М. Егорычева - Упражнения для развития вокальной техники

Вокал пособия



Предлагаемое издание является методическим пособием для педагогов-вокалистов и молодых певцов. В него включено 188 упражнений, систематизированных по разным видам вокальной техники и предназначенных для всех типов голосов. Упражнения снабжены краткими методическими пояснениями. Автор книги - известный педагог, профессор Киевской консерватории, кандидат искусствоведения М. И. Егорычева — обобщила в ней свой большой практический опыт и теоретические знания.

 

 

Скачать пособие
М. Егорычева
Упражнения для развития вокальной техники

“Музична Украiна”, 1980г.
(DjVu, 4 Мб)

содержание:

 

ОТ АВТОРА

В педагогической практике вокальных школ всех времен всегда использовались различные упражнения — учебный материал для воспитания необходимых певческих навыков, овладения элементами певческого мастерства.
Чтобы сделать голос «управляемым», превратить его в послушный инструмент, способный передавать все тонкости эмоционального мира человека, необходима систематическая кропотливая работа над точностью координации всех частей голосообразующего аппарата.
Ясно, что эту работу легче всего осуществлять на простых музыкальных фразах, несложных попевках, помогающих сосредоточить внимание ученика на основных моментах формирования звука.
Важное значение в вокальной педагогике имеет тщательный подбор и правильное использование упражнений, каждое из которых должно отличаться определенной направленностью. На начальном этапе обучения такие упражнения будут иметь узко ограниченные задачи, в которые входят правильное формирование звука, устранение вокальных недостатков, развитие различных видов вокальной техники, т. е. всего того, что в комплексе называется постановкой голоса.
Перед каждым педагогом, знакомящимся с новым учеником, встает вопрос: с каких упражнений начинать занятия? Не всегда на него можно ответить сразу. Зачастую требуется время и большая наблюдательность педагога, чтобы установить, какие упражнения и в какой последовательности следует давать тому или иному начинающему певцу.

Большинству учащихся удобно начинать занятия с медленных, но спокойных упражнений. В отдельных случаях они могут вызывать мышечный зажим, ощущение скованности горла. В первом случае более полезными будут плавные, поступенные движения мелодии, во втором— быстрые, стаккатированные. В этот период рекомендуем варьировать приемы пения легато и нон легато.
Уже в работе над упражнениями необходимо воспитывать у певцов сознательное отношение к формированию звука, к приобретению и фиксации певческих навыков. Не только педагог, но и ученики должны знать, для чего дается то или иное упражнение, как достигнуть поставленной вокально-технической цели. Использование несистематизированных, нецеленаправленных упражнений, которые трудно усваиваются и вызывают напряженность звучания из-за насильственного расширения диапазона, не только не дают положительного эффекта, но могут даже принести непоправимый вред.
Каждый певец независимо от типа голоса имеет свои особенности строения голосового аппарата. Поэтому для ученика следует подбирать такие упражнения, при помощи которых именно он сможет достигнуть наилучших результатов. В процессе работы над упражнениями важны два момента: 1) распевание, то есть «разогревание» голосового аппарата, и 2) отрабатывание определенных певческих навыков.
Для первого этапа — распевания, приведения мышечной системы в состояние певческой готовности— достаточно бывает иногда двух-трех удобных упражнений. Второй этап более длительный, связан с техникой формирования качества звука, развитием различных элементов певческих, слуховых, музыкальных навыков.
При распевании педагог не должен быть слишком настойчивым, требовательным к качеству звучания. Лишь по мере «разогревания» голоса перед учащимся ставятся вполне определенные задания, всегда продуманные и достижимые на данном этапе обучения. При этом следует терпеливо добиваться поставленной цели.
В предлагаемом издании собрано большое количество упражнений для освоения различных видов вокальной техники. Из всех разделов сначала надо выбрать лишь несколько упражнений, полезных, по мнению педагога, для того или иного ученика. С течением времени упражнения будут усложняться и меняться по характеру, иной будет длительность работы над ними — все это будет зависеть от определенных педагогических задач.
Правильный подбор упражнений, осознанность цели способствуют успешному развитию голоса певца. При этом нельзя забывать, что голосовой аппарат работает как единое целое. Разделение на изолированные моменты достаточно условно, так как любое упражнение требует выполнения всех вокально-технических и музыкально-художественных задач.

