Песни Ольги Ковалевой

Народные песни

Биография О.Ковалевой
тексты и ноты к песням исполнительницы народных песен

 

Исполнительница народных песен
Ольга Васильевна Ковалева

 

 

 

Ольга Васильевна Ковалева (1881 — 1962) родилась в деревне Любовка (Окуневка) Аткарского уезда Саратовской губернии и там провела детские годы.
В шестнадцать лет она покидает родной дом и уходит в город. В Самаре Ольга Ковалева живет у дальних родственников, учится грамоте, в двадцать лет поступает на фельдшерские курсы. В эти годы она еще не осознает своего истинного призвания, хотя постоянно напевает народные любовские песни. Красивый голос и музыкальность крестьянской девушки привлекают внимание окружающих. Ее замечают музыканты и помогают поступить в музыкальную школу — учиться пению.

Уже будучи ученицей (1904—1906), она участвует в концертах, организуемых самарским отделением Русского Музыкального Общества (РМО). По окончании музыкальных курсов при самарском РМО Ольга Ковалева едет в Петербург, где берет уроки у профессора И. М. Прянишникова на трехгодичных частных оперных курсах (1907—1909). При содействии Прянишникова она поступает в передвижную оперную труппу Ростова-на-Дону, гастролирующую по городам Поволжья (Самара, Царицын, Астрахань).
Проработав в ней один зимний сезон (1909/10), Ольга Васильевна Ковалева уходит из театра, но выступает в концертах с разными партнерами как «оперная певица» (1910/11). В программе у нее только арии и романсы русских и зарубежных композиторов.

Народная певица О.Ковалева

После недолгого пребывания в Любовке Ольга Васильевна решает включить в свои концертные выступления и народные песни. Первой пропетой ею песней была «Лучинушка» (любовский вариант), ставшая своеобразной музыкальной эмблемой всех ее последующих концертов. Народно-песенный репертуар Ольга Васильевна черпает из сборников М. А. Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова, А. В. Лядова, где песни представлены в одноголосном изложении с сопровождением фортепиано.
Обосновавшись в Новороссийске (1911/12), О. В. Ковалева выступает с другими артистами в городах и селениях южной России. А 1912-13 годы она концертирует с постоянным партнером — скрипачом Германом Клеменсом * — в среднерусских областях и в городах Поволжья в качестве певицы-крестьянки, исполнительницы народных песен. Как сообщают афиши, она «выступает в народном крестьянском костюме Рязанской губернии».

В начале 1914 года они в Москве. Этот год становится значительным для Ольги Васильевны Ковалевой. Множество афиш и рецензий того времени показывают, что исполнительский профиль О. В. Ковалевой как бы стабилизируется и «укрупняется». Если раньше ведущей фигурой ансамбля был «окончивший Московскую народную консерваторию» скрипач Герман Клеменс, выступавший «при участии г-жи Ольги Ковалевой», то теперь Ольга Ковалева —главная исполнительница программы; скрипач Г. Клеменс играет вариации на темы одной-двух народных песен, а в остальном составляет дуэт с певицей, подыгрывая «подголоски» к песням.
Особенно значительным для Ольги Васильевны был «Вечер песни» — концерт в Политехническом музее, организованный Е.Э. Линевой в феврале 1914 года. О. В. Ковалева из провинциальной, малоизвестной странствующей певицы превращается в «известную» исполнительницу народных песен. Заметно серьезнеет, тематически углубляется и вместе с тем «демократизируется» ее репертуар. Большое место начинают занимать в нем собственные записи Ольги Васильевны—песни ее родной Любов-ки, этнографические записи Е. Линевой, Ю. Мельгунова, Н. Пальчикова. Ее портрет печатается рядом с портретом М. Е. Пятницкого (газета «Новь» за 1914 год). В рецензиях отмечается подлинность народного мастерства, правдивость, простота, сдержанность, присущая женскому народному пению *.
В трудные военные годы (1914—1916) Ольга Васильевна выступает в благотворительных концертах, в госпиталях («сестрица с песнями»), в казармах, руководит кружком пения в убежище для слепых воинов-инвалидов, поет песни для простых людей, обходя с Клеменсом московские дворы. Продолжаются гастроли по отдаленным и глухим уголкам страны.

