Л. Дмитриев - Основы вокальной методики

Вокал пособия



Вокальная педагогика, книги, литература, пособия

 

 

пособие
Л. Дмитриев
Основы вокальной методики

“Музыка”, 1968г.
для информации
Только описание!!!

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая книга по своему содержанию соответствует программе курса «Основы вокальной методики» для вокальных факультетов консерваторий, утвержденной Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР. Основой для нее послужили стенограммы лекций этого курса, читавшиеся автором в течение многих лет в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в Московской государственной консерватории и Московском Доме народного творчества.
В книге даются основные теоретические сведения по вопросу развития голоса и воспитания певца. Эти сведения должны подкреплять практическую деятельность педагога в его занятиях с учениками, а студента — в «го занятиях педагогической практикой. Они должны теоретически освещать ту практику, которую получает студент в классе сольного пения, в камерном и оперном классах.
Задача книги — расширить кругозор молодых педагогов и обучающихся пению, дать им необходимые теоретические сведения, на основе которых они могли бы более верно оценивать явления, связанные с голосообразованием, развитием голоса, с формированием певца. Книга должна, по мысли автора, приучать молодых певцов и педагогов к логике мышления на основе определенного минимума основных знаний. Она должна учить верному подходу к воспитанию голоса, а не давать готовую рецептуру. Усвоение научных сведений о голосе и работе голосового аппарата, как и данных об общих закономерностях работы организма человека, является совершенно необходимым, чтобы обоснованно разбирать методические вопросы. Эти знания дают те отправные позиции, с которых становится возможной объективная оценка различных явлений, связанных с голосообразованием.
Освоение теоретических знаний не всегда легко дается студентам, певцам и педагогам. Часто это кажется довольно сложным и далеким от непосредственных педагогических вопросов, от певческого творчества. Однако лишь приобщение к теоретическим знаниям позволяет дать обоснованный ответ на эти животрепещущие вопросы практики, осветить то, что непонятно.

О том, что вокальная педагогика является «темным делом», любят говорить люди, которые не хотят усвоить то, что в настоящее время знает наука о голосе. Многие педагоги и певцы позволяют себе оставаться теоретически безграмотными и не хотят идти дальше того узкого личного опыта, которым они обладают. Для таких людей все, что находится за пределами их личного опыта, всегда будет темным.
В наше время вокальный педагог, как и студент, обучающийся пению, должны владеть необходимым минимумом теоретических знаний. Они должны находиться на том уровне знаний о голосе, которого достигла наука сегодняшнего дня. Им нужно знать, какие явления голосообразования сейчас вполне объяснимы, что уже твердо установлено, что вызывает еще сомнения и каковы пути к постижению того, что еще остается невыясненным. Только знания позволяют разобраться в том, что в методике рационально и что менее целесообразно, что главное, что второстепенно, что является причиной, а что следствием. Только знания помогают разобраться в вопросе, почему, идя разными путями в вокальном искусстве, можно прийти к единой цели. Важно, чтобы каждый педагог, сталкиваясь с той или иной проблемой, ставящейся индивидуальностью ученика, умел бы разобраться, в том, с каким явлением он имеет дело, и где, в каком направлении логичнее всего искать его разгадку.
Наука в наше время быстро идет вперед. Изучается со всех сторон » голосовой аппарат, и акустика голоса, и методика воспитания, совершенствования голоса. Педагоги-практики редко успевают следить за движением науки о голосе, которая обнимает ряд смежных дисциплин. Представляется важным по возможности уменьшить разрыв между тем, что знает наука о голосе, и тем, что знают и умеют применять из ее данных педагоги. Для чтения современной научной литературы о голосе необходимо иметь в своем теоретическом багаже определенный минимум знаний. Одной из задач настоящей книги является изложение основного, наиболее существенного теоретического материала, который послужил бы базой к освоению более сложной научной литературы.