Каждое упражнение следует исполнять интонационно чисто, ровно, на певческом дыхании, свободным округленным звуком. Постановка корпуса должна быть красивой, артистичной.
Обязательным является и требование правильного произношения гласных (ясность и однотембральность) и согласных (четкость, но без нарушения общей певческой установки). Артикуляция, положение нижней челюсти, мимика лица, выражение глаз должны быть естественными.
Как уже отмечалось, исполнение упражнений требует внимания ко всем моментам пения, однако, стремясь к одновременному осуществлению всех задач, учащийся может растеряться. Поэтому следует прежде всего сосредоточить его внимание на основном, наиболее существенном.
При формировании певческих навыков нужно исходить в первую очередь из развития наилучших тембральных свойств голоса. Критерием правильного звукоформирования является ощущение «удобности» пения, свободы голосообразующего аппарата, способность «тянуть» звук, однотембральность звучания по всему диапазону.
Эти навыки вырабатываются сначала на центре голоса (в пределах октавы или децимы), со временем же диапазон постепенно расширяется, соответственно усложняются и педагогические требования. Петь упражнения нужно сосредоточенно, внимательно вслушиваясь в звучание своего голоса, анализируя его качество, запоминая сопутствующие наилучшему звуку ощущения.
С самого начала занятий с учащимся необходимо выявить наиболее красивый тон и наиболее певчески звучащий гласный. Если во время пения этого гласного получен положительный результат, упражнение следует повторить на другие гласные, стараясь при этом сохранить первоначальную певческую позицию.
Заметим, что обычно упражнения поются на гласный «а» — он является основным. В дальнейшем следует отрабатывать звучание всех гласных. Многим певцам очень удобно и полезно начинать петь упражнения на гласные «е», «и» на центре диапазона (особенно если гласный «а» звучит глухо), однако чрезмерное увлечение пением этих гласных, к тому же в верхней части диапазона, может привести к суженному, резкому звучанию голоса, к мышечному зажатию, особенно у женских голосов.
Переход к другому гласному звуку осуществляется путем очень быстрой и мало заметной смены артикуляции губ, языка. Горло должно быть свободным, не зажатым. Освобождению гортани от мышечного зажатия помогает ощущение зевка. Этому приему можно научиться, если перед пением зевнуть несколько раз, не открывая рта (так называемый вежливый зевок): во рту возникает ощущение свободного места -- полости между твердым нёбом и языком.

Хотелось бы еще раз заострить внимание молодых педагогов и учащихся на том, что осваивать певческие навыки необходимо на центре голоса, не касаясь ни низких, ни тем более высоких тонов, ни в коем случае не выходя за пределы свободно и удобно звучащих тонов. Работа в этот период над крайними звуками диапазона, особенно над звуками верхнего регистра, испортит голос, приведет к крикливости, тремоляции, напряженности звучания. Здесь уместно вспомнить высказывание знаменитого педагога XIX века Мануэля Гарсиа о том, что «злоупотребление высокими звуками разрушило гораздо больше голосов, чем старость».
Всем голосам рекомендуется сначала петь упражнения с нисходящей мелодией на звуках среднего регистра. При ощущении неудобности, зажатости голосового аппарата надо изменить тональность, а если и это не устранит неприятных ощущений, то упражнение следует заменить более удобным.
Итак, не только подбор упражнений, но и их тональность должны соответствовать индивидуальным особенностям учащихся. Упражнения, написанные для высоких голосов, транспонируют для низких и средних в соответствующую тональность, обычно на терцию ниже.
Вокальные упражнения рассчитаны в первую очередь на развитие определенных технических навыков, но поскольку пение — это музыка, го каждое упражнение должно исполняться не только технически правильно, но и музыкально, как фрагмент музыкального произведения.
В процессе обучения вокалиста важная роль принадлежит фортепианному сопровождению, в частности выразительной гармонизации упражнений, которая воспитывает не только слух, но и музыкальный вкус певца и в известной степени влияет на качество звука, обогащая его новыми обертонами и даже активизируя звучание голоса. Исходя из этого, мы включили в сборник ряд упражнений с более усложненной гармонизацией.

