Л.Дмитриев - Голосообразование у певцов

Пособия



Книги, пособия по вокалу, пению
 

 


К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВКЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ

1 2

 

 

Вопросы установки голосового аппарата во время пения занимают огромное место в вокальной педагогике. Во всех педагогических сочинениях значительное место уделяется положению гортани, мягкого нёба, установке артикуляторных органов и глотки в пении. Часто многие из этих установок являются краеугольным камнем школы того или иного педагога. Несмотря на то, что все педагоги уделяют этому вопросу большое внимание, между собою они не сходятся во мнениях. Правда, существуют так называемые «общие мнения», однако и они не исключают противоположных суждений. Во всех случаях для подтверждения своего мнения педагоги приводят данные из вокально-педагогической литературы, которая представляет обширнейший арсенал самых разнообразных суждений по любому методическому вопросу. Для подтверждения своего мнения приводятся также примеры того или иного выдающегося певца, поющего на той установке, которую защищает педагог. Наконец, как правило, делаются попытки придать обоим взглядам научный характер, для чего привлекаются данные из анатомии, физиологии, акустики. Эти попытки обычно бывают неубедительны, так как, с одной стороны, авторы редко владеют этими специальными науками, с другой стороны, наука еще недостаточно полно может ответить на вопросы, ставящиеся вокальной практикой.

Между тем именно наука может и должна разрешить спорные вопросы вокальной педагогики, дать возможность объективно судить о правильности или неправильности тех или иных установок. Научных работ, посвященных изучению работы голосового аппарата певца в пении, как и работ по акустике певческого голоса, весьма немного. В отечественной литературе после интереснейших работ 30-х годов (Малютин, Работнов, Левидов) до настоящего времени не появилось сколько-нибудь заметных трудов по физиологии пения, построенных.на глубоком изучении достаточно убедительного экспериментального материала. Среди немногочисленных зарубежных работ особенно мало трудов, посвященных изучению певческой функции у профессиональных певцов высокой квалификации. Можно смело сказать, что массовое и сколько-нибудь полное исследование певческой функции у профессионалов еще не сделано. Имеющиеся работы по физиологии певческого голосообразавания во многих случаях проводятся в неестественных для -пения условиях: например, в положении сидя, с запрокинутой головой, со стесняющими приспособлениями, прикрепляющимися к певцу снаружи или вводящимися ему в рот, нос и т. и. Как правило, для исследования берется изолированное произношение звуков речи, редко — отдельные слоги и почти никогда реальное хорошо «…впетое» слово, взятое в музыкальной фразе. Таким образом и имеющиеся сведения о работе голосового аппарата в пении лишь приблизительно отражают действительную картину, происходящую 'В нем при естественном пении музыкального текста.
Голосовой аппарат труднодоступен для исследования. Из всех его отделов в отечественной литературе имеются относительно полные сведения только по вопросу о певческом дыхании. Работа основного источника певческого звука — гортани, работа глотки, мягкого нёба, языка освещена очень плохо. Артикуляционный аппарат исследован весьма неполно, и лишь в своей передней, доступной непосредственному наблюдению, части. Сведения, имеющиеся по работе мягкого нёба во время пения, весьма неточны, так как сделаны методом, резко нарушающим естественность пения (лала-гография). Оригинальных работ, показывающих то, что происходит в глотке и гортани во время профессионального пения в естественных условиях, в отечественной литературе не имеется.

В Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в течение ряда лет производилось исследование строения и приспособления голосового аппарата певцов рентгеновским методом с целью изучения приспособления гортани и органов надставной трубки в пении. Рентгеновский метод был применен к исследованию речевой и певческой функции еще в первые годы после открытия Рентгеном в 1895 году Х-лучей. Уже в те годы на весьма несовершенных снимках можно было наблюдать работу невидимых отделов голосового аппарата: гортани, надгортанника, глотки, корня языка. С совершенствованием рентгеновской техники, появилась возможность получать достаточно четкие снимки всех основных отделов голосового аппарата. При помощи рентгеновского метода был сделан ряд важнейших исследований, показавших работу невидимых при естественной функции отделов голосового аппарата. Исследованы были некоторые знаменитые певцы, в частности Лукреция Бори, исследованы, небольшие группы профессиональных певцов и учащихся. Все же этот метод не получил еще достаточного распространения, и его замечательное качество — возможность исследования певческой функции без всякого нарушения естественности пения — не использовалось полностью. Наиболее капитальной работой по применению этого метода к изучению физиологии голосообразования является книга О. Рассела «Голос и речь» изданная  в 1931 году в Нью-Йорке. В настоящее время, в связи с распространением томографической методики, позволяющей производить рентгеновские снимки послойно с любого сечения человеческого тела, основное внимание исследователей направлено на изучение деталей работы голосовых связок При помощи томограмм можно видеть контуры работающих связок в поперечном сечении.

1 2