В книге четыре главы: первая из них посвящена истории русской школы пения и советскому вокальному искусству; вторая — основным сведениям из акустики, физиологии и психологии, нужным для объяснения вокальных вопросов; третья рассказывает о работе голосового аппарата в свете современных научных знаний; четвертая излагает некоторые практические вопросы воспитания певца. В конце книги приложены упражнения и список рекомендованной литературы.
По предложению редакции, к каждому разделу сделано краткое заключение, тезисно излагающее его основное содержание.
Желательно, чтобы читатель последовательно прорабатывал главы, не переходя сразу к методическим. В последнем случае усвоение методических глав будет затруднено употреблением терминологии и сведений, изложенных в предыдущих разделах работы. Во всей книге мы стремились соблюдать научность с одной стороны, и доступность — с другой. В связи с большим объемом руководства цитатный материал дается в ограниченном количестве.
Первая глава — Советское вокальное искусство — содержит два раздела, имеющие обзорный характер. Первый ее раздел — из истории русской национальной школы пения — имеет целью напомнить основные этапы развития русского вокального искусства и отметить факторы, которые формировали исполнительский стиль русских певцов. В музыкальных вузах (исключая Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, где он занимает значительное место) специальный курс истории вокального искусства не ведется. Исторические сведения по вокальному искусству студенты черпают из курса истории музыки, который часто не специализирован и читается вокалистам и инструменталистам совместно. В результате то, что относится специально к истории вокала, «растекается» в общем обширном материале. В нашем обзоре мы постарались возможно более кратко охарактеризовать те основные имена, факты, события которые определяли развитие русского вокального искусства, просмотреть в небольшом очерке весь путь его развития. Поэтому он не претендует на полноту и никак не может заменить специальные книги по истории русского вокального искусства, такие, как III часть книги «Очерки, истории вокальной методологии» В. Багадурова или «Из истории вокального искусства» М. Львова. Мы постарались отобрать из огромного исторического материала те основные сведения, которые, по нашему мнению, обязательно должен знать певец.

Второй раздел этой главы посвящен развитию советского вокального искусства. Он также имеет характер краткого обзора. История советского вокального искусства не написана. Специальных книг по этому вопросу еще нет. Мы попытались собрать в этом кратком очерке те сведения, которые характеризуют основные моменты развития советского вокального искусства. Мы хотели дать схему основных этапов, захватив их главные аспекты. Поскольку в курсе истории музыки развитию оперы, оперетты и камерного творчества советских композиторов, как и сценическому воплощению их произведений, уделяется достаточное внимание, этот материал затрагивается совсем мало. Более развернут материал конкурсов певцов, так как он дает представление о росте певческих кадров. Студенты должны знать те имена, которые являлись гордостью советского вокального искусства минувших десятилетий.
В отдельном разделе затронуты вопросы системы вокального образования, вокальные конференции, теоретические работы педагогов.
Специально отмечены книги по вокальному искусству, вышедшие в советский период. К каждой книге дается краткая аннотация, в которой указываются сведения об авторе, отмечаются основные достоинства и недостатки аннотируемой работы. Эти книги читаются певцами, но не всегда им понятна квалификация и уровень теоретических знаний авторов, а следовательно и то, как нужно относиться к содержанию книг. Иногда остается неясным и лицо автора, так как многие книги выходили без всякого предисловия или редакционного комментария. В настоящей работе создание аннотированного списка литературы облегчит пользование материалом и поможет определить отношение к тому или иному автору и содержанию их книг.
В третьем и четвертом разделах этой главы изложены требования, предъявляемые к советскому певцу и педагогу. Подобный материал в отечественной литературе, по нашим сведениям, еще не публиковался.
Вторая глава, посвященная сведениям из акустики, физиологии и психологии, представляет собой краткое популярное и систематическое изложение основных данных из этих областей науки в применении к вокальному искусству.

Эта глава книги является той научной базой, на основе которой решаются методические вопросы, разбираемые в последующих главах. Перед нами стояла задача разобрать в возможно более упрощенной, популярной форме некоторые основные сведения из акустики, физиологии и психологии, повернув их так, чтобы осветить те или иные явления, связанные с певческим, голосом и его воспитанием.
В разделах физиологии и психологии мы воспользовались традиционной формой изложения этого материала, имеющейся в учебниках по этим дисциплинам, не ставя себе задачей растворить физиологические и психологические данные в общем тексте работы при разборе соответствующих явлений голосообразования. Нам казалось, что примененная форма изложения создает более полное общее впечатление о значении данных этих дисциплин для певца, и педагога, чем разбивка его по соответствующим разделам, где вписывается методика работы с певцом.
В этой главе мы менее всего стремились быть оригинальными. Нашей задачей было поместить в книге те данные, которые имеются в различных руководствах по акустике, физиологии и психологии, и показать, в каком аспекте они нужны певцу и преподавателю пения. Естественно, что из этих дисциплин взято то, что нам казалось наиболее важным для вокальной педагогики, поэтому не следует в них искать полного изложения акустики, физиологии и психологии. Кроме того, мы намеренно упрощали ряд явлений и из акустики и из физиологии, считая, что излишняя сложность может лишь запутать или отпугнуть неискушенного в науке читателя. Так, например, гласные описываются как двуформатные и дается связь одной из них с глоткой, а другой со ртом, между тем как это вопрос в действительности сложнее и т. п. Все же мы позволили себе разобрать ряд сложных явлений, памятуя, что наши студенты — это студенты вуза, имеющие за спиной десятилетнее образование.
Третья глава посвящена рассмотрению работы голосового аппарата в пении. Порядок ее разделов оставлен традиционным: дыхание, гортань, артикуляционный аппарат и т. д. Этот порядок отнюдь не говорит о том, что автор на первое место среди факторов голосообразования ставит работу дыхания, а на второе — гортани и т. п. Все это части единого голосового аппарата в равной мере необходимые для получения певческого голоса. Части голосового аппарата работают в тесной взаимообусловливающей связи, а их рассмотрение поотдельности — лишь необходимое условие для того, чтобы оценить значение данного отдела в общей работе. Для того чтобы составить себе ясное представление о сложном явлении, каким является певческое голосообразование, следует проанализировать отдельно работу частей голосового аппарата.

