Ноты для хора - Хрестоматия - Русская хоровая литература

Ноты для хора

Хрестоматия по советской хоровой литературе



Хоровые произведения с нотами в pdf

 

 

Ноты для хора
Хоровые произведения
Хрестоматия
по Русской хоровой литературе

для хора без сопровождения и в сопровождении фортепиано
составитель Э. Леонов
“Музыка”, 1975г.
номер 9006
(pdf, 22 Мб)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Курс хоровой литературы — одно из важных звеньев цикла специальных дисциплин, помогающих будущему дирижеру-хоровику в воспитании мировоззрения, овладении практическими знаниями отечественной и зарубежной хоровой литературы. Этот курс, изучаемый на дирижерско-хоровых факультетах (отделениях) средних и высших музыкальных учебных заведений, дает возможность правильно отобрать и применить на практике нужный хоровой репертуар и овладеть необходимыми навыками глубокого теоретического и вокально-хорового анализа. В отличие от аналогичной дисциплины в среднем музыкальном учебном заведении в вузе этот курс «основан на всестороннем изучении и глубоком анализе хорового творчества композиторов различных эпох и стилей и рассматривает творчество Композиторов- с точки зрения проблем хорового письма того или иного времени».

В нашей стране постоянно выходят учебные пособия, авторские и смешанные сборники, в которых публикуются произведения русских композиторов. Достаточно привести в качестве примера выпущенные в последнее время издательством «Музыка»: трехтомное издание «История русской музыки в нотных образцах» (составление и редакция профессора С. Л. Гинзбурга), два выпуска очерков «Русская хоровая литература» под редакцией С. В. Попова, «Хоровая полифония» (составитель К. Дмитриевская), сборники хоровых сочинений С. Дегтярева, М. Глинки, А. Даргомыжского, П. Чайковского, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, Ц. Кюи, А. Серова, Д Танеева, С. Рахманинова и др., а также «Хоровой словарь» Н. Романовского, очерки «Русская хоровая музыка XVII — начала XVIII вв.» С. Скребкова, «Сборник хоровых произведений» (составитель К. Птица, два выпуска); «Русская хоровая литература» (составитель С. Попов, три выпуска). Нехватка в издании произведений русских композиторов восполняется в ряде выпусков серии «Библиотека студента-хормейстера».
Предлагаемая хрестоматия дополняет ранее вышедшие сборники. Она не является антологией русской хоровой музыки по курсу хоровой литературы в музыкальных вузах. В нее вошли некоторые яркие редко издаваемые или давно не переиздававшиеся образцы творчества русских композиторов, представляющие большую художественную ценность, различные по жанрам и стилю. Часть из них в СССР ранее не публиковались. Это значительно расширит музыкально-хоровой кругозор студентов и возможность применения ими на практике хорового репертуара. Хронологическое расположение нотного материала дает возможность проследить эволюцию хорового творчества в русской музыке от начала XVIII в. до начала XX в.
Хрестоматия состоит из двух основных разделов:
1) хоровая музыка начала XVIII —начала XIX вв.
2) хоровая музыка XIX — начала XX вв.

Основное внимание в хрестоматии уделено раннему, менее известному, менее исследованному периоду в истории русской культуры: хоровой музыке начала XVIII в. (петровского времени), сыгравшей большую роль в проникновении в быт торжественных хоровых жанров a cappella (кант, партесная застольная песня, партесный лоровой концерт); хоровой музыке конца XVIII — начала XIX вв. (доглнкинской поры), утвердившей русскую национальную школу и представленной характерными жанрами того времени (оперные хоры в народном духе, хоровые отрывки из музыки к драматическим спектаклям, хоровой концерт a cappella, обработка народной песни для хора с оркестром).
Произведения этого периода, вошедшие в хрестоматию, соответствуют программе курса.
Хоровая музыка XIX — начала XX вв., закрепившая русский национальный стиль и получившая мировую известность, наиболее часто издаваемая и исполняемая, представлена в хрестоматии материалами, дополняющими основной курс, следующими жанрами: оперными хорами, кантатно-ораториальным творчеством и хорами без сопровождения. К числу редкоиздаваемых произведений следует отнести: «Пела, пела пташечка» А. Алябьева, Вступление и фуга М. Глинки, хоры из неоконченных сочинений М. Мусоргского, фуга П. Чайковского, кантата С. Танеева, «Пантелей-целитель» С. Рахманинова, «Ночь» А. Гречанинова, «Подблюдные> И. Стравинского.
Краткие аннотации, помещаемые в примечаниях к произведениям, в какой-то степени помогут преподавателям и студентам в изучении курса русской музыки. Произведения, публикуемые в СССР впервые, снабжены источниковедческой справкой.
Э. ЛЕОНОВ

Скачать ноты Скачать ноты для хора