Хрестоматия для студентов музыкальных училищ и консерваторий

Вокал пособия



Нотные сборники, пособия, литература для студентов

 

 

Скачать пособие
Хрестоматия для студентов вокальных факультетов
музыкальных училищ и консерваторий

для фортепиано
общая редакция А. Самонова
составители: И. Куликова, А. Мамедова, А. Розанов, Ю. Туркина, Е. Тушинская
"Музыка", 1986г.
номер 13434
(pdf, 5 Мб)

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая хрестоматия возникла на базе обобщения практического опыта, работы со студентами-вокалистами. В их музыкально-художественном развитии, совершенствовании уровня исполнительской культуры курс фортепиано выполняет значительную роль, так как создает необходимый фундамент для последующей профессиональной деятельности молодого специалиста — оперного певца, концертного исполнителя и педагога. В данном пособии собран материал, который может быть применен на всех ступенях обучения вокалистов. Включенные в хрестоматию образцы расположены по принципу возрастания трудности.
Подбор материала прежде всего призван содействовать общему музыкальному развитию вокалистов, а также их успешным занятиям по специальности. В связи с этим в издание включены различные по стилям и жанрам сольные фортепианные произведения (полифонические формы, сонаты, сонатины, вариации, пьесы, этюды), романсы, песни, вокальные дуэты с разнообразным по фактуре фортепианным сопровождением, обработки народных песен, принадлежащих к различным национальным культурам, а также ансамбли для исполнения в четыре руки. В хрестоматию вошли и облегченные переложения балетной музыки; необходимые вокалисту упражнения для голоса с аккомпанементом.
Открывающий хрестоматию полифонический раздел знакомит студентов с различными видами контрапунктической техники.

Вторую группу произведений составляют сочинения крупной формы (сонаты, сонатины, вариации). Относительная масштабность этих произведений требует от вокалиста-исполнителя известного опыта и подготовки. Обращение к вариационной форме дает возможность ощутить художественные возможности различных модификаций одной темы.
В третью группу включены пьесы композиторов XVIII—XX веков. Это различные по образности, фактуре, типу движения миниатюры, в которых эмоциональное настроение нередко сочетается с картинностью, музыкальной изобразительностью. Работа над ними способствует развитию воображения, звуковой и ритмической культуры.
Следующий раздел хрестоматии составляют этюды. Примененные в этих образцах типовые фигурации полезны для развития беглости, овладения различными пианистическими приемами. Целесообразно, разумеется, включать в работу над техникой и систематическое разучивание гамм, арпеджио, аккордовых последований.
Следует подчеркнуть важное значение практики чтения нот с листа, необходимой для музыкального развития студента-вокалиста и для его будущей профессиональной деятельности. Материал для чтения с листа должен быть доступным и иметь не только познавательное, но и воспитательное значение. Форма чтения с листа может быть различной: исполнение студентом вокализа, несложного аккомпанемента, пьесы для фортепиано, ансамбля совместно с преподавателем. Большое значение имеет приобретение навыков транспонирования (вначале аккомпанементов к вокальным упражнениям, а впоследствии — к песням и несложным романсам). Для чтения нот с листа можно использовать произведения, напечатанные в различных разделах настоящей хрестоматии, в зависимости от степени подвинутости студентов. Необходимо выбирать произведения, разнообразные по фактуре, принадлежащие к разным жанрам и стилистическим направлениям. Важно, чтобы процесс чтения нес в себе фактор художественности и не превращался в разбор. Работа в этом направлении должна быть систематической и планомерной. Это, несомненно, плодотворно скажется на всем процессе обучения студента.
В пятый раздел хрестоматии вошла группа произведений для фортепиано в четыре руки. Этот раздел призван способствовать выработке у вокалистов практики ансамблевой игры, приучить студента к собранности и умению при исполнении своей партии ощущать произведение в целом.
В разделе «Аккомпанементы» помещены образцы произведений песенной и романсовой литературы. Именно изучение аккомпанементов — весьма важное звено в процессе обучения вокалистов, непосредственно связанное с их специальностью. Исполнение рекомендуемых здесь сочинений поможет им приобрести известный опыт следования за солистом, находить необходимое соотношение между вокальной и фортепианной партиями.

Вокальные упражнения, объединенные в заключительном разделе, хотя и являются чисто тренировочным, вспомогательным материалом, не должны исполняться механически, и в каждом из них следует найти свое художественное зерно.
Предлагаемая хрестоматия — результат коллективного труда педагогов кафедры общего фортепиано Московской консерватории. Предназначенная, в целом, для работы со студентами-вокалистами музыкальных вузов, она может найти практическое применение и в занятиях с учащимися училищ.
Сборник составлен в строгом соответствии с программой и охватывает все этапы обучения студентов с учетом различий в уровне пианистической подготовленности. Составители стремились к использованию сочинений ярких по музыке, разнообразных по фактуре и вместе с тем пианистически удобных. Расширение материала хрестоматии, ее музыкально-стилевого диапазона связано прежде всего с привлечением ряда образцов старинной музыки и произведений советских композиторов, а также сочинений западных композиторов и композиторов братских социалистических стран.
Составители надеются, что новая хрестоматия будет активно способствовать как общемузыкальному развитию студентов-вокалистов, так и повышению их уровня владения инструментом.

Скачать пособие Скачать хрестоматию