Арии , романсы, песни - Зара Долуханова - ноты

В. Тимохин- ЗАРА ДОЛУХАНОВА

5 марта день рождения З.Долухановой



Сборники, песенники с нотами
для голоса, вокала в pdf

 

 

Скачать ноты
Арии, романсы и песни из репертуара З.А. Долухановой
для меццо-сопрано и сопрано в сопровождении фортепиано
составитель С. Трегубов
“Музыка”, 1972г.
номер 7249
(pdf, 16.5 Мб)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кто хоть раз побывал на концерте Зары Александровны Долухановой, несомненно наблюдая восторженную реакцию присутствующих в зале и, наверное, сам был захвачен искусством певицы. Вот уже более двадцати лет Зара Долуханова с неизменным успехом концертирует в самых различных уголках нашей Родины и далеко за ее пределами. Она поет в Англии и Франции, Италии и Германии, Венгрии, Румынии, Чехословакии, в городах США, Латинской Америки и других стран и континентов. Где бы ни выступала Долуханова, ее искусство—глубоко содержательное и совершенное по мастерству — всегда находит дорогу к сердцам людей.

Наиболее лаконично и полно оценка исполнительского творчества Долухановой была выражена советским музыкальным критиком В. Городинским: «Эта артистка представляет собой живое воплощение идеала концертного певца-художника». Не перестает восхищаться талантом певицы и зарубежная пресса. О «красоте и щедрости прекрасного голоса» Долухановой, «цельности, артистичности и совершенном владении техникой» сообщает своим читателям австралийская газета «Сидней Морнинг Геральд» (5 июля 1966г.). О «пении очень высокого класса» пишет после концерта советской артистки новозеландская «Окленд Стар» (3 мая 1969 г.). Статью «Блестящее советское меццо» помещает «Сан-Франциско Кроникл» (10 ноября 1970 г.)...
Замечательное искусство певицы получило высокое общественное признание в нашей стране. В 1951 году за выдающуюся концертно-исполнительскую деятельность Зара Долуханова была удостоена Государственной премии. Затем ей последовательно присваиваются звания Заслуженной и Народной артистки Армянской ССР. В 1956 году она становится Народной артисткой Российской Федерации. А вскоре мы находим имя Зары Долухановой среди лауреатов Ленинской премии.
* * *

Что же так привлекает в искусстве артистки, делает его дорогим и нужным людям?
Голос у Долухановой поистине редкий. Необычайно красив его своеобразный тембр — нежный, бархатистый. Огромен его диапазон. Удивительно, сколь различным может быть характер его звучания. В полных страсти романсах Чайковского или Рахманинова — голос плотный, драматически-напряженный. В песнях Моцарта он звучит светло, по-детски наивно, «беззаботно». В задумчивых лирических романсах восхищаешься его проникновенностью, полной обаяния ласковостью и теплотой. В поэтичных пейзажных зарисовках Грига или Римского-Корсакова голос вдруг становится акварельно-прозрачным, почти «бесплотным», даже в самом низком, обычно насыщенном регистре. Долуханова обладает блестящей технической свободой и виртуозностью.
И все же вокальное мастерство только средство искусства Долухановой, всегда подчиненное главному— созданию впечатляющих художественных образов. Певица умеет уловить и выделить наиболее характерные особенности творчества композитора, тонко раскрыть смысловое и эмоциональное
'содержание музыки. Незаурядно ее искусство перевоплощения, безукоризненно чувство стиля. Очень точно выражено в исполнении Долухановой ее собственное восприятие созданного автором образа — она обогащает его множеством ассоциаций, рождая у слушателя живое ощущение той эпохи, в которую было создано произведение. И каждое новое возвращение певицы к тому, что она исполняла прежде— всегда еще более глубокое прочтение авторского замысла, раскрытие новых его граней.
Особенно близка творческой индивидуальности певицы философская лирика. Сдержанность исполнительского стиля Долухановой как нельзя лучше соответствует сосредоточенно-созерцательным настроениям произведений такого рода. Многое в этом плане певица находит для себя в песнях и романсах Метнера, Мясковского, Гуго Вольфа, Рихарда Штрауса. И, разумеется, прежде всего в неисчерпаемой сокровищнице творческого наследия Баха. Долуханова тонко чувствует и передает цельный и гармоничный мир композитора. В исполнении произведений Баха убедительнее всего выявляется творческая зрелость певицы, ее умение отрешиться от всего побочного, внешнего, выразить главное — смысл жизненного явления, запечатленного в искусстве.
С первых звуков мелодии Долуханова овладевает вниманием зала. Возникает и постепенно становится все более ощутимой особая вдохновляющая атмосфера непосредственного контакта певицы со слушателями. Долуханова умеет разбудить воображение слушателя, вызвать его на сотворчество. столь необходимое для серьезного и глубокого восприятия искусства. Ее исполнительское мастерство приносит высокое художественное наслаждение, оказывает огромное нравственное воздействие. Так бывает, когда соприкасаешься с истинной красотой и гармонией.

