Курти-заны, исчадье порока» (III д.) — Верди, «Риголетто».
Граф дн Луна, ария «Взор ее приветный, ясный» (II д., 2 к.) —
Верди, «Трубадур».
Амонасро, сцена с Аидой и Радамесом (III д.) — Верди, «Аида», Яго, монолог-кредо «Верю в творца» (II д.) — Верди, «Отелло». Фальстаф1 партия — Верди, «Фальстаф».
Голландец, ария «Окончен срок» (I д.) — Вагнер, «Летучий Голландец» («Моряк-скиталец»).
Альфио, песня «Кони бешено летят» — Маскаиьи, «Сельская честь».
Скарпиа, монолог «Нет мне больше по праву», ариозо «Пусть вы давно мне» (II д.)—Пуччини, «Тоска».
Эскамильо, куплеты «Тост, друзья, я ваш принимаю» (II д.) — Визе, «Кармен».
Руслан,1 вступление и ария «О поле, поле» (3 к.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Игорь, ария «Ни сна, ни отдыха» (II д.) — Бородин, «Князь Игорь».
Борис,1 монолог «Достиг я высшей власти» (II д.)—Мусоргский, «Борис Годунов».
Мизгирь, ариозо «На теплом синем море» — Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Грязной, ария «Куда ты, удаль прежняя, девалась?» (I д.) — Римский-Корсаков, «Царская невеста».
Бес, сцена с Солохой — «Оседлаю помело», ария «Гей вы, ветры буйные» — Чайковский, «Черевички».
Томский, баллада «Однажды в Версале» (I д.); песенка «Если б милые девицы» (7 к.)—Чайковский, «Пиковая дама».
Демон,1 монолог «Проклятый мир» (I к.); ария «На воздушном океане» (II д.); ариозо «Я тот, которому внимала» (III д., 2 к,)— Рубинштейн, «Демон»,
Алеко,1 каватина «Весь табор спит» — Рахманинов, «Алеко».
Киазо, ария «Дух злой, дух тоски» (II д.) — Палиашвили, «Даиси».
Кола Брюньон, рондо «Я Кола Брюиьон» (2 к.); песня «За Провансом» (3 к.) — Кабалевский, «Мастер из Кламси».
Рылеев, ария «О Русь моя» (II д., 4 к.) — Шапорин, «Декабристы».
Андрей Болконский, монолог «В Отрадном» (1 к,); монолог «Но я скажу тебе» (8 к.) — Прокофьев «Война и мир».
Качура, песня «Растужился ясный сокол» (II д.); песня о березке (III д., I к.)—Чишко, «Броненосец „Потемкин"».
Богдан, ария-монолог «Так. Да, правда» (2 к.); ария «Гляньте, люди» (3 к.); монолог «Ночь беззвездная» (II д., 4 к.) — Данькевич, «Богдан Хмельницкий»,
Игнат, ария «Ой, коню, мий конго» (финал I д.)—Данькевич, «Назар Стодоля»,
Максим, ария «Ты снова солнце» (III д., 6 к.)—Майборода, «Арсенал».

 

БАС-БАРИТОН, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ, НИЗКИЙ ИЛИ БАС-ПРОФУНДО, ХАРАКТЕРНЫЙ ИЛИ БАС-БУФФО

 

Бас —самый низкий из мужских голосов; его тембр сходен с тембром басового тромбона, смягченного виолончелью и фаготом. Но и у этого, самого низкого голоса имеется несколько градаций: от самого высокого вида — баса-баритона до баса-профундо. Объем баса-баритона от соль (иногда фа) большой октавы до соль первой октавы. Как мы уже говорили раньше, бас — как бы баритон с басовым тембром, но смещенный на одну ступень ниже. Нижний отрезок его диапазона также звучит массивней, чем у баритона. Его «рабочая середина» от си-бемоль большой октавы до ре первой октавы. Самая звучная нота, как впрочем и у всех басов — до первой октавы.
Есть разновидность баса, носящая название бас-кантанто, т. е. певучий бас, это почти бас-баритон, но все же с более компактным и певучим звуком; его объём может быть и таким, как у баса-баритона, но он может захватить и фа малой октавы. В отношении репертуара мы будем относить его к басу-баритону, поскольку он у них одинаков.
Существует и бас центральный: его объем может простираться от ми-бемоль — ми большой октавы до фа первой, Наиболее звучным, мощным участком его будет центр — отсюда и его название; у него сочно, хорошо, наполненно звучат ноты от фа большой до до малой октавы, наиболее сильно звучит следующий участок—от до до малой до до первой октавы; нота до иногда звучит «громоподобно». Поскольку такому басу поручают репертуар, диапазон которого расположен в нижнем и, главным образом, центральном участке, то верхний отрезок часто остается без употребления; естественно, что от отсутствия тренировки этот участок иногда звучит и слабее и более напряженно.

