М. Картавцева - Сольфеджио XXI века

Сольфеджио



Учебники, литература, пособия, ноты

 

 

пособие
М. Картавцева
Сольфеджио XXI века
"Кифара", 1999г.
для информации

содержание:

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


Учебное пособие «Сольфеджио XXI века» предназначено для музыкальных школ и школ искусств, вокальных и народных отделений училищ (колледжей) и вузов культуры и искусства. Построено пособие по-новому, с учетом комплексного обучения, основная задача которого -одновременное формирование всех музыкальных способностей учащихся: слуха (мелодического, гармонического и полифонического), памяти, чувства ритма, творческого воображения, эстетического вкуса. Это требует от педагога и одновременной работы над всеми предлагаемыми параграфами каждой главы, начиная с первого класса. Таким образом, урок должен содержать все разделы работы (см. план урока в методической записке).
Расположение учебного материала отвечает дидактическим требованиям музыкальной педагогики - следование от простого к сложному. Весь материал изложен с учетом действующих «Программ по сольфеджио» для начинающих.
Автор считает методически целесообразным воспитывать весь комплекс музыкальных способностей в систематически усложняющихся упражнениях, поданных с активным применением игровых и творческих форм работы.
Пособие включает в себя разнообразный дидактический материал -фольклор, классику, образцы современной музыки.

Комплексный подход проявляется также в том, что все параграфы каждого года обучения взаимосвязаны. Так, Вокально-интонационные упражнения и Метроритмические упражнения подготавливают музыкально-слуховую базу для перехода к формированию навыков чтения нот с листа, заучиванию наизусть, сочинению и импровизации.
Вокально-интонационные упражнения развивают умение интонировать отдельные попевки, часто встречающиеся в песнях, мелодиях классического репертуара; цепочки ступеней, интервалов, мелодических оборотов, аккордов, гармонических оборотов.
Метроритмические упражнения даются для формирования и развития чувства метра и ритма у учащихся. На начальном этапе обучения ритмическое воспитание начинается с умения двигаться под музыку, выделять сильную и слабые доли такта. Как показывают исследования психологов, кинестетическое развитие ребенка (т.е. с движением) способствует вырабатыванию устойчивых музыкально-слуховых представлений. Вместе с тем все способности, как и природные задатки, взаимосвязаны и влияют друг на друга. Это позволяет педагогу надеяться на положительное влияние различных, в особенности творческих, упражнений на комплексное развитие способностей, что особенно важно в педагогике.
Наиболее традиционен раздел «Сольфеджирование». Он включает в себя разнообразный дидактический материал, необходимый для воспитания активного внутреннего слуха и эстетического вкуса, понимания музыки разных стилей. Привычка слуха к одним интонациям рождает невосприимчивость к иным стилям, что формирует «пассивный слух» (выражение А. Островского). Сначала даются простейшие народные песни в неполных ладах. Постепенно примеры для сольфеджирования усложняются. Возрастает их протяженность, вводятся более сложные размеры и ритмы, семиступенные лады, ладовая переменность, альтерация, отклонения и модуляции, а также двухголосие.

Упражнения на развитие памяти призваны закрепить в памяти ученика музыкально-слуховые представления, полученные благодаря работе над предыдущими разделами курса. Вначале это материал на запоминание коротких попевок (3 — 5 звуков). Постепенно формируется умение запоминать и воспроизводить (письменно и устно) более развернутые мелодические построения. Так в систематических и постепенно усложняющихся упражнениях воспитывается музыкальная память.
В пособии не дается отдельно раздел «Слуховой анализ. Диктант», поскольку примеры на развитие памяти могут быть использованы педагогом для анализа элементов музыкальной речи на слух, подбора интонаций, песен, мелодий с последующей их записью в нотных тетрадях (или на доске). Особенно полезен подбор знакомых и выученных наизусть мелодий в разных тональностях. Это активная форма развития слуха и памяти. Причем запись в разных тональностях одновременно формирует навык транспозиции.
Творческие упражнения направлены на развитие слуховой активности и самостоятельности учащихся. Все упражнения аналогично построены по степени возрастания трудности: от простейших сочинений и импровизаций отдельных интонаций к сочинению мелодий в определенном жанре на заданные ритмы, стихи, а также импровизации в двухголосии.
Каждая глава пособия соответствует одному году обучения и включает в себя пять параграфов, в соответствии с комплексным методом работы с учащимися:
1. Вокально-интонационные упражнения.
2. Метроритмические упражнения.
3. Сольфеджирование.
4. Упражнения на развитие памяти.
5. Творческие упражнения.
Номера параграфов состоят из двух цифр: первая указывает главу, вторая - параграф. Так, §1.1.Вокально-интонационные упражнения - это материал первой главы первого параграфа; §2.1. - тот же материал, но из второй главы и т.д. Музыкальные примеры к упражнениям обозначены буквами. Перед каждой главой дается ее краткое содержание, перечень приобретаемых умений и навыков. В конце пособия приводится квинтовый круг всех тональностей, а также таблица простых интервалов.
М. Картавцева.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

Курс «Сольфеджио» является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.
Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения (воссоздающего и творческого), эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса.
Музыкальные способности обучающегося, включающие названные компоненты, начинают формироваться еще в дошкольном возрасте, они тесно связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности.
Природные данные развиваются только в процессе работы над ними. Многие люди, в детстве проявившие исключительные способности в каком-либо виде деятельности, став взрослыми, утрачивали их. В этом случае, видимо, развитие ребенка шло неверным путем. Поэтому педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей, стимулировать их творческую инициативу, правильно и своевременно выбирать дидактический материал.
При осуществлении работы по сольфеджио необходимо иметь в виду, что все музыкальные способности связаны между собой и развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других. В целях большей эффективности занятий важно учитывать наиболее характерные черты каждой из них. При методическом планировании уроков сольфеджио необходимо сочетать различные формы работы, направленные на развитие музыкальных способностей учащихся в целом.
Музыкальный слух и методика его развития

Музыкальный слух наиболее часто определяется как «способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальные впечатления».
Музыкальная практика требует развитого музыкального слуха, который можно разделить на внешний и внутренний, мелодический и гармонический, абсолютный и относительный. Занятия по сольфеджио должны быть направлены на развитие мелодического, гармонического и полифонического слуха.
При этом важно учитывать необходимость развития внутреннего слуха, при наличии которого учащиеся могут мысленно представлять музыкальное произведение или его часть во всех деталях.
Следует указать на зависимость развития внутреннего слуха от внешнего - лишь на основе богатого предыдущего опыта восприятия музыки внешним слухом постепенно вырабатывается внутренний (как мелодический, так и гармонический) слух, столь необходимый для самостоятельной работы любого музыканта.
Мелодический музыкальный слух представляет собой способность воспринимать, запоминать и воспроизводить одноголосные завершенные мелодии, мотивы, темы, фразы, интонации и т.д.
Профессиональное развитие мелодического слуха учащихся опирается на воспитание
- чувства лада;
- чувства строя (чистоты интонации);
- метроритма.
Чувство лада развивается в пении гамм, трезвучий, ступеней (с разрешением неустойчивых). Подбирая мелодии на инструменте, читая с листа мелодии, записывая диктант, учащийся развивает свое ладовое чувство, а следовательно, - мелодический слух в целом.
Чувство строя тесно связано с умением петь чисто, слышать фальшь в собственном или чужом исполнении. Практически все упражнения в сольфеджио, а также занятия пением, игра на нетемперированных инструментах (смычковых, щипковых) способствуют развитию чувства строя. Положительную роль в выработке чувства строя играет пение с аккомпанементом. Если учащийся не владеет игрой на фортепиано, то возможно пение под аккомпанемент педагога.

Метроритм развивается благодаря специальным ритмическим упражнениям и пению с листа музыкальных примеров, записи ритмических диктантов. Участие в ансамблевом пении или игре развивает метроритм в высшей степени.
Для развития мелодического слуха в методике сольфеджио целесообразно применять следующие формы работы в одноголосии:
1. Пение гамм, ступеней с разрешением, цепочек из ступеней, интервалов, секвенций в ладах.
2. Заучивание одноголосных мелодий с последующим подбором на инструменте.
3. Метроритмические упражнения.
4. Пение с листа одноголосных примеров («а капелла» или с
сопровождением).
5. Запись одноголосных диктантов.
6. Анализ элементов музыкальной речи на слух (мелодий с остановкой на неустойчивых или устойчивых ступенях, мелодических интервалов, цепочек из ступеней).
7. Допевание мелодий до тоники, досочинение фраз (вопрос - ответ) до предложения или периода, импровизация мелодий, песен, интонаций.
Некоторые из названных упражнений, например заучивание мелодий наизусть, больше направлены на развитие музыкальной памяти, а сочинение мелодий - творческого воображения. Однако эти компоненты в процессе обучения влияют друг на друга. Развитие слуха, памяти и воображения должны идти в ногу, только тогда можно достичь высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Однако наличие мелодического внутреннего слуха еще недостаточно для плодотворной работы музыканта. Современные хористы, инструменталисты, пианисты выступают нередко с исполнением сложных многоголосных произведений классического и современного репертуара. Поэтому важная задача курса сольфеджио - всячески способствовать развитию у учащихся гармонического слуха. Гармонический слух формируется при пении двухголосия, интервалов, аккордов, при анализе на слух гармонических оборотов. Полифонический слух как дифференцированная способность развивается в работе над полифонией: при пении канонов, имитаций, фугетт, фуг, сочинении и импровизации подголосков, элементов имитационной полифонии.
Музыкальная память и методика ее развития

Важным компонентом, входящим в общее понятие «музыкальность», является музыкальная память.
Музыкальную память определяют как «способность длительно сохранять в сознании полученные извне музыкальные восприятия»2. Благодаря наличию музыкальной памяти мы можем узнавать музыкальные темы и произведения при их повторном исполнении. Помимо этого память помогает воспроизвести ту или иную тему, музыкальную фразу, целое произведение, подчас весьма сложного строения. Воспроизведение музыки может быть внутренним («про себя») - на основе работы внутреннего слуха, а также внешним, в виде пения или игры на инструменте.
Музыкальная память имеет много разновидностей: слуховая, зрительная, моторная и др. В процессе запоминания, например при заучивании музыкального произведения на любом инструменте, активно работает зрительно-слуховая, а также моторная память - т.е. комбинация разных видов памяти. Причем, как правило, виды памяти распределены неравномерно: у одних учащихся преобладает слуховая память, у других -зрительная. Часто ученику помогает моторика: привычные движения пальцев по клавиатуре или на грифе музыкального инструмента в какой-то мере способствуют запоминанию музыкального произведения. При этом качество запоминания зависит от разных факторов. В первую очередь от
- тренированности собственной музыкальной памяти, привычки учить наизусть;
- качества и доступности преподносимого материала;
- установки личности на запоминание, т.е. сознания важности и необходимости запомнить тот или иной материал; при этом надо иметь в виду, что скучный материал, не вызывающий у ученика положительных эмоций, просто непонятный или недоступный запоминается гораздо хуже, чем увлекательный, интересный; именно поэтому необходимо на занятиях сольфеджио постоянно тренировать музыкальную память на высокохудожественном материале (народные песни, мотивы, темы из классического и современного репертуара).
Формы работы над развитием музыкальной памяти могут быть следующие:
1. Заучивание тем, мелодий, напевов народных песен наизусть. Отработка быстроты заучивания (после 2-3 предъявлений).
2. Запоминание хоровых партий, а также дуэтов, трио.
3. Запись диктанта (после восьмикратного проигрывания).
4. Подбирание мелодий, выученных наизусть, на инструменте с последующей их записью.

Воображение, его виды, роль в развитии слуха и памяти

Воображение делится на воссоздающее и творческое. Развитию воображения в ходе обучения музыке следует уделять значительное внимание в тесной связи с развитием музыкального слуха и памяти.
Воссоздающее воображение помогает мысленно представить услышанный ранее мотив, напев, гармонический оборот, а в высшей стадии - целое произведение; воссоздает образ того, что мы когда-то восприняли и запомнили. Оно включается в тот момент, когда музыкант смотрит в незнакомые ноты и на основе прежнего музыкально-слухового опыта пытается мысленно представить звучание этого произведения (или отдельных его частей).
Музыкально-творческое воображение чаще всего проявляется в способности создавать нечто новое на основе предыдущего музыкально-слухового опыта (на базе активной работы внутреннего слуха и музыкальной памяти).
Применение на занятиях по сольфеджио творческих форм работы, направленных на развитие музыкально-творческого воображения учащихся, способствует не только созданию на уроках атмосферы увлеченности, но и активно развивает музыкальное мышление учащихся, их музыкальные способности в целом.
Развитие творческого воображения на занятиях по сольфеджио связано с упражнениями по сочинению и импровизации в одноголосии и многоголосии.
Все упражнения в одноголосии рекомендуются для работы в классах на весь срок обучения. Когда учащиеся приобретут некоторые навыки в этих упражнениях и перейдут к изучению двухголосия, можно приступить к сочинению и импровизации в двухголосии.
Упражнения на импровизацию следует начинать с простейших заданий. Примером может служить упражнение на допевание мелодии до тоники. Затем можно переходить к импровизации и сочинению (за инструментом) на данный ритм или на стихотворный текст в определенной тональности, либо на основе комбинирования данной попевки (в объеме терции, квинты, сексты и т.д.).

Упражнения на развитие чувства метроритма

Работу с детским коллективом необходимо начинать с метроритмических игр. Ритмические игры, включения в движение, в пульсацию весьма полезны для понимания метра как чередования сильной и слабой долей в такте. Рекомендуем в детском коллективе исполнение марша, польки, вальса, для того чтобы дети могли походить под музыку, прохлопывая каждую метрическую долю такта или только сильную. Можно использовать также различные дидактические игры: на сильную долю такта перебрасывать мячик, подпрыгивать и т.д. Они помогут детям получить первые представления о музыке как о временном искусстве, научат непосредственно ощущать метрическую пульсацию в музыке. Необходимо не только подвигаться по классу в такт музыке, похлопать в ладоши, но и изучить дирижерский жест (на 1 , * и * ), с тем чтобы приучить учеников определять метр звучащей музыки и подготовить их к умению дирижировать.
После предварительной работы по определению метра в музыке следует приступить к метроритмическим упражнениям. При этом необходимо использовать дирижирование на 2 , позже на 1 и 4, сопровождая «проговариванием» ритмических слогов по системе относительной сольмизации. Вначале рекомендуем упражнения в медленном темпе, затем темп необходимо все более убыстрять. Начальные упражнения включают только простые ритмы. В последующих — должен все более усложняться ритмический рисунок. Вводятся шестнадцатые доли такта, триоли, синкопы.
Весьма полезно упражнение на исполнение одной гаммы разными ритмами.
Упражнения на различные ритмические фигуры рекомендуем простучать, затем проговорить слогами с дирижированием. Простые размеры переходят в сложные. Ритмические фигуры также усложняются по сравнению с предыдущими.


Развитие навыка чтения нотного текста с листа

После того как учащиеся получат определенные навыки в интонировании ступеней в ладу, а также поработают над развитием ритмического чувства, можно приступить к чтению нотного текста с листа.
«В чтении с листа как бы синтезируется ряд умений и знаний, полученных в процессе обучения, выявляются разные свойства музыкального слуха»3. Степень владения навыками, в том числе навыками чтения нот с листа, определяет в конечном итоге уровень развития грамотности музыканта, готовности его к самостоятельной работе.
Для чтения нот с листа необходимо:
- уметь петь ступенями в ладу без поддержки инструмента;
- интонировать простые интервалы;
- иметь навыки в чтении ритмических фигур (лучше по слоговой системе).
Чтение нот с листа с точки зрения физиологии и психологии человека - сложный процесс. В коре головного мозга зрительные раздражения должны переработаться в слуховые представления. Таким образом происходит сложнейший процесс по схеме: «вижу - понимаю - мысленно представляю - воспроизвожу». Большая выдержка и терпение требуется как от педагога, так и от ученика для выработки устойчивых навыков чтения нотного текста с листа: необходимы систематическая (лучше ежедневная) тренировка (самотренировка), а также постепенность в наращивании трудности исполняемого материала.
Особое внимание при этом следует обращать на формирование внутренних слуховых представлений (звучание ступеней, интервалов, ритмов). Обязательно уметь «предслышать» мысленно звучание записанной мелодии. Развитию навыка чтения с листа помогает предшествующая тренировка на зрительный охват мелодии. Зрительный охват (горизонтальный) графической линии мелодии с ее взлетами и спадами, плавным и скачкообразным движением должен вызвать немедленную реакцию во внутреннем слышании. Некоторые педагоги, работая с детскими коллективами, особенно на начальном этапе, пользуются графическим изображением мелодической линии. Любая мелодия, одноголосная или двухголосная, может быть представлена графически.
Одним из важнейших принципов в отработке навыков чтения с листа является последовательность в нарастании трудности дидактического материала, умении методически правильно подбирать материал для исполнения в классе. Трудность примера зависит от целого ряда признаков. В первую очередь - определения сложностей ладовых и метроритмических, наличия хроматизмов и модуляций, структуры мелодии, вокальных трудностей (диапазона мелодии).
Не меньшее значение имеет жанр произведения. Например, легче всего для исполнения на начальном этапе - массовые и народные песни (главным образом хороводные и плясовые как более простые по складу), а также несложные одно-, двухголосные хоры русской, современной и западноевропейской классики.

Важное значение при чтении с листа имеет форма произведения, структура мелодии. Повторность, квадратность формы легче для исполнения, чем сложная, неквадратная структура (например в протяжных русских песнях). Необходимо с самого начала научить разбираться в структуре примера, мысленно «видеть» в нотах повторы, каденции, секвенции, варьирование, нюансировку. До такого подробного анализа в классе учащиеся не должны приступать к чтению нот с листа, ибо это будет пение «ноты за нотой».
Особую трудность представляет умение выстраивать и выдерживать правильный темп. Правда, при чтении с листа все поется, как правило, в усредненном темпе. Тем не менее, когда хористы чуть освоятся с материалом, необходимо работать в нужном темпе. Быстрые темпы требуют хорошей техники исполнения, свободной четкой артикуляции. Медленные темпы (lento, adagio) весьма сложны для исполнения. Здесь важно «дотягивать», допевать длинные ноты, умело распределяя дыхание певцов. Внутреннее ощущение медленной пульсации должно опираться на протяжный, распевный звук.
Интонационные и ладогармонические трудности в большой степени зависят от стиля самого сочинения. Например, хроматизм и модуляция в стиле венских классиков значительно легче воспринимаются и исполняются, чем в мелодиях современных авторов, изобилующих помимо того сложными интонационными скачками. Ясность ладогармонических оборотов, привычные интонации делают язык классиков более удобным и доступным для большинства учащихся. Новые интонации, более сложные обороты трудно поддаются мысленному «предслышанию».
Уместно сказать о том, что накопление в памяти одних и тех же оборотов (например только классической музыки) создаст в слуховой зоне учащихся определенные «стереотипы» в виде привычки только к этим интонациям и невосприимчивость к иным мотивам, темам и гармониям. Создается так называемая «пассивность» музыкального слуха, неумение чутко вслушиваться в новое звучание. Особенно это касается полифонической музыки, современных произведений русской и западной школ.

Глава 1. Первый класс
§1.1. Вокально-интонационные упражнения
§1.2.Метроритмические упражнения
§1.3. Сольфеджирование.
§1.4. Упражнения на развитие памяти
§1.5. Творческие упражнения
Глава 2. Второй класс
§2.1. Вокально-интонационные упражнения
§2.2. Метроритмические упражнения
§2.3. Сольфеджирование.
§2.4. Упражнения на развитие памяти
§2.5. Творческие упражнения
Глава 3. Третий класс
§3.1. Вокально-интонационные упражнения
§3.2. Метроритмические упражнения
§3.3. Сольфеджирование
§3.4. Упражнения на развитие памяти
§3.5. Творческие упражнения
Глава 4. Четвертый класс.
§4.1. Вокально-интонационные упражнения
§4.2. Метроритмические упражнения
§4.3. Сольфеджирование
§4.4. Упражнения на развитие памяти
§4.5. Творческие упражнения