О. Далецкий - Школа пения из опыта педагога

Вокал пособия



Литература, учебники по вокалу

 

 

книга
О.В. Далецкий
Школа пения из опыта педагога

2007г.
для информации

содержание:

 

Петь учит практика. Но нет ничего практичнее хорошей теории! С ее помощью осознают технику пения. Ото придает уверенност ь во владении голосом, который легче будет совершенствовать.
Книга посвящена начальному академическому обучению взрослых, тем, кто знаком с вокальными азами. Однако профессионалам эта работа тоже полезна. Начальный период нацелен на раскрепощение певца, на совершенствование звука. А. это забота и опытных исполнителей. Мастер бельканто М. Баттистини утверждал, что певец должен каждый день искать голос распеваться так, будто в первый раз слышит себя. (Пазовский А. Дирижер и певец. — Музгиз, 1959г.). Действительно, приходится постоянно искать позиции, оттенки голоса как бы заново. Голосовой аппарат настолько сложен, скрытен, что даже профессиональный певец далеко не полностью осмысливает принципы развития голоса. Знания вокальных основ не допустят явных отклонений о г истины. В этом значимость методической литературы, и, в частности, этого учебного пособия. К тому же, будут предложены и новые ценные установки.

Певческий голос нельзя развивать путем проб и ошибок. Закрепленные ошибки начального этапа впоследствии бывают губительны. Не заложив прочного основания, не жди певческих успехов. Если же первые вокальные шаги устанавливают правильные нейромышечные координации, то последующее пение становится естественным и более управляемым.
Певческое обучение связано с музыкальным искусством, физиологией, психологией, акустикой, орфоэпией, актерским мастерством, фониатрией. Индивидуально устроенный голосовой аппарат скрыт в толще мышц. Все его компоненты работают взаимосвязано. Применяемые в вокальной педагогике мышечные приёмы, вторгаясь в эту целостную координацию, могут ее нарушать. Педагог-вокалист, опираясь на свой певческий опыт, уверовал в то, что ему помогало на сцене. По это не всегда подходит для других певцов.
Вопросы художественного развития не столь дискуссионны как «технология» голоса, где океан субъективизма и противоречий. А писать ли о постановке голоса, если в этой области нет единства взглядов, работают по интуиции, отчасти даже вслепую? Именно ради сближения позиций и надо фиксировать опыт. «Обязанность каждого артиста, все равно великого или малого, писать о своем искусстве, хотя бы потому, что наше искусство умирает вместе с нами и живет только для своих современников» (К.С. Станиславский).

Имея 47-летний педагогический опыт работы в московских вузах, автор избрал "неблагодарную" тему — вокальную «технологию». Её трудно выразить, но поэтому она особенно нужна! Создание доступного вокального пособия актуально. Этот труд задумывался как самый доходчивый для восприятия.
Существующая вокально-методическая литература не только просвещает, но и озадачивает, иногда путает. Однако всё же можно выявить в ней общность. Ведь есть у разных авторов фрагменты истины в запутанных вопросах постановки голоса. Эти высказывания нужно выявить и обобщить.
Певцами осознаются преимущественно те ощущения? на которые педагоги чаще обращают внимание. 13 связи с этим вокальные школы условно делятся по методу дыхательных, резонаторных или мышечных ощущений. Единой для всех вокальной школы нет. Но общие ориентиры существуют.
С книгой следует знакомиться выборочно. Поначалу усваивать то, что в данный момент созвучно личным интересам, с чем читатель соприкасался в практике. В последующем изучать новые разделы. Процесс ознакомления зависит от подготовленности читателя. Важно, чтобы многочисленные сведения не привели к излишней озабоченности.

Каждому певцу с учетом его свойств надо бы иметь свой учебник, что невозможно. Остается дать рекомендации общего характера, а учащиеся примерят их на себя. Классическое пение опирается на выверенные общие позиции, исходя из которых удобнее развивать и индивидуальные качества голосов.
В конце книги даётся расшифровка наиболее употребимых в данном тексте вокальных терминов, «ключевых» слов.
Авторские рисунки не претендуют на шедевры. По художественная и наглядная форма изложения лучше осознается певцами. Ведь эмоциональные вокалисты имеют склонность к образному мышлению.