О. Чишко - Певческий голос и его свойства

Пособия по вокалу



Библиотека музыкального самообразования

 

АНСАМБЛИ

 

 

Все указанные выше соображения относительно голосов в сольных произведениях, относятся и к ансамблям.
Какие могут быть ансамбли?
Практически, если это требуется сюжетом, — любые. Условно их можно разделить на дбе категории: ансамбли из однородных голосов и ансамбли смешанные, В однородном ансамбле голоса в партитуре располагаются в порядке их классификации, в смешанном — сначала женские голоса, затем мужские — опять-таки в порядке их классификации. Если ансамбль однородный и состоит из нескольких голосов одного типа, необходимо разделить их, как в струнном ансамбле, т.е. первый, второй, третий и т. д. Учет диапазона и «рабочей середины» голосов необходимы и для правильного расположения их в гармоническом аккорде, и для лучшего использования в полифонии.
Необходимость иметь в виду, что более низкие голоса в верхнем своем отрезке звучат более интенсивно и напряженно, чем более высокие голоса в том же отрезке, который будет для них низким, в результате этого, например, до первой октавы у тенора будет казаться более высоким звуком, чем ми этой же октавы у меццо-сопрано и сопрано. Аналогию этому мы наблюдаем у струнных.
В ансамблях с сопровождением бас может рассматриваться как одни из голосов вокального ансамбля, т. е. не обязательно как бас аккорда.


Ниже мы рекомендуем несколько образцов ансамблевой литературы.

Дуэты
Колоратурное сопрано и меццо-сопрано: Лакме и Малика, «О святой приют, где всегда цветут» — «Лакме» (I д.)-
Колоратурное сопрано и лирический тенор: Джульетта и Ромео — «Ромео и Джульетта» (II д.); Виолетта и Альфред — «Травиата» (I д.).
Колоратурное сопрано и лирический баритом: Розииа и Фигаро — «Севильский цирюльник» (II д.).
Лирическое сопрано и меццо-сопрано: Татьяна и Ольга, «Слыхали ль вы» — «Евгений Онегин» (I д.); Прилепа - и Миловзор (интермедия, 3 к.) — «Пиковая дама».
Лирическое сопрано и драматический тенор: Микаэла и Хозе, «О, мать, мечтаю я» —«Кармен» (I д.); Маженка и Еиик — «Проданная невеста» (I д.),
Лирическое сопрано и баритон: Церлина и Дон Жуан, «Дай ручку, ангел нежный» — «Дон Жуан» (I д.).
Драматическое сопрано и меццо-сопрано: Лиза и Полина, «Уж вечер: облаков померкнули края» — «Пиковая дама» (2 к.).
Драматическое сопрано и драматический тенор: Валентина и Рауль, «Уж близко время, летят мгновенья» — «Гугеноты» (IV д.); Аида и Радамес, «Опять с тобою, ангел Аида» — «Аида» (III д.); Лиза и Герман, «О да, миновали страданья» — «Пиковая дама» (III д.); Наталья и Ленька — «В бурю» (IV д.).
Драматическое сопрано и драматический баритон: Ярославна и Игорь, «О, мой сокол, ясный» — «Князь Игорь» (IV д.).
Драматическое сопрано и бас: Наташа и Мельник, «Так вот что должен теперь я слушать» — «Русалка» (I д.).