Надо ли играть вокальную партию на инструменте или достаточно давать только гармоническую поддержку? На этот счет существуют различные мнения. Скажем лишь, что каждый педагог в каждом конкретном случае руководствуется соображениями методического порядка и поступает так, как находит нужным. Мы в своей практике чередуем одно с другим. Без «подыгрывания» певец внимательнее вслушивается в звучание своего голоса, достигает нужного в звуко-высотном и тембральном отношениях певческого тона. Повторяя то же упражнение с аккомпанементом, учащийся поет его уже более осознанно.
Почти во всех разделах предлагаемого пособия имеются упражнения со сменой темпов, а также приемов пения стаккато и легато. Мы считаем это полезным. Сочетание быстрого и медленного темпов помогает овладеть ровностью звучания. В быстром темпе голос как бы не успевает выявить свои недостатки (так считают многие педагоги) Упражнения в быстром темпе особенно полезны при борьбе с «качанием» звука, то есть чрезмерной его вибрацией. Здесь вступает в действие закон сохранения мышечной инерции, закон «мышечной памяти». Упражнение, спетое в быстром темпе, звучит ровнее, повторенное сразу же медленно, оно сохраняет ровность звучания.
Очень полезно чередование пения стаккато и легато. Стаккато дает ощущение «близости» звука, большей точности попадания в позицию. Кроме того, соединение различных видов стаккато 1 с легато помогает почувствовать опору звука.

В методических рекомендациях будет часто встречаться термин «сдержанное звучание». Он означает прежде всего уменьшение силы звука с сохранением состояния вдоха и предполагает также четкое начало звука, негромкое, естественное, ненапряженное звучание, при котором исполнитель может лучше контролировать чистоту интонации, выявлять природные тембральные свойства голоса.
Несколько слов о певческом дыхании. Необходимо заметить, что чрезмерное внимание к нему и часто путаное представление мешают певцам контролировать само качество звучания своего голоса, интонации, уделять должное внимание творческим моментам. Поэтому рекомендуем молодым педагогам не слишком фиксировать внимание начинающих певцов на процессе дыхания, не допуская в то же время его нарушений, как например: поднятых плечей, выпячивания живота, излишних движений грудной клетки и особенно перебора дыхания, а также «бездыханного» пения — пения без дыхательной опоры.
Если дыхание происходит нормальным путем, целесообразней, как уже отмечалось, сосредоточить основное внимание поющего на формировании красивого, свободного звучания, памятуя, что оно всегда связано с правильной работой всего голосообразующего аппарата.
Практические замечания и советы, касающиеся певческого дыхания, могут быть сведены к следующему.
Еще до начала пения весь корпус учащегося должен быть расправлен, живот поднят, грудь приподнята, спина и плечи ровные. Общее настроение певца предполагает творческую активность при полной мышечной свободе всего организма, состояние приподнятости, будто связанное с приятной неожиданностью, когда человек восклицает: «Ах! Как хорошо!». При этом мысленно произнесенном «ах!» расширяются нижние ребра, которые необходимо удерживать до конца фонации. Вдох должен быть легким, бесшумным (через нос и слегка открытый рот). Дыхание на долю секунды как бы задерживается, и вот на таком «затаенном» дыхании и надо начинать петь. Во время пения его надо расходовать очень экономно, стараясь сохранить вдыхательную установку (петь так, как будто еще продолжаешь втягивать в себя воздух),— это помогает ощутить опору звука. Для овладения более глубоким вдохом можно предложить ученику представить себе, что он медленно вдыхает аромат любимого цветка.
Эти приемы вошли в педагогическую практику многих известных педагогов-вокалистов. Певческое дыхание следует развивать и укреплять постепенно.

