Николай Кутузов - Звонкие края

Ноты для хора



Вступительное слово о народных песнях различных областей России собранных участниками фольклорных экспедиций Московской консерватории в обработке композитора Н.Кутузова

 

О песнях

 

 

Как простой и обаятельный цветок — полевал белая ромашка—прекрасен везде: на лугу и в скромном букете, в теньком городском дворике или в нарядных газонах парков, так и представленная в этом сборнике русская народная песня: и та, к которой лишь чуть прикоснулась рука композитора, в та обработка, когда на основе одноголосного напева вырастает яркая драматическая сцена — неизменно покоряет, волнует высокой правдой и поэзией жизни.
В предлагаемый вниманию любителей народных песен новый сборник вошло 30 русских песен различных областей Российской Федерации. Эти песни из репертуара русского народного хора.
Название сборника «Звонкие края» как бы символизирует неиссякаемое богатство народного песенного творчества, жизнь старинной песни на современной концертной эстраде в обработках композитора, в которых осуществляется связь времен.

В сборник включены песни различных жанров Московской, Смоленской, Рязанской, Курской, Воронежской, Владимировской, Пермской, Вятской, Донской областей.
Автор обработок песен — заслуженный артист РCФСР, дирижер и композитор Николай Кутузов.
Воспитанник Московской консерватории Н. Кутузов более 20 лет является бессменным художественным руководителем н дирижером хора русской песни Всесоюзного радио и телевидения (хор за 30 лет своей творческой деятельности исполнил не одну тысячу народных песен- различных областей России).
Н. Кутузов — автор многих, завоевавших широкую популярность, песен и около 300 обработок народных русских песен.

Ему — знатоку русского народного искусства, влюбленному в народную песню и безраздельно отдающему ей свой талант и мастерство, народная песня раскрывает поистине бездонные глубины своего содержания и тайны, доступные лишь немногим, кто прикасается к ее целомудренной, мудрой и хрупкой красоте.
«Фольклор — это сама жизнь, а народный хор — сцена, отражение этой жизни, художественное ее обобщение», — говорит Н. Кутузов.
Отобранный фольклорный материал (композитор широко пользуется новым песенным материалом, привозимым ежегодно участниками фольклорных экспедиций Московской консерватории, института им. Гнесиных, фольклорной комиссии Союза композиторов) претерпевает музыкальную, литературную, и сценическую обработку. Обработки должны соответствовать характеру, жанру песни, способствовать более выпуклому и яркому раскрытию содержания песни; обработка должна усиливать художественные достоинства песни при максимальном сохранении ее местной характерности.
Одна из главных задач современной обработки народной песни заключается в создании интересной формы, для которой характерно большое разнообразие приемов: индивидуализация отдельных партий, создание музыкально-изобразительных эпизодов и т. д.
В обработках некоторых песен можно более широко использовать современные композиторские приемы, вплоть до тональных сопоставлений.
Элементы профессионального хорового искусства используются для наиболее полного выявления народного духа песни.
Тембровая характерность народных голосов, ладово-мелодическое и композиционное своеобразие песни выявляется посредством естественной нюансировки, фразировки, через яркую концертную форму произведения, и народная песня приобретает черты современного звучания и «выступает в обновленном качестве».

Виды обработки многообразны, переложение народной песни для хора — это создание партитуры, формы при индивидуализации партий, их взаимодействие, развитие, кульминация, заключительная часть песни — концовка («Ты, неволя», «На проходе развеселые наши деньки»); создание вариантов мелодий, усиливающих образ, музыкальные картины или развернутые сцены («Жалейка»), создание имитации народного аккомпанемента, на фоне которого идет мелодия («Аскунян-горонян»), концертные номера («Звонкие планочки»), яркий показ характерных областных черт песни («Ты воспой, жавороночек»), звуковая изобразительность в песне («Кукареку, петушок»), тип свободной обработки («Вы не пойте, ранние кочеты»), постепенное увеличение количества партий, повышение регистра и динамическое нарастание («Не бела то березонька»), обработка, заключающаяся в подборе вариантов куплетов, изменения отдельных мотивов и голосоведения («Ай, да течет речка по песку»), песня «Славна наша вечеринка», пример, когда на основе одноголосной мелодии создается народная сцена.
Сборник «Звонкие края» адресуется руководителям народных хоров: в нем они найдут яркие образцы новых, ранее не публиковавшихся песен; для начинающих композиторов содержание сборника явится примером безграничного разнообразия творческих решений в работе с народно-песенным материалом, учащиеся музыкальных школ, училищ, вузов познакомятся с областными песенными стилями.
И еще ближе, дороже, роднее станет для нас русская народная песня и запечатленные в ней лучшие, типичнейшие черты русского характера, столь полно раскрытые в обработках народных песен, сделанных Н. Кутузовым.

Г. Павлова