Рабочей серединой центрального баса можно считать отрезок соль—ля большой до си-бемоль малой или до первой октавы.
Бас-профундо теперь почти не встречается; это самый низкий голос с объемом или от ля контроктавы или от до большой до, примерно, до—ре первой октавы. В настоящее время его партии исполняют центральные басы.
В свою очередь их партии часто исполняются басом-кантанто.
Особым типом мужских голосов является характерный или бас-буффо. Им может быть любой из перечисленных, чаще всего это исполнители, у которых наиболее выразителен какой-либо один участок, которым лучше и чаще всего и пользуются исполнители.
Образы, воплощаемые басом, в большинстве своем герои средних лет, чаще — пожилые. Среди них немало положительных, величественных фигур, как, например, Сусанин, Кутузов, Минин, Болотников, Вакулен-чук, Тарас Бульба, Кривонос («Богдан Хмельницкий»), Кончак, Марсель, немало жрецов, нередки и такие колоритные фигуры, как Карась, Базилио, выборный Макогонеико («Наталка Полтавка»), Сашка («Тихий Дон»), Голова («Майская ночь»), Лепорелло («Дон Жуан»).
Каждый из всех перечисленных мужских и женских, голосов имеет свои выразительные средства, которыми исполнитель и пользуется, но у баса эти средства в наибольшем объеме, именно потому, что у него наибольшая амплитуда колебания звуковой волны, что и дает ему большую силу звука; большее количество нюансов, динамические оттенки баса имеют гораздо большую контрастность, чем, например, у лирического сопрано или тенора. Так, например, пианиссимо у баса (особенно при фальцетном звуке, которым бас также хорошо пользуется — вспомним персидскую песню Рубинштейна «О, если б навеки так было») может быть такое, как и у сопрано, зато какая огромная разница в форте.
Сопоставим, например, любую громкую фразу сопрано, даже баритона с фразой баса из арии о клевете «И как бомба разрывает». Конечно, все это подразумевает хорошую школу у певца.
Рекомендуем для прослушивания баса-баритона и баса-кантанто следующие партии;

Сен-Бри, сцена освящения мечей «У Карла есть враги» (IV д.) — Мейербер, «Гугеноты».
Базилио, ария о клевете (II д.) — Россини, «Севильский цирюльник».
Мефистофель, куплеты «На земле весь род людской» (II д.); заклинание цветов «О ночь, одень ты их своим покровом» (III д.); серенада «Выходи, о друг мой нежный» (IV д,)—Гуно, «Фауст».
Нплаканта, ария «Я хочу, чтобы ты улыбалась» (II ч)—Делиб «Лакме».
Мефистофель, баллада «Я тот дух, что отрицает» — Бойто «Мефистофель»,
Сусанин, ария «Ты взойдешь, моя заря» (IV д., 3 к.) — Глинка, «Иван Сусанин».
Ереыка, песня «Широкая масленица» (IV д.) — Серов, «Вражья сила».
Владимир Галицкий, песня «Только б мне дождаться чести» {I д., 1 к.)—Бородин, «Князь Игорь».
Досифей, призыв «Приспело время» (I д.) — Мусоргский, «Хованщина».
Тарас, монолог «Нет, ты отвечай» (2 к.); ария «Ты, Андрей, в смертный час муки убоялся» (4 к.) — Кабалевский, «Семья Тараса».
Сторожей, монолог «Идут с севера люди» (6 к.) — Хренников, «В бурю».
Вакулепчук, ариозо «Недолго, братцы, быть мне с вами» (II д.) — Чпшко, «Броненосец „Потемкин"».
Кривонос, ария «Тяжко, други» (I д., 2 к.) — Данькевич, «Богдан
Хмельницкий».

