Музыкальные сборники с нотами для голоса, вокала
Р. Глиэр
Сборник романсов
тетрадь 2
для среднего или низкого голоса
“Государственное музыкальное издательство”, 1935г.
номер м14627г 33299
содержание:
В январе 1935 г. исполнилось 60 лет со дня рождения Рейнгольда Морицевича Глиэра.
Имя Р. М. Глиэра пользуется, известностью не только в Советском Союзе, но и далеко за его пределами, как имя одного из крупных мастеров музыкального искусства.
Р. М. Глиэр родился 12 января 1875 г. в г. Киеве, в семье мастера духовых музыкальных инструментов. Музыкальное образование Р. М. получил сначала в Киевском музыкальном училище, а затем в Московской консерватории, которую он окончил в 1900 г. по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и С.И. Танеева.
Музыкальная деятельность Глиэра — достаточно многообразна. В его лице сочетаются — крупный композитор, выдающийся педагог, прекрасный дирижер, общественно-музыкальный деятель. За многолетнюю педагогическую деятельность Глиэра (с 1901 по 1927 г. с перерывами— в техникуме им. Гнесиных, с 1913 по 1920 г. в Киевской консерватории, директором которой Р. М. состоял с 1914 г., с 1920 г. по настоящее время — в Московской государственной консерватории) — через его класс прошли многие композиторы, имена которых в настоящее время известны как имена больших мастеров. Достаточно сказать, что среди учеников Глиэра были — Сергей Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. Давиденко, украинские композиторы Лятошинский и Ревуцкий и др.
Как дирижер Глиэр известен по своим выступлениям в симфонических концертах в Москве, Киеве, Харькове, Одессе, Баку и многих других музыкальных центрах Союза.
Октябрьская революция застала композитора уже законченным, зрелым мастером, и Глиэр был одним из тех композиторов, которые с первых же дней революции стали в ряды строителей советского музыкального искусства. В первые годы революции Р. М. работает в МУЗО Наркомпроса в музыкальном отделе МОНО, является организатором концертов в рабочих районах, ведет крупную работу в области музыкальной этнографии (в Пролеткульте и Коммунистическом университете трудящихся Востока).
Как композитор Глиэр является одним из первых музыкантов старшего поколения, которые начали писать на советскую тематику (Марш Красной армии, На праздник Коминтерна и др.).
Р. М. Глиэру принадлежат первые попытки создания балетного спектакля на советскую тематику. Его балеты «Красный мак» (1926—27 г.) и «Комедианты» (1928—29 г.) сыграли большую роль в деле перехода классического балета на советские рельсы.
Еще большей заслугой Глиэра перед советским музыкальным искусством является его опера «Шах-Сенам» (1923 — 34 г)., написанная по заданию Наркомпроса Азербайджана. В основу музыки оперы композитором положены подлинные тюркские народные песни. Опера эта, поставленная в 1934 г. в столице Азербайджана — Баку, получила чрезвычайно высокую оценку Азербайджанской общественности, как первая национальная тюркская опера.
Выдающиеся заслуги Глиэра в области советского музыкального искусства отмечены Наркомпросом присвоением ему звания заслуженного деятеля искусств. В 1934 г., после постановки оперы Шах-Сенэм", постановлением АЗЦИКа и Совнаркома АССР — Глиэру присвоено также звание народного артиста АССР.
Творчество Глиэра также многосторонне, как и его музыкальная деятельность. Композитором написаны 3 симфонии, симфонические поэмы («Сирены», «Запорожцы», «Тризна»), опера («Шах-Сенэм»), балеты («Хризис», «Красный мак», «Комедианты»), семь крупных камерных сочинений (3 квартета, 3 секстета и октет), множество сочинений для ф-п., скрипки и других отдельных инструментов, для голоса, много музыки к театральным постановкам в различных советских театрах, музыка к нескольким кино-фильмам («Земля жаждет», «Наместник Будды»), наконец, сделано большое количество обработок национальных песен — украинских, тюркских и др.
Не все сочинения Глиэра равноценны, но все они созданы рукою крупного художника, в совершенстве владеющего всеми средствами композиторской техники. Но никогда, однако, сложность применяемых Глиэром в своем творчестве средств не затемняет освоеных мыслей композитора: все его сочинения легко доступны для восприятия. В этом — причина большой популярности Глиэра.
Глиэр — мастер, создавший свой собственный музыкальный стиль.
Творчество Глиэра, ярко эмоциальное, окрашено в светлые, оптимистические тона. Основной характер большинства сочинений Глиэра — спокойный, повествовательный, иногда возвышающийся до монументальности, эпоса (таковы, например, 2-я, а особенно 3-я,— «Илья Муромец»—симфонии композитора).
В различные периоды своей творческой деятельности Глиэр испытывал различные часто противоречивые влияния. Но все эти влияния—органически претворялись в творческом сознании композитора. Наиболее сильным влиянием, испытанным Глиэром, было влияние кучкистов, в частности, Бородина. С кучкистами, прежде всего с Бородиным, Глиэра сближает стремление насытить свое творчество элементами русской народной песни. Однако, подобно Бородину, Глиэр редко пользуется подлинными русскими песнями, создавая в большинстве случаев оригинальные мелодии, по складу своему близкие русскому мелосу. Особенно ярко сказалось влияние Бородина в симфонических и камерных инструментальных сочинениях Глиэра. Во многих из них Глиэр использует также «ориентальные» мелодии (например в финале 2-го квартета), иногда противопоставляя их элементам, идущим от русской народной песни (как например в финале 2-й симфонии) — черта крайне характерная для «кучкистов», особенно для Бородина. Роднит Глиэра с Бородиным и общий характер большинства крупных симфонических сочинений композитора: почти все они (за исключением симфонической картины «Сирены») носят характер русской былины, сказа.
В области вокальной Глиэром сочинено около 130 романсов. Многие из них пользуются широчайшей известностью, как напр. романсы «Звездочка», «Жить будем, жить», «Лада», «Меж подводных стеблей», «Сладко пел душа соловушко». В своих романсах Глиэр почти не пользуется русской песенной тематикой: «Дуют ветры» и «Сладко пел душа соловушко» — представляют собой исключения. В песенном творчестве Глиэра особенно сильно сказались влияния западно-европейских романтиков, влияния, которые были сильны в раннем периоде творчества композитора (главным образом в ранних, оставшихся неизданными сочинениях).
Романсы Глиэра отличаются теплотой, искренностью, большой эмоциональностью, привлекательностью гибкой мелодической линии и красочным, богатым ф-п. сопровождением. В романсах Глиэра нет углубленного психологизма, нет большого драматического напряжения. Большинство из них — лирично, написано в свойственных композитору спокойных, светлых тонах- По своим художественным достоинствам романсы Глиэра могут быть поставлены рядом с его инструментальным камерным творчеством, как ценный вклад в камерную музыкальную литературу.
К. Сеженский.
тексты на русском и немецком языках
Р. Глиэр
Избранные романсы
для голоса с фортепиано
составитель Г. Аден
“Музыка”, 1974г.
номер 8083
содержание:
Р. Глиэр
Избранные романсы и песни
для голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1986г.
номер 13129
содержание:
Р. Глиэр
Концерт
для колоратурного сопрано с оркестром
переложение для голоса и фортепиано автора
“Музыка”, 1978г.
номер 10232
Р. Глиэр
Два танца
из балета «Красный мак» для баяна
“Государственное музыкальное издательство”, 1951г.
номер 21798
содержание: