Хрестоматия - Русская народная песня

Народные песни для хора

Хрестоматия русской народной песни



Пособие для хоровых классов, курсов народных отделений музыкальных учебных заведений. Ноты для хора, тексты песен

 

 

Ноты для хоровых курсов
Хрестоматия
Русская народная песня
для хорового класса
составитель С.Браз
"Музыка", 1975г.
номер 8771

содержание:

 

Предисловие
 
Хрестоматия является учебным пособием для хорового класса на отделениях по подготовке руководителей народных хоров в высших музыкальных учебных заведениях. В ней представлен песенный материал для I—II курсов в соответствии с программой по хоровому классу, принятой в Государственном музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.
Хрестоматия знакомит студентов с различными жанрами народного творчества, дает возможность познать богатство и своеобразие подлинных народных песен, понять глубину идейно-художественного содержания, совершенство их музыкальных форм, ощутить красоту и образность народной поэзии. Изучение партитур в подлинном народном многоголосии поможет освоению принципов, лежащих в основе русской песенности: непрерывности мелодического развития, подголосочности изложения хора, импровизационности вступления голосов, ладовой и метрической переменности.

Глубокое проникновение в сущность народно-песенного творчества невозможно без изучения основ народного исполнительства, без воспитания у студентов народной исполнительской манеры, которая способствует стилистически верной интерпретации народной музыки. Для овладения ею необходимо наряду с общими певческими навыками дыхания, звукообразования, звуковедения и вокальной дикции обучить студентов также и приемам, свойственным исключительно народному пению: цепному дыханию, использующемуся при исполнении медленных и скорых бесцезурных песен (оно обеспечивает непрерывность звуковедения и сохранение единого эмоционального тонуса песни на всем ее протяжении); «спаду» дыхания и скольжению звука в концах мелодических фраз, основанным на ощущении свободного выдоха (этот прием используется во многих лирических и свадебных песнях).
Песенный материал сборника позволит студентам не только приобрести необходимые навыки народного пения, но и овладеть важнейшими принципами народного исполнительства. К ним относятся:
Вариационность, проявляющаяся в изменении партий хора, в меняющемся количестве поющих голосов, а также в свободном их паузировании.

Паузирование в пределах одного слога или между слогами. Ив том и в другом случае прерываемые слоги или слова воспринимаются как недосказанные. Однако, по словам Н. М. Лопатина, «ни повторения, ни перерывы не мешают художественной цельности впечатления; напротив, этот народный прием сообщает исполнению песен тот тон эпического спокойствия и дидактический характер сказывания песни, которые так чаруют своей свежестью и силой».
Особенности говора. Например, «окающий» говор северных областей, придающий своеобразие северной манере пения, или резко отличающийся от северного «акающий» говор средней и южной полосы России. Местный колорит песен подчеркивается в песенных текстах диалектными особенностями, а также «огласовкой» согласных звуков.

Сценическое обыгрывание помогает эмоциональному раскрытию содержания песен, главным образом хороводных игровых, свадебных и плясовых.
Весь процесс обучения народному хоровому пению должен быть направлен на воспитание у студентов творческого отношения к песне, составляющего одну из главных черт народного исполнения. Развитию творческого мышления помогает разучивание репертуара в хоровом классе и участие в ансамблях разных составов, где певцы имеют возможность представить во всей полноте народную хоровую партитуру, услышать ведущий голос в окружении подголосков, наблюдать процесс варьирования основной мелодии, свободное включение и выключение голосов. Наконец, слуховой опыт студентов обогащается непосредственным слушанием народных певцов в систематически организуемых фольклорных экспедициях.
К распеванию основной мелодии напева на голоса студентам следует перейти лишь после твердого ее усвоения с полным текстом. И от того, насколько им удастся раскрыть идейно-художественную глубину песни, понять и почувствовать мелодическую ее природу, уловить в ней самое характерное, зависит успех дела. Умелое использование накопленного слухового опыта поможет студентам определить характер и стиль подголосков будущей хоровой партитуры, разработать ее исполнительский план и найти нужные тембровые краски в хоре. В данной хрестоматии помещен один из песенных образцов, распетых студентами многоголосно на основе двухголосного его варианта (см. «Ночуй, ночуй, Дунюшка», № 25).

Воспитание творческого отношения студентов к народной песне — сложный и длительный процесс. Он должен осуществляться на основе глубокого изучения ими особенностей строения народных хоровых партитур со стороны их структурно-мелодической, ладовой, ритмической и метроритмической организации. Песенный материал хрестоматии предоставляет им эту возможность.
В песнях сборника наблюдается ладовая переменность разных видов: здесь и терцовый параллельно-переменный лад («Полоса моя, полосушка», № 23), и смена одноименных мажоро-минорных наклонений («Девки, пойте перегудочки коротенькие», № 50), и перекраска доминанты («Долина, долинушка», № 5), и секундовое соотношение тональностей («Протянулася дорожка», № 58).
Основу многих песен, включенных в хрестоматию, составляют: натуральный минор («Ой, не ягодка красна», № 42), натуральный мажор («Сидела Авдотьюшка в новом тереме», № 44), миксолидийский мажор («Ох, не будите меня, молодую», № 21) и дорийский ммнор («Ты заря ли, моя зорюшка», № 38).
Есть также песенные образцы, содержащие пентатонику или ее элементы («Ой, да пыльна, пыльна эта дороженька», № 59). Своеобразны песни с опорой на увеличенную кварту («Через садик, через вишенье», № 18, «Ой, да закипучий да ключ, белый колодезь», № 33).

Довольно сложна и разнообразна ритмика помещенных в хрестоматии песен. В них встречаются ритмически сложные дробные группы, синкопы («Долина моя была, долина», № 14, «Через садик, через вишенье», № 18). В некоторых из них есть полиритмия («Вы, горы Закавказские», № 12 и «Протянулась наша степь», № 11).

Свойственная русской народной песенности сложная метроритмическая организация хоровых партитур требует в одних случаях ясного ощущения певцами более мелкого метроритмического деления сложно-смешанных тактов с мягким подчеркиванием сильных и относительно сильных долей («Долина, долинушка», № 5); в других — более крупного метрического деления на такты высшего порядка («Ой, по Питерской, Тверской», № 36), В некоторых песнях наблюдается несовпадение музыкальных и текстовых акцентов и различное их местоположение в переменном метре («Овечушки-косматушки», № 46).
Кроме знания специфики строения народных песен, будущим руководителям народных хоров необходимо и умение разбираться в музыкально-стилистических признаках той или иной стилистической зоны.
Учебная программа по хоровому классу предусматривает на первых двух курсах ознакомление студентов с двумя из них: севернорусской и южнорусской.

Ярко выраженной особенностью северной певческой традиции является подголосочная вариационность: основной напев, который обычно ведут средние голоса (альты), варьируется, образуя два-три и более подголосков. Они являются ответвлениями от основного напева и то сливаются в унисон в узловых опорных моментах развития напева, то обвивают напев узорами, отходя от него на расстояние различных интервалов («Голубь, голубочек», № 37).

Специфические черты северной полифонии отчетливо проявляются в контрастном сопоставлении тембров и регистров низких и высоких голосов хора («Обойду ли я кругом города», № 2).
Для мелодического развития северных песен характерно плавное поступательное движение. Размашистых интонационных ходов, встречающихся в песнях средней полосы, в северных песнях нет вследствие органической взаимосвязи интонационного стержня основного напева с подголосками. Северные песни изобилуют полутоновыми ходами («(Голубь сизенькой, да сизокрыленыкой», № 45).
Самобытна и их манера распева. Отдельные слоги и длинные мелодические разводы напева распеваются то ровными ритмическими длительностями, то различными ритмическими группами с использованием мелких длительностей, но обязательно с четным их соотношением («Девки, пойте перегудочки коротенькие», № 50).

При тонком, ажурном сплетении хоровых голосов северные песни отличаются плотным, но очень светлым и легким звучанием. Эмоции северных певцов сдержанны, движения, сопровождающие исполнение соответствующих песен, мягкие, пластичные.
Для южнорусского народного пения типична такая форма многоголосного распева, при которой средние голоса наиболее подвижны и интонационно самостоятельны. По вертикали все голоса сливаются в своеобразную красочную гармонию. Сочетание развитого полифонического мышления с ясным ощущением гармонической вертикали и составляет одну из особенностей фактуры песен южнорусского стиля («У нас во лугу», № 4).

Нижний голос обычно мало развит и носит характер выдержанного баса. Его мелодия образует как бы гудящий фон, на котором очень рельефно прослушиваются все остальные голоса. На басовом органном пункте возникает цепь созвучий, состоящая из функционально определенных аккордов («Ох, уж ты, Порушка-Параня», № 6).
Для различных форм южнорусского многоголосия характерна большая свобода, самостоятельность каждого голоса в развитии напева. Им свойственно противоположное движение голосов в диапазоне секунды, образующее параллелизм секунд («Ой, да закипучий да ключ, белый колодезь», № 33).
В южнорусских песнях часто встречается сопоставление двух мажорных трезвучий в секундовом соотношении («Девка по саду ходила», № 3), в ряде случаев имеет место опора на увеличенную кварту («Через садик, через вишенье», № 18).
Песни рассматриваемого стиля исполняются ярким, сочным звуком на основе светлой, звонкой манеры вокализации.

Разновидность южнорусского песенного пласта составляют донские казачьи песни. Своеобразие их многоголосного склада проявляется в двуплановости изложения: виртуозная партия «дишканта» (верхнего подголоска), партия которого отличается подчеркнутой орнаментальностью и требует настоящего мастерства исполнения на большом дыхании и в напряженной тесситуре, противопоставляется самостоятельной партии хора, создающей плотный звуковой фон («Пчёлочка златая», № 67).
Знание основных стилистических признаков различных песенных зон, умение проникать в «душу» песни, находить характерные ее черты помогут руководителю хора вдумчиво и серьезно подойти к подбору репертуара для своей концертной программы.

При отборе песен необходимым условием является разнообразие их по тематике и жанрам. Репертуар хора обязательно должен иметь методическую направленность и ставить перед коллективом определенные художественно-исполнительские задачи. При этом следует помнить о его важной роли в воспитании хорошего художественного вкуса и о расширении кругозора будущих руководителей народных хоров.
С учетом этих требований и построена хрестоматия. Она состоит из трех разделов, включающих 67 песен. В первом разделе помещены песни для смешанного хора, во втором — для женского хора, в третьем — для мужского хора. Внутри каждого раздела песни расположены по жанрам: так, первые два раздела включают хороводные и игровые, лирические, свадебные величальные, плясовые песни и частушки. В третий раздел вошли современные партизанские, историко-патриотические, лирические, трудовые артельные и плясовые песни.

Как уже говорилось, в хрестоматию включены подлинные народные песни, бытующие в разных местных вариантах. Они записаны в фольклорных экспедициях преподавателями и студентами Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Часть хрестоматийного материала взята из опубликованных в, последние годы сборников народных песен Московской, Кировской областей, Красноярского края, Поморья и других. В сборнике представлены также народные песни в обработке советских композиторов, по художественным средствам выразительности приближающиеся к подлинному народно-песенному стилю.
Все песни даются в той редакции, в какой они исполнялись студентами отделения по подготовке руководителей народных хоров Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных.
При исполнении песен с ярко выраженными областными стилистическими чертами определенную трудность составляют особенности диалекта. Они оговорены в сносках.
В конце хрестоматии помещены примечания к песням. В них сообщаются место, год записи песен, фамилии исполнителей и собирателей. Указываются также сборники, из которых взяты те или иные песенные образцы. К некоторым песням даются краткие методические рекомендации по их разучиванию.

Хрестоматия для ВУЗа и училища Скачать ноты

Спасибо Ирине за сборник!