В 1917 году начинается новый, второй период артистической деятельности Ковалевой, принесший ей и славу, и благосостояние, и огромное творческое удовлетворение. Ольга Васильевна становится активной участницей концертов для народа. Она поет в цехах заводов и фабрик, в казармах, на площадях и вокзалах. Популярность ее растет. Теперь ее постоянные партнеры — певец Анатолий Доливо и квартет домр под управлением Г. П. Любимова. В 1921 году вместе с ними Ольга Васильевна едет в Швецию, Норвегию, где артисты дают концерты в пользу голодающих Поволжья. (Последующие выезды за границу в этом же составе были в 1925 году—в Париж на всемирную художественную выставку, и в 1927 году —во Франкфурт-на-Майне на декаду советского искусства.)

С 1924 года Ольга Васильевна выступает по радио, преимущественно в передачах для крестьян. Она встречается в концертах с гусляром К. М. Северским, хором М. Е. Пятницкого, с П. Г. Ярковым и его хором, с Ирмой Яунзем, продолжает общаться с деятелями музыкально-этнографической комиссии Московского университета, родственниками Е. Э. Линевой, семьей Денисовых (женское трио), мужским квартетом «Народная песня» под руководством В. А. Федорова, певицей А. И. Третьяковой и многими знатоками народной песни. Именно в этой среде складывались традиции современного исполнения народной песни на эстраде, создавался репертуар советских исполнителей народных песен.
Второй период, годы расцвета творческой и исполнительской деятельности Ольги Васильевны, завершился присвоением ей звания заслуженной (1934) и народной (1946) артистки РСФСР.
Находясь на основной работе в качестве солистки Всесоюзного радио, Ольга Васильевна в третий — последний период своей трудовой жизни состоит консультантом хора русской песни Всесоюзного радио. Она консультирует молодых исполнительниц М. Кирюшову, А. Савельеву, Е. Шурупову, Е. Семенкину, А. Фролову, Л. Зыкину, передает им свой исполнительский опыт. Умерла Ольга Васильевна 2 января 1962 года на восемьдесят первом году жизни.

 

***

Расцвет творческо-исполнительского мастерства Ольги Васильевны Ковалевой совпал с годами становления и развития советского искусства. Для нее это был период утверждения своих принципов служения народу. К своей исполнительской профессии О. В. Ковалева относилась с высокой ответственностью, пожалуй оттого, что она, как и многие ее современники, жила в полной мере новыми идеями.

Ноты и тексты к песням Ковалевой


Ольга Васильевна настойчиво внедряла народно-певческий стиль в сферу эстрадного советского искусства. Как народная певица О. В. Ковалева шла в ногу с современностью. В основе ее искусства была искренность, человечность и глубокая правдивость. С первых же дней победного шествия молодой Советской власти бывшая крестьянка откликалась на все события, волновавшие деревню. Еще девочкой, слушая песни в родной деревне, она сумела различить в напевах скупых, сдержанных и суровых нотки властные, сильные, зовущие к действию. В простых словах народных песен учуяла она глубинные, невысказанные мысли. В совершенстве владея народным музыкально-поэтическим языком, Ольга Васильевна естественно переходила в своих песнях от старой тематики к новой, умело связывая простые, казалось бы, чересчур бытовые устремления с многовековой мечтой о человеческом счастье. Своей песней ока собирала воедино союзниц нового строя, старых и молодых крестьянок, будила в них смелость, решительность, уверенность в своих силах, казалось бы, спавшие мертвым сном под покровом вековой покорности, забитости, именуемых «бабьей долей». Ее первые лирические, улыбчатые волжские «страдания» (по местному «матанечки») как бы освобождали веками скованную думу о теплом искреннем взаимном чувстве любви, о праве свободного выбора любимого друга, самостоятельного решения своей судьбы. Каждым своим выступлением она подчеркивала радость нового бытия.

Ковалева за фортепиано

Не поэт и не композитор (никогда себя таковыми не считая), Ольга Васильевна стремилась найти нужные слова, идущие от сердца; в сочетании с искренней, неброской (тоже своей) мелодией они находили отклик в сердцах слушателей. Вот почему на песни О. В. Ковалевой, звучавшие по радио, крестьянки откликались горячими письмами с наивным адресом «Москва, Кремль, певице Ковалевой». До сих пор живут и распеваются ее песни, спетые в день 8 марта, в день празднования десятилетия Октября, по случаю движения десятитысячников рабочих за строительство новой деревни, лирические душевные светлые песни о любви и дружбе (а последние были так необходимы крестьянской молодежи в новых условиях становления быта советской деревни).
И обликом, и характером О. В. Ковалева была истая русачка, обладающая несгибаемой силой и волей, способная вынести на своих плечах любую беду и невзгоду. И в песнях Ольга Васильевна как бы представительствовала от лица миллионов русских тружениц-крестьянок.
Такова была и такой запомнилась нам Ольга Васильевна Ковалева в наиболее яркий в творческом отношении период ее деятельности.

В репертуаре Ольги Васильевны Ковалевой было свыше двухсот песен, а знала она их великое множество. В концертах она исполняла «чужие», извлеченные из многих сборников, песни и «свои», записанные в Любовке. Пела их она в авторской переработке. Немало песен с современной тематикой сложено ею самой.
Лишь некоторые из этих песен были опубликованы при жизни Ковалевой. Только теперь представилась возможность опубликовать в специальном сборнике избранные песни, петые Ольгой Васильевной Ковалевой.

В предлагаемый сборник вошли наиболее значительные, ставшие популярными песни. Они сгруппированы в четырех разделах. Поскольку Ольга Васильевна представляется нам прежде всего как народная певица советского времени, мы открываем сборник современными песнями, созданными ею в процессе общения с советскими слушателями, песнями, созвучными духу быстрорастущей новой социалистической деревни. В этом разделе наиболее яркая песня — «Ой, цвети, кудрявая рябина», и очень популярная лирическая «Волга-реченька глубока».
Ольга Васильевна была отличной исполнительницей лирических песен. («Ковалева со слезой, а я с прнпляской»,— говорила Анна Третьякова — собирательница и исполнительница народных песен.) От заимствованных Ольгой Васильевной у своих землячек из деревни Любовки песен веет особой теплотой, человечностью. Их мы поместили во втором разделе; он начинается «Лучинушкой» и песнями, отражающими героический дух разинской вольницы. Драматическая картина гибели героя встает в песнях «На кургане» и «Летал по-над Волгой»— подлинных шедеврах народной лирики, порожденных широкими просторами матушки Волги.

Третий раздел состоит из наиболее популярных в репертуаре Ковалевой старинных плясовых и шуточных песен, живущих и сейчас полнокровной жизнью в народном музыкальном быту. Кто не помнит в исполнении Ольги Васильевны песни «Дударь, мой дударь» или «Ай, дедушка, дедушка», как тонко передавала она оттенки настроений своих героев — от снисходительности до лукавства.
Ольга Васильевна в своих записках оставила небольшой радиосценарий народной свадьбы, запомнившейся ей с детства, с замечательными любовскими свадебными песнями. Среди них величальные («Аленький наш цветочек»), шуточные-корительные («Среди лета»), лирические прощальные («Вьюн над водой») и, наконец, суровые драматические причеты невесты («Распремилые мои»). Именно в такой последовательности избранные свадебные песни размещены в последнем, четвертом разделе сборника.
Сборник казался нам Неполным без приложений и примечаний. В первом приложении дается цикл детских песен: колыбельных, считалок, потешек, петых Ольгой -Васильевной своей дочери Марине и в свое время получивших название «Маришкины песни» в сборнике обработок Г. Лобачева. Мы сочли необходимым во втором приложении поместить обработки пяти народных песен, выполненных композиторами.
Песни Ольги Васильевны Ковалевой, работавшей в содружестве с советскими композиторами (ее лучший друг был Г. Лобачев) оставили небольшой, но памятный след в истории советской музыкальной культуры первых десятилетий. Многие песни прочно вошли в репертуар солистов, хоров, инструменталистов. Поэтому в сборнике большинство песен дано в двух- трехголосном изложении, как их записала Ольга Васильевна в Любовке и как исполняла в дуэте с Е. Шуруповой и с дочерью Мариной Ковалевой, как пел их хор русской песни Всесоюзного радио.

В примечаниях указаны сведения о каждой песне согласно заметкам, сделанным самой Ольгой Васильевной в своих рукописях.
Предлагая читателям настоящий сборник, мы хотим, чтобы это небольшое собрание напомнило любителям народной песни, почитателям таланта Ольги Васильевны о первых славных десятилетиях молодого советского искусства. Мы надеемся, что еще не раз эти песни привлекут внимание композиторов и прозвучат в концертах исполнительниц, достойно продолжающих дело Ольги Васильевны Ковалевой.
А. РУДНЕВА