Не менее важным певческим навыком является правильная атака звука. Какой вид атаки следует рекомендовать певцам? Наилучшей, по мнению большинства педагогов, является мягкая, но точная атака звука, т. е. такое начало пения, при котором звук рождается без толчков и придыхания, без жесткого удара по голосовым связкам. Это обеспечивает плавное голосоведение, наиболее красивый тембр голоса, охраняет связки от переутомления.
Правда, в некоторых случаях, например, при вялости голосовых связок надо применять твердую, активную атаку. В отдельных случаях как одно из средств выразительности или в методических целях может быть использована придыхательная атака.
Не меньшего внимания, чем начало звучания, требует и его окончание. У неопытных или плохо обученных певцов от неумения распределять дыхание концы фраз звучат неспокойно, неустойчиво (нет точности «снятия», прекращения звучания).
Как уже отмечалось, вокальные упражнения подготавливают певца к исполнению художественных произведений, на них отрабатываются различные элементы вокального мастерства. Одним из таких элементов является ритмическая организованность. Четкость и равномерность продлевания одинаковых долей, соблюдение пауз требуют определенной выдержки даже у опытных певцов (достаточно вспомнить арию Иоланты из одноименной оперы П. Чайковского, романс С. Рахманинова «Здесь хорошо» и др.). Педагог должен настойчиво добиваться от учащихся ритмической точности. Обычно перед пением упражнение проигрывается на инструменте в заданном темпе и со строгим соблюдением всех длительностей, четким выдерживанием пауз между звеньями модуляционной секвенции. Развитие чувства ритма с первых же шагов обучения —очень важный момент во всей системе воспитания необходимых певческих навыков.

Настроение певца еще до начала занятий, его, готовность к пению и умение включиться в творческое состояние имеют огромное значение для освоения стоящих передним задач. Неактивный ученик с пониженным тонусом не достигнет высоких результатов.
Сосредоточенность внимания, фиксирование указаний педагога, творческий подъем зависят в первую очередь от самого ученика — в этом проявляются его способности, его профессиональные качества. Но и роль педагога в создании необходимой психологической настройки также чрезвычайно велика. От его умения установить необходимый творческий контакт, от его собственной эмоциональной зарядки часто зависит настроение ученика.
Цель данной работы — собрать и систематизировать наиболее распространенные в вокальной практике упражнения, из которых каждый педагог-вокалист и каждый певец, занимающийся самостоятельно, мог бы подобрать для себя необходимый учебный материал1.
Расположение упражнений соответствует различным видам вокальной техники. В систему нужных для работы над звуком упражнений следует включать также отдельные наиболее сложные фразы из репертуара ученика. Их надо отрабатывать в наиболее удобных тональностях, на различные гласные или с текстом, постепенно подходя к требуемой тональности. Последний раздел книги — «Техника подвижности легких женских голосов» — предназначен для более подготовленных учащихся, но отдельные упражнения этого раздела можно использовать и на младших курсах. Для каждого начинающего певца, независимо от типа и характера его голоса, нетрудно подобрать в этом разделе соответствующий материал.
В данное пособие включены упражнения из различных сборников: М. Глинки, А. Трояновской, М. Донец-Тессейр, Э. Карузо. П. Виардо-Гарсиа; некоторые упражнения издаются впервые, авторство иных установить не удалось.
С целью экономии места большинство упражнений, построенных секвенционно, сокращено: даются начальное и завершающее звенья секвенции. Модуляция осуществляется через D7 или его обращение.
Некоторые упражнения, основанные на фразах из музыкальных произведений, даются в развернутом виде. Полностью выписаны и упражнения с усложненным гармоническим языком. К разделам и отдельным упражнениям прилагаются краткие методические пояснения.

Распеванне
Сглаживание регистров
Формирование однохарактерности звучания гласных
Техника дыхания. Кантилена
Артикуляция. Дикция
Резонирование
Интонирование. Развитие слуха
Филирование.
Развитие подвижности голоса
Техника подвижности легких женских голосов

Скачать пособие Скачать пособие

 


Тем, кто желает глубже познакомиться с вопросами постановки голоса, рекомендуем следующую литературу: Л. Б. Дмитриев. Основы вокальной методики. М., Музгиз, 1968; В. М. Луканин. Мой метод работы с певцами. Л., Музыка, 1972; Р. Юссон. Певческий голос. М., Музыка, 1974; Л. Б. Дмитриев. В классе профессора М. Э. Донец-Тессейр. М., Музыка, 1974; И. К. Назаренко. Искусство пения. М., Музгиз, 1963; П. В. Голубев. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., Музгиз, 1956.