Меццо-сопрано и контральто с другими голосами
Меццо-сопрано и лирический тенор: Ганна и Левко «Не спишь ты, гордая дивчина» — «Майская ночь» (I д.).
Меццо-сопрано и драматический баритон: Любаша и Грязной — «Царская невеста» (финал I д.).
Меццо-сопрано и бас: Груня и Вакуленчук, колыбельная «Спи сыночек» — «Броненосец „Потемкин"» (финал I д.).
Контральто и лирический тенор: Кончаковиа и Владимир Игоревич, «Ты ли, Владимир мой» — «Князь Игорь» (II д.).
Контральто и бас; Ваня и Сусанин, «Дай мне меч, дай и шелом»-—«Иван Сусанин» (III д.).
Тенор с другими голосами
Лирический тенор и лирический баритон: Альмавива и Фигаро, «Мысль одна, добыть металла» (I д.) — Россини «Севильский цирюльник».
Ленский и Онегин, «Враги, давно ли друг от друга» — «Евгении Онегин» (5 к.).
Лирический тенор и бас: Фауст и Мефистофель; «Ко мне возвратись, прелестная юность» — «Фауст» (финал I д.).
Драматический тенор и лирический баритон: Герман и Елецким, «Несчастный день, тебя я проклинаю» — «Пиковая дама» (I д.).
Драматический тенор и драматический баритон: Отелло и Яго* «Я клянуся небом ясным» — «Отелло», (финал II д.).
Драматический тенор п центральный бас: Ецик и Кецал, «Только слово мне скажи» — «Проданная невеста» (II д.).


Дуэты из камерной литературы

Сопрано и тенор — «Не искушай», Глинка, Сопрано и контральто — «Ах, ты песня», Глазунов, соч. 80. Меццо-сопрано и тенор — «Как нежишь ты», Танеев, соч. НО. №> 1.
Тенор и баритон — «Нелюдимо наше море», Вильбоа. Тенор и бас — «Вакхическая песня», Танеев, соч. 18, № 2. Тенор и бас — «Студенческая песня», Лаком.


Трио
Два сопрано и меццо-сопрано; Фраскита, Мерседес, Кармен, сцена гаданья «Мешай! Снимай!» — «Кармен» (III д.).
Сопрано, меццо-сопрано и контральто (с женским хором); Бригитта, Лаура, Марта, «Вот тебе лютики, вот васильки» — «Иоланта».
Колоратурное сопрано, лирический тенор и лирический баритон: Розина, Альмавива и Фигаро, «Ах, я рада» — «Севильский цирюльник» (III д., 2 к).
Лирико-колоратурное сопрано, драматический тенор и высокий бас: Антонида, -Собгшии, Сусанин, «Не томи, родимый» — «Иван Сусанин», (Б д.).
Лирико-колоратурное сопрано, контральто и драматический тенор: Антонида, Ваня и Собинин, «Ах, не мне бедному» — «Иван Сусанин» (эпилог).
Лирико-колоратурное сопрано, меццо-сопрано и центральный: бас; Джильда, Маддалеиа, Спарафучиле, «Наш гость и красивый, и ласковый» — «Риголетто».
Сопрано, баритон, бас: Людмила, Крушина, Кецал, «Говорю, вам, пан Крушина» — «Проданная невеста» (I д.).
Драматическое сопрано, лирический тенор, центральный бас: Наташа, Князь, Мельник, «Ах, прошло то время» — «Русалка» (I д.).
Драматическое сопрано, драматическое меццо-сопрано и драматический тенор: Аида, Амнерис, Радамес, «Тайну подозревает» — «Аида» (I д.).
Драматическое меццо-сопрано, драматический тенор и баритон; Аксинья, Ленька, Лпстрат (вокализ)—«В бурю» (1 д., 2 к.).
Лирический тенор, лирический баритон, бас-кантанто: Фаусг, Валентин, Мефистофель, «Что вам угодно здесь?» — «Фауст» (III д.).

Из камерной литературы
Сопрано, тенор и бас — «Ночевала тучка золотая» А. Даргомыжского и «На севере диком» Н. Дмитриева.
Сопрано, меццо-сопрано и тенор —«С озера веет прохладой и негой» С. Танеева, соч. 25,
Сборник трио для однородных голосов А. Даргомыжского.
Сопрано, контральто и тенор — «Из еврейской поэзии», вокальный цикл Д. Шостаковича.


