Этот сборник народных песен из репертуара Государственного Кубанского казачьего хора, впрочем, как и все мои изданные фольклорные сборники (и не только кубанских, но и сибирских песен), есть, прежде всего, исполнение моего профессионального и гражданского долга перед отечественной национальной культурой. Перед дивными по красоте и сильными по выражению духа самобытными казачьими народными песнями, среди которых я родился и вырос, и которые, конечно же, всю жизнь безмерно люблю.
Настоящий сборник это также выражение моей сердечной благодарности моей дорогой и достопамятной матери Наталье Алексеевне и всем многочисленным исполнителям из народа, от которых я в разное время записал тысячи прекрасных песен. Многие из певцов уже давно ушли в мир иной, а вот песни их продолжают жить, волновать и радовать уже новые поколения людей. Очень верная народная поговорка: люди умирают, песни остаются.
Наконец, этот сборник есть исполнение моего долга перед уникальным, известным во всем мире художественным коллективом, прошедшим долгий, тернистый и славный путь: Войсковым певческим - Государственным академическим ордена Дружбы народов Кубанским казачьим хором, 190-летний юбилей которого был отмечен в октябре 2001 года на Покрова Пресвятой Богородицы. Именно в этом историческом коллективе по воле Божьей я имею великое счастье работать художественным руководителем вот уже 28-й год.
Народные песни - это наше бесценное национальное культурное богатство,
накопленное веками. Это поистине золотые душевные слитки, созданные коллективным
талантом нашего долготерпеливого народа. В них в яркой и самобытной музыкально-поэтической
форме отразилась его история и судьба («А в 1791 роци, ой прыйшов указ
вид нашой Царыци», «Ой да в восемьсот семьсят седьмом году объявил турок
войну.» и др.). В них запечатлелись героизм, отвага, мужество, удаль казаков,
их духовно-нравственные идеалы, лирические чувства, юмор, радость, боль
и страдания человеческих душ.
Одни названия песен, помещенных в сборнике, говорят о силе и мощи казачьего
духа, о сыновней любви к своей Родине: «Мы сыны Кубани славни, древнеруськи
козакы», «Прощай, мий край, дэ я родывся», «Плач, Кубаню, край наш мылый»,
«Ты Кубань, ты наша родина».
Народные песни всегда были высоким образцом для наших классических композиторов:
М. Глинки, М. Балакирева, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского,
Г. Свиридова. Они сами записывали их, обрабатывали, издавали сборники,
использовали народные песни в своих операх и симфониях. Все классики высоко
отзывались о народной песне. А Михаил Иванович Глинка в одной из своих
бесед высказал глубокую обобщающую мысль об основополагающей роли народной
песни в развитии русской профессиональной музыкальной культуры: музыку
создает народ, а мы, композиторы, её лишь аранжируем.
Знаменательно то, что в репертуаре Кубанского хора среди народных песен есть немало так называемых песен литературного происхождения («Поехал казак на чужбину далеко», «Умер бедняга в больнице военной», «За гору сонце закотылось» и др.), в том числе на стихи русских классических поэтов А.Пушкина, М.Лермонтова, Н.Некрасова, гениального украинского кобзаря Т.Шевченко, например, «Буря мглою небо кроет», «Выхожу один я на дорогу», «В полном разгаре страда деревенская», «Як умру, то поховайтэ» и др.
Эти и некоторые другие факты приводят меня к убеждению, что народное и классическое искусство это два самостоятельных, различных типа художественного мышления (бытовой и профессиональный). Вместе с тем, эти два типа не заменяют друг друга, но постоянно взаимодействуют и взаимно обогащают друг друга. Это две раздельные ярко цветущие ветви, но. единого национального древа.