Центральный бас рекомендуем прослушать в следующих партиях:

Папагеио, ария «Известный всем я птицелов»; ария «Найти подругу сердца» (3 к.)—Моцарт, «Волшебная флейта».
Осман, ария «О, как радоваться буду» (III д.)—Моцарт, «Похищение из сераля».
Марсель, хорал и песня «Погибель твоя решена»— Мейербер, «Гугеноты».
Филипп, ария «Нет. не был я дорог ей» — Верди, «Дом Карлос», Прочида, ария «О мой Палермо» (II д.) — Верди, «Сицилийская вечерня».
Кардинал,1 ария «Если враждой и жаждой мщенья» (I д.) — Галеви, «Жидовка».
Фарлаф, рондо «Близок уж час торжества моего» (II д., 1 к.) — Глинка, «Руслан и Людмила».
Мельник,-ария «Ох, то-то, все вы, девки молодые» (I д.); сцена сумасшествия (III1 д.) —Даргомыжский, «Русалка».
Кончак, ария «Здоров ли, князь» (II д.) —Бородин, «Князь Игорь».
Пимеи, монолог «Еще одно последнее сказанье» (I д., 1 к.)— Мусоргский, «Борис Годунов».
Дед Мороз, песня «По богатым посадским домам» (пролог) — Римский-Корсаков, «Снегурочка».
Голова, рассказ о путешествии с царицей Екатериной в Крым, «Ты за счастье» (I д.) — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Варяжский Гость, песня «О скалы грозные» (4 к.)—Римский-Корсаков, «Садко».
Собакин, ария «Не думал, не гадал» (IV д.) — Римский-Корсаков, «Царская невеста».
Салтан, ария «Знал и я, бывало, радость» (IV д., 2 к.)—Римский-Корсаков, «Сказка о царе Салтане».
Гремин, ария «Любви все возрасты покорны» (6 к.) — Чайковский, «Евгений Онегин».
Рене, ария «Ужели роком осужден» — Чайковский, «Иоланта».
Тарас, песня «Ой, летает орел» (II д.); ария «Есть ли на свете что прекрасней» (V д.)—Лысенко, «Тарас Бульба»,
Минин, ария «Бог милосердный» (III д.)—Направник, «Нижегородцы».
Посетитель, песня старого бурша; «Сижу в прохладном погребке» (II д.) — Ипполитов-Иванов, «Ася».
Кутузов, ария «Беспокойный народ» (8 к.); ария «Величавая в солнечных лучах» (10 к.) — Прокофьев, «Война и мир»-

Характерный бас рекомендуем прослушать в следующих партиях:
Бартоло,— Россини, «Севильский цирюльник».
Цунига, (I и II д.)—Визе, «Кармен»
Ризничий, (I д.)—Пуччини, «Тоска»
Скула, (I д., 1 к.)—Бородин, «Князь Игорь».
Дуда, (4 к.) — Римский-Корсаков, «Садко».
Каленик, монолог «Сам себе я голова» — Римский-Корсаков, «Майская ночь».
Дьяк Гаврила, сцена с Туром и Кожухом «Как засядем, братие, за чару» (2 к.) — Данькевич, «Богдан Хмельницкий».
Сашка, рассказ «Бежал из крепости злодей» (4 к.)—Дзержинский, «Тихий Дон».
Старый князь Болконский, партия (3 к.)—Прокофьев, «Война и мир».

Образы симфонической и камерной литературы, рекомендуемые для прослушивания баса:
Шапорин, симфония-кантата «На поле Куликовом» — ариозо Дмитрия Донского «Отцы и братья! Русская дружина».
Коваль, оратория «Емельян Пугачев» — монолог Пугачева «Слушайте, нищие»,
Чайковский, романс «Благословляю вас, леса».
Даргомыжский, баллада: «Старый капрал» и песня «Титулярный советник»,
Мусоргский, «Песня о блохе» и «Семинарист». Римский-Корсаков, «Пророк».
Рубинштейн, «О, если б навеки так было» (из «Персидских песен»).
Шостакович, пять романсов на слова Е. Долматовского.

Рекомендуемые примеры, как мы об этом предупреждали, могут быть в ряде случаев дискуссионными в смысле принадлежности их к тому или другому виду голоса; кроме того вся сумма примеров, как в разделе сольного пения, так и последующего — ансамблевого — представляет собою условный минимум, составленный, главным образом, на основе русского и зарубежной: классического репертуара и некоторых современных советских опер. Список может быть намного увеличен, как за счет произведений классики, так и за счет современных опер, главным образом, наших союзных и автономных республик.
Заканчивая обзор голосов, мы еще раз напоминаем, что все границы объёмов и все определения носят характер относительный, условный и кое в чем даже дискуссионный. Индивидуальные качества некоторых певцов иногда нарушают установившуюся классификацию, но даже и при этих условиях теоретическое и практическое знакомство с рекомендованным материалом будет полезно не только в силу приобретения соответствующих слуховых навыков, но и невольного знакомства с формой и фактурой целого ряда сольных арий, ариозо, монологов, песен.