Квартеты
2 лирических сопрано и 2 меццо-сопрано; Алиса, Наниетта, Мэг, Квиклн, «Ах, бочка пивная»—.«Фальстаф»,
Лирическое сопрано, лирическое меццо-сопрано, драматическое сопрано и контральто: Татьяна, Ольга, Ларина и Филиппьевна. «Слыхали ль вы за рощей глас ночной» — «Евгений Онегин» (I д.).
Лирико-колоратурное сопрано, меццо-сопрано, лирический тенор и драматический баритон: Джильда, Маддалена, герцог Мантуанский и Риголетто, «Однажды свидевшись с тобой». «Риголетто». (IV д.).
Лирико-колоратурное сопрано, контральто, драматический тенор и бас-кантанто: Антонида, Ваня, Собииин, Сусанин, «Милые дети» — «Иван Сусанин» (III д.).
Драматическое сопрано, контральто драматический тенор и бас-баритон: Горислава, Ратмир, Финн и Руслан — «Руслан и Людмила» (Ш Д-).
Контральто, бас-баритон и два центральных баса; Ратмир, Руслан, Фарлаф, Светозар, сцена оцепенения «Какое чудное мгновенье»— «Руслан и Людмила» (I д.).
Лирическое сопрано, меццо-сопрано, лирический тенор и центральный бас: Марфа, Дуняша, Лыков и Собакин — «Царская невеста» (II д.).
Лирическое сопрано, лирическое меццо-сопрано, лирический тенор п лирический баритон: Татьяна, Ольга, Ленский и Онегин — «Скажи, которая Татьяна» — «Евгений Онегин» (I д.).


Из камерной литературы
Тенор I и II, баритон и бас — серенада четырех кавалеров Л. Бородина.
Квинтеты
Колоратурное сопрано, меццо-сопрано, лирический тенор, центральный бас и бас-буффо: Розина, Берта, Альмавива, Базилио, Бартоло, «Старый шут» — «Севильский цирюльник» (финал I д.),
42
Лирическое сопрано, меццо-сопрано, драматический тенор, характерный , тенор и центральный бас: Ева, Магдалена, Вальтер, Давид и Закс, «Как лучом рассвета грудь озарена» — «Нюрнбергские мейстерзингеры» (III д.).
Сопрано 1 и 2, лирическое меццо-сопрано, характерный тенор и баритон: Фраскита, Мерседес, Кармен, Ромендадо и Данкайро, «Дельце, есть у нас недурное» — «Кармен» (II д.).
Сопрано, меццо-сопрано, баритон и 2 баса: Людмила, Гата. Крушина, Миха и Кецал, «Ты решай, ты подумай» — «Проданная невеста» (III д.).

Секстет
Лирико-колоратурное сопрано, 2 лирических сопрано, драматический тенор, лирический баритон и характерный бас: донна Анна, Церлина, Эльвира, Оттавио, Мазетто, Лепорелло — «Дон Жуан» (И д.)-
2 сопрано, 2 тенора, баритон и бас: Лгочия, Алиса, Эдгар, Артур, Эирико, Раймонд — «Лгочия ди Ламмермур».
Колоратурное сопрано, меццо-сопрано, лирический тенор, баритон, бас-буффо: Розина, Берта, Альмавива, Фигаро, Базилио и Бар-толо, «Плут солдат ворвался» — «Севильский цирюльник» (финал II д.).

Септет
Драматический тенор, 2 тенора, лирический баритон и 3 баса: Таигейзер, Вальтер, Генрих, Вольфрам, Герман, Рейнмар и Бите-рольф. «Вернись к нам ты, Генрих милый»-— «Тангейзер» (I д.).

Децимет

2 лирических сопрано, 2 меццо-сопрано, 2 тенора, 3 баритона и бас: Алиса, Наннетта, Мэг, Квиклн, Фентон, Кайус, Бардольф, Фальстаф, Форд и Пистоль, хоровая фуга «Вся наша жизнь есть шутка» —«Фальстаф» (финал Ш д.).
Драматическое сопрано, меццо-сопрано/ 2 тенора, 2 баритона и 4 баса; Кума, Поля, Балакин, Лукаш, Киязь, Журан, Мамыров, Фока, Потап и Кичига,—«Чародейка» (I д., финал без оркестрового сопровождения).