* * *

Путь Долухановой в искусстве, путь к вершинам мастерства не обычен и не прост. Подлинное признание певицы определилось не сразу.
В ноябре 1941 года недавняя студентка Московского музыкального Училища имени Гнесиных Зара Долуханова стала солистской Ереванского оперного театра. В живом творческом общении с замечательными мастерами оперной сцены — певцами Шара Тальяном, Айкануш Даниелян, Татевик Сазан-дарян, Павлом Лисицианом, дирижером Михаилом Тавризианом и другими товарищами по искусству — Долуханова приобретала ценный сценический опыт, развивала свое артистическое дарование. И все же через два года оставила театр.
Неверно было бы предполагать, что Долухановой чужда оперная музыка. Певица исполняет в своих концертах многие оперные арии с исключительным блеском (немало их и в этом сборнике). Но наиболее близким певице оказалось искусство концертного исполнения.
Ранней осенью 1944 года Зара Долуханова возвратилась из Еревана в Москву. Она решает работать на радио. Выступать приходилось почти каждый день. Репертуар был чрезвычайно разнообразным и часто менялся. Большое место занимала в радиовещании советская музыка. Часто приходи-—лось решать самую трудную задачу — первого прочтения еще никому не известного сочинения. Такая работа требовала предельного напряжения сил, большой активности, самостоятельности. Но она же открывала неограниченный простор для подлинного исполнительского творчества, роста и совершенствования.
Выступая перед микрофоном, Долуханова не только оставалась «один на один» со слушателем, но и лишалась тех важных, хотя и скупых по сравнению с оперным театром вспомогательных средств создания образа — мимики, жеста, движения, наконец, просто живого общения с аудиторией, — которые давала открытая эстрада. В распоряжении певицы оставался только ее голос. Надо было научиться создавать живой художественной образ, пользуясь лишь средствами предельно выразительного вокального исполнения.

Постоянно ставя перед собой все новые и новые творческие задачи, Зара Долуханова уже за первое десятилетие артистической деятельности выросла в большого художника неповторимой индивидуальности.
Каким бы сложным и оригинальным ни было новое сочинение, пение Долухановой всегда остается свободным и естественным. Однако за той кажущейся легкостью, с которой она решает самые сложные художественные задачи, всегда стоят часы размышлений, длительной и кропотливой работы. Артистка строго взыскательна, требовательна к себе; ее творческая биография дает немало примеров этому.
К 1961 году Долуханова — певица, уже достигшая зенита славы в стране и 3и рубежом. И все же ей кажется, что она еще не обрела полной творческой свободы, не использует в полную меру возможностей своего голоса. Она всегда пела много сочинений сопранового репертуара, но теперь начала ощущать, что верхние ноты у нее как будто «чужие»: возникает потребность выработать более свободный верхний сопрановый регистр и вместе с тем сохранить компактность, однородность и специфический тембр голоса на протяжении всего его широкого диапазона. Начинаются настойчивые поиски, и постепенно звучание в верхнем регистре v обретает яркость, насыщенность, полетность. При этом завоевывались не только несколько верхних нот. Менялась и тенденция в построении репертуара,— он значительно обогатился произведениями для сопрано. Менялся и психологический настрой певицы, открывавшей для себя новый круг чувств и образов.

Все это нашло отражение в настоящем сборнике,— наряду с сочинениями для меццо-сопрано здесь много и таких, что вошли в репертуар Долухановой в последние годы. Включая лишь незначительную часть репертуара певицы, сборник все же позволяет составить представление о наиболее характерных особенностях ее исполнительского искусства.
Репертуар Зары Александровны поистине огромен: в нем более шестисот сочинений. Долуханова поет произведения самых различных жанров, характеров, стилей.
Неотъемлемая часть многих концертных программ Долухановой — русская вокальная классика — представлена в сборнике романсами Рахманинова, Метнера и Танеева., Зарубежная музыка, классическая и современная — произведениями Баха, Генделя, Гуго Вольфа, Равеля, Пуленка и других композиторов. Как правило, они исполняются Зарой Александровной на языке оригинала.
Чуткого, взыскательного и умного интерпретатора нашло в Долухановой советское музыкальное творчество. Некоторые весьма значительные произведения советской музыки вошли в жизнь неотделимо от ее имени. Так, Долуханова была первой исполнительницей колыбельной из Кантаты о Родине А. Арутюняна и партии Матери из оратории С. Прокофьева «На страже мира». В сборнике советская вокальная классика представлена романсами и песнями С. Прокофьева, Ю. Шапорина и Г. Свиридова; творчество композиторов более молодого поколения — сочинениями Р. Щедрина, В. Гаврилина, М. Таривердиева.
Неповторимый мир образов воссоздает Долуханова, исполняя национальную музыку Армении — народные песни, романсы и песни армянских композиторов. Эта ветвь ее репертуара отражена в сборнике сочинениями Р. Меликяна, А. Долуханя-на, А. Хачатуряна.

«В ближайшие годы я хочу посвятить много времени изучению советской музыки, — говорит Зара Александровна. — Язык современности мне близок. Из-за новизны, непривычности художественного выражения люди часто проходят мимо значительного, по-настоящему прекрасного. Мы не всегда умеем ценить то, что создается нашими композиторами...» Многие молодые, до того безвестные авторы, обязаны Долухановой открытием их таланта концертной публике. Отбор Долухановой почти всегда безошибочен, она умеет угадать действительно лучшее. То, что она исполнит, часто входит в репертуар не только ее самой, но и других певцов.
Большой художник Зара Долуханова всегда устремлена в будущее. В ней постоянно живет мысль: сколько прекрасной музыки еще не прозвучало! Сколько еще открытий предстоит сделать!
Н. Михайловская

Скачать ноты Скачать ноты