Разбирая работу дыхания, гортани и т. п., мы отталкивались от бытующих в практике взглядов на значение этих отделов для певческого голосообразования. Мы старались привести все основные мнения по данному вопросу как практиков, так и теоретиков, не давая какому-либо из них предпочтения и затем, излагая современные научные данные, показать, какие логические выводы из них можно вывести, каков правильный подход к этому явлению. По этому принципу изложены все разделы главы о работе голосового аппарата в пении.
В большинстве книг по вокальной методике вопросы регистров голоса, прикрытия голоса, атаки звука выделяются в отдельные главы как вполне самостоятельные явления. Правильнее их рассматривать как подразделы главы о внутренней работе гортани, так как они зависят прежде всего от функции голосовой щели. Это и сделано в нашей книге.
Нельзя считать правильным, как это имеет место в ряде книг по методике, рассматривать в разделе о резонаторах голосового аппарата всю надставную трубку певца. В настоящей книге в разделе резонаторов рассматривается только то, что называется в практике грудным и головным резонатором певцов. Резонаторные явления, происходящие в ротоглоточном канале, рассматриваются в разделе работы артикуляционного аппарата, так как они связаны с вопросами членораздельности вокальной речи. Явление опоры, связанное с комплексной деятельностью всех отделов голосового аппарата, выделено в отдельный раздел главы.
Четвертая глава охватывает ряд вопросов практической работы с учеником. К этому разделу в конце книги приложены типы упражнений для работы над различными видами техники.
В тексте встречаются фамилии авторов без сноски внизу страницы с точным названием их работ. В этом случае следует их искать в списке рекомендованной литературы. Ссылки на мнения солистов театра Ла Скала взяты из записанных на магнитофоне бесед, которые мы провели с ними в период гастролей этого театра в Москве. Поэтому к ним следует относиться как к точным, достоверным, научным фактам. Список работ, из которых взят ряд рисунков для настоящего издания, приведен после списка рекомендованной литературы.
Книга такого плана и объема издается впервые. Поэтому в ней неизбежны различного рода недостатки и недоработки. Автор будет благодарен за замечания и постарается их учесть в случае переиздания книги.
В заключение приношу глубокую благодарность коллективам и отдельным лицам, взявшим на себя труд просмотреть рукопись настоящей книги и сделать ряд важных критических указаний: коллективам вокальных кафедр Московской, Ленинградской консерваторий и Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных и лично профессору Е. Г. Ольховскому и кандидату биологических наук В. П. Морозову, профессору Н. А. Вербовой, доценту Е. А. Бокщаниной, доктору В. Л. Чаплину, профессору Н. И. Жинкину, профессору С. Н. Ржевкину.


Глава первая. РУССКАЯ ШКОЛА ПЕНИЯ И СОВЕТСКОЕ ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
1. Из истории развития русской национальной школы пения.
2. Развитие советского вокального искусства
Искусство после Великой Октябрьской социалистической революции.
Двадцатые годы
Вокальное искусство в тридцатые годы
Вокальное искусство во время Великой отечественной войны
Послевоенное двадцатилетие (1945—1965)
3. Требования, предъявляемые к советскому певцу
4. Задачи советского педагога и требования, предъявляемые к нему.


Глава вторая. СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ
1. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса
2. Учение академика И. П. Павлова и его значение для вокальной педагогики
Основы павловского учения о высшей нервной деятельности
Некоторые вопросы вокально-педагогического процесса в сеете учения И. П. Павлова
О связи техники и исполнительства
Развитие певческих навыков
Развитие ощущений и формирование вокального слуха певца
Врабатываемость. Распевание. Состояние перед выступлением.
Утомление
3. Значение индивидуально-психологических различий в вокальной педагогике
Психологические процессы
Познавательная сфера
Эмоциональная сфера
Волевая сфера
Психологический анализ деятельности
Психические свойства личности


Глава третья. РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ
1 Дыхание
2. Работа гортани в пенни
Положение гортани в пении
Внутренняя работа гортани
3. Работа артикуляционного аппарата в пении
4. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов
5. Опора певческого голоса


Глава четвертая. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С УЧЕНИКОМ
1. Задачи первого периода занятий
2. Развитие голоса ученика
3. Работа над различными видами вокализации
4. Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса
5. Гигиена и режим певца
Жизненный режим певца и некоторые общегигиенические правила
Профессиональная гигиена
Список литературы
Упражнения