Н. Гродзенская - Слушание музыки в начальной школе

Вокал пособия

Песни для детей

Музыка в школе - Хрестоматия 2 класс



ноты для обучения вокалу (пению)

 

 

Скачать ноты к детским песням
Музыкальная хрестоматия
Слушание музыки в начальной школе

выпуск второй
III - IV классы
составитель Н. Гродзенская
“Музыка”, 1964г.
номер м29851г

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Второй выпуск хрестоматии «Слушание музыки в школе» содержит произведения, которые учащиеся слушают на уроках пения в III—IV классах в исполнении учителя и в грамзаписи. Произведения эти соответствуют школьной программе.
Слушание музыки занимает на уроке пения очень короткое время — всего 7—10 минут, тем не менее значение этого вида занятий очень велико: слушание музыки обогащает музыкальный опыт детей, расширяет их кругозор, воспитывает художественный вкус.

Желательно, чтобы дети прослушали произведение не только в фортепианном изложении, но и в оригинальном виде: оркестровые — в исполнении оркестра, хоровые — в исполнении хора и т. д. Для этого можно использовать комплекты грампластинок, которые должны быть в каждой школе. Такое прослушивание обеспечит наиболее полноценное, яркое, глубокое восприятие музыки и, кроме того, позволит познакомить школьников со звучанием разных голосов, инструментов, оркестров. Перед прослушиванием в грамзаписи полезно познакомить детей с произведением (или отрывком из него) в фортепианном изложении: в этом случае ребята узнают в грамзаписи знакомую мелодию, но звучащую уже по-новому, и слушают гораздо внимательнее, с большим интересом.
При разборе произведения учитель оставляет простор для самостоятельных высказываний детей, он побуждает их внимательно вслушиваться в музыку, замечать в ней те или иные явления.
Для того чтобы слушание музыки было целенаправленным, сосредоточенным, иногда полезно предварительно задавать детям вопросы о содержании, характере музыки, о выразительных средствах. Необходимость ответить на вопрос заставляет детей яснее осознавать то, что они слушают.
Широко используется при разборе метод сравнения. При сопоставлении школьники лучше замечают и определяют особенности произведения. Такой метод развивает наблюдательность детей, умение вслушиваться, анализировать.

В I и II классах школьники знакомятся с небольшими по объему песнями и пьесами.
В III и IV классах дети слушают произведения, несколько более сложные и большие по объему. Новым в этих классах является то, что все произведения сгруппированы по темам; это позволяет делать некоторые обобщения. В III классе — четыре темы: «Марши», «Народные пляски и танцы», «Картины природы в музыке» и «Песни гражданской войны». В IV классе — всего две: «Песни о борьбе за мир и о дружбе народов» 1 и «Сказка в музыке». Перед каждой темой учитель проводит короткую вступительную беседу.
После прослушивания дети анализируют произведение, определяют его особенности, доступные их осознанию. Такой разбор в III и IV классах еще очень элементарен, он соответствует теоретическим знаниям детей этих классов.
Во вступительной беседе к теме определяются общие черты, характерные для всех произведений данной темы. Например, в беседе о марше можно рассказать, что марши бывают разные по характеру, по содержанию; чаще всего музыка маршей бодрая, энергичная. Дети узнают, что марши бывают инструментальные (например, «Марш Черномора» М. Глинки), бывают и песни-марши («Марш веселых ребят» И. Дунаевского). Некоторые произведения, хотя и не называются маршами, на самом деле являются таковыми. Их легко узнать по очень четкому, маршеобразному ритму («Маленький барабанщик», «Партизан Железняк»). Марши — очень распространенный вид музыки.

Знакомясь с народными плясками, дети узнают, что среди народных песен есть много плясовых. Слова в них чаще всего бывают шуточные, смешные, они веселят танцующих, и от этого пляска становится особенно задорной, живой. Мелодии плясовых песен часто перекладываются для оркестра и отдельных инструментов. Нередко композиторы пишут музыку, очень похожую на народную песню, иногда они используют подлинные плясовые мелодии.
Слушая музыку русской плясовой песни «Ах вы, сени мои, сени» и белорусской песни «Лявониха», дети обращают внимание на то, что они похожи друг на друга своей веселостью, стремительностью. «Норвежский танец» Грига имеет иной характер; там есть контрастные части, связанные с особенностями данного танца: медленное, сдержанное начало и быстрая, стремительная середина.
В беседе о картинах природы в музыке учитель обращает внимание слушателей на то, что красота природы всегда привлекала и вдохновляла поэтов и композиторов. Рисуя звуками картину природы, композитор выражает чувства, которые эта картина в нем вызывает: иногда это радость и восхищение, иногда печаль (картина поздней осени).
Раздел «Песни о гражданской войне» знакомит учащихся с песнями, посвященными героям, боровшимся за счастье народа, за советскую Родину. Песни эти обычно суровые, торжественные и очень задушевные. Чаще всего они написаньГ в темпе медленных маршей, в минорном ладу.
Дети уже знакомы с некоторыми произведениями, написанными на сказочные темы («Танец эльфов» Грига, «Баба-яга» Чайковского). В IV классе они узнают, что есть целые сказочные оперы («Сказка о царе Салтане», «Сказка о Золотом петушке» Н. Римского-Корсакова), балеты («Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица» П. Чайковского), пьесы для симфонического оркестра (симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева).
Если дети слушают отрывок из какого-либо произведения, то учитель коротко рассказывает о произведении в целом.
Нет нужды рассказывать о содержании «Сказки о царе Салтане», потому что дети ее знают. Учитель обращает внимание детей лишь на разнообразие ббразов в опере, на их контрастность. Дети сами дают характеристики прослушанным отрывкам.

Предлагая послушать «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане», учитель может пояснить детям, что образ белки композитор передает очень высокими, отрывистыми звуками. Исполняет мелодию белки самый маленький деревянный духовой инструмент — флейта пикколо. Эта мелодия построена на русской народной песне «Во саду ли, в огороде».
Шествие богатырей изображается энергичным маршем, который исполняют медные духовые инструменты: они звучат мощно и торжественно.
Музыка Царевны-Лебеди мягкая, очень плавная, нежная. Она становится потом порывистой, напоминающей причудливое пение волшебной птицы.
Сказку «Петя и волк» знают не все. Дети узнают, что и слова и музыку этой сказки написал замечательный советский композитор С. С. Прокофьев. Содержание сказки такое: пионер Петя, веселый, смелый, отзывчивый мальчик, спасает от волка своих друзей— птичку и кошку. И когда на помощь пришли охотники с ружьями, то оказалось, что волк уже пойман. Его ведут в зоологический сад, и во главе шествия идет герой Петя.

И здесь при разборе музыки школьники пользуются методом сравнения. Они сопоставляют звучание мелодии Пети в начале сказки и в конце (марш), замечают разницу, определяют, в чем она заключается, и дают этому объяснение. Дети должны обратить внимание и на выразительное значение разных тембров инструментов, самых контрастных и доступных (птичка — флейта, дедушка — фагот).
Нужно, чтобы школьники слушали каждое произведение неоднократно. Небольшие пьесы повторяются на этом же уроке, затем на следующем, а потом через некоторый промежуток времени.
Прочному запоминанию очень помогает пение мелодии со словами или же на какой-нибудь слог. Дети охотно напевают мелодию, особенно ту, которая им понравилась.
Твердое знание произведений, их сознательное и эмоциональное восприятие дадут детям подготовку, необходимую для усвоения программы V класса.

 

Скачать ноты Скачать пособие