Л.Дмитриев - Голосообразование у певцов

Пособия

Книги, пособия по вокалу, пению
 

 


К ВОПРОСУ ОБ УСТАНОВКЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ

1 2

 

С каждого певца мы снимали серию из двенадцати-четырнадцати рентгенограмм. Прежде всего снималось положение голосового аппарата при покойном дыхании, затем — три речевые гласные переднего, среднего и заднего уклада языка и,' а, у. После этого делались снимки всех гласных в пении на средней части диапазона голоса, снимки крайних верхних нот, а. у. низких голосов — и крайних нижних нот: В заключение снималась одна и та же нота средней части диапазона, взятая пийно и форте, с целью выяснения значения силы звука в приспособлении голосовых органов. Таким образом, на каждого исследованного певца мы получали своего рода, партитуру его приспособлений в речи и пении. Все рентгенограммы, перерисованные на кальку, располагались в определенном порядке на листе бумаги и фотографировались. Результаты изучения рентгенограмм протоколировались. Кроме чисто объективных данных рентгенографического исследования, мы собирали музыкально-биографические сведения о каждом обследованном певце. В этих, сведениях отражались данные музыкально-вокального развития, характеристика голоса, ощущения и техника, которой пользуется певец. Сравнения ощущений певца, педагогических приемов, которые к нему применялись, его субъективного певческого кредо с объективной картиной строения и приспособления голосового аппарата позволили сделать ряд важных выводов для педагогической практики. Образец серии схем с рентгенограмм одного из обследованных певцов: изображен на рис. 2 (см. рис. 2 на стр. 8).

исунок голосового аппарата

Рис. 1. Схема контуров органов голосового аппарата, перерисованная с рентгенограммы, снятой во время пения.
1 — губы; 2 — зубы; 3 — твердое небо; 4 — мягкое небо; 5 — носоглотка; 6—ротовая полость; 7— полость глотки; 8—язык; 9 — задняя стенка глотки; 10 — позвонки; 11 — черпаловидные хрящи, одетые мягкими тканями; 12—«вход в гортань; 13 — надгортанник; 14 — надсвязочная (полость гортани; 15 —.подъязычная кость; 16 — голосовые связки; 17 — трахея

 

Образец описания (протокол) этого случая дается, в конце статьи.
К настоящему времени мы располагаем материалом более тысячи рентгенограмм, снятых с семидесяти пяти певцов. Половина обследованных — ведущие солисты Государственного академического Большого театра Союза ССР, а также известные концертные и оперные певцы. Среди обследованных: Е. В. Шумская, Н. Д. Шпиллер, Н. И. Клягина, Е. И. Грибова, В. Д. Гагарина, С. Г. Панова, Е. М. Вербицкая, А. А. Иванова, И. И. Петров, Е. В. Иванов, В. В. Отделенов, И. П. Богданов, В. В. Ивановский, А. И. Орфенов, М. Г. Киселев, Е. С. Белов, 3. А. Долуханова, Н. И. Николов, А. А. Большаков, Л. И. Исаева, Т. Ф. Янко и др. Значительная группа профессиональных певцов первого положения, обследованная с большой полнотой (покой, речь, пение на всех гласных, на разных отрезках диапазона, с разной динамикой, наличие данных по музыкальному развитию, и технике пения), позволила выявить установки голосового аппарата, характерные для хорошо поставленного профессионального звучания голоса. Такой полный и обширный материал по приспособлению гортани и органов надставной трубки, судя по. имеющимся литературным данным, собран впервые.

Работа голосового аппарата во время пения

Рис. 2. Таблица схем с рентгенограмм, сделанных во время речи и пения с солиста ГАБТ, баса Н.

 

 

 

Говоря о материале, на котором построено исследование о певцах, следует сразу оговорить то положение, что каждый из обследованных певцов, разумеется, имеет те или иные достоинства и недостатки в вокальной технологии (как известно, идеальных певцов вообще практически не бывает, а если и бывают, то это единицы), но все они поют профессионально: свободно распоряжаются голосом в двухоктавном диапазоне, хорошо слышны в больших театральных помещениях и в течение. долгого времени успешно несут ответственнейший репертуар первых партий. Итак, в нашем) исследовании речь идет о профессиональных приспособлениях, позволяющих певцам нести профессиональную нагрузку. Каждый из них долго искал эти приспособления в процессе постановки голоса во время обучения, а затем шлифовал и обогащал свою технику на практике. У каждого из этих певцов большой и сложный путь достижения профессионализма, путь, на котором другие совершают роковые ошибки, мешающие достигнуть желанного финиша. Профессиональные певцы — это те, которые успешно миновали подводные рифы освоения вокальной технологии, которые вовремя сумели отказаться от неверных приемов, найти нужные приспособления, обеспечившие правильное развитие голоса и достижение высокого профессионализма. Поэтому попытки обесценить значение исследования профессиональных певцов ссылкой на имеющиеся в каждом отдельном случае вокально-технические погрешности, зависящие, по мнению распространенных в вокальном мире критиканов, якобы оттого, что тот или иной певец не делает тех или других движений или установок (в которые верит данный критикан), являются явно несостоятельными. Правильнее думать, что певец-профессионал нашел именно те установки, которые лучшим способом обеспечивают профессиональное звучание его голоса.

 

Кроме певцов-профессионалов, мы обследовали ряд студентов, а также нескольких певцов, окончивших высшие музыкальные учебные заведения, но не сумевших достичь профессионального, высококачественного звучания голоса.
На основании анализа имеющегося в нашем распоряжении материала, собранного и обработанного по описанной методике, мы позволим себе сделать ряд заключений об установке голосового аппарата в пении и связать ее с методикой обучения пению.

Основной вывод, который можно сделать из изучения рентгенограмм и сопоставления их с музыкально-биографическими данными, состоит в том, что голосовой аппарат каждого певца имеет свои индивидуальные особенности строения и приспосабливается к выполнению певческой функции по-разному. Наряду с индивидуальными особенностями строения и приспособления голосового аппарата в пении у всех квалифицированных певцов можно было выявить и некоторые общие. Разгадка причин тех или иных общих и индивидуальных приспособлений кроется в акустических явлениях, на сущности которых мы в настоящей статье не можем останавливаться, отсылая интересующихся к другой работе (3).
Конкретные данные по установке голосового аппарата в пении дали возможность судить о целесообразности тех или иных педагогических приемов воспитания голоса.

 

1 2