Орландо Лассо - Ноты для хора

 



Нотные сборники с нотами для хора

 

 

Скачать ноты
Орландо Лассо
Хоровая музыка

для хора без сопровождения
составитель Н. Кузнецова
“Музыка”, 1977г.
(pdf, 5.84 Мб)

содержание:

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Орландо Лассо (род. в Монсе в 1520 или 1532 г.) — одни из титанов Возрождения, художник необычайно многогранный и по количеству созданных произведении, и по многообразию жанров (более 60 месс, 100 магнификатов, свыше 1000 мотетов, множество светских сочинений, которые, пожалуй, более всего прославили композитора и дали заслуженный повод современникам назвать его «князем музыкантов»). Окруженный почестями с юных лет, путешествуя по многим европейским странам и часто в них обосновываясь, О. Лассо глубоко вживался в национальную культуру того или иного народа. Эта редкая способность ярко выразилась в его многочисленных французских шансон (148), немецких песнях (94), итальянских вилланеллах и мадригалах (202).
В своих мессах О. Лассо в меньшей степени, чем итальянцы, подчинялся требованиям церкви. Хотя у него встречаются мессы на литургические темы (заупокойная «Рго defunctie» и праздничная «Perialli»), где он проявляет себя как пунктуальный нидерландец, большую часть этого наследия составляют мессы-пародии на мотеты, мадригалы, шансон, другие мессы. В этих случаях материал модели, изложенный в первом Kyrle, более свободно разрабатывается в последующих частях, Так, П. Вагнер в своей «Истории мессы» отмечает, что в мессе «Je пе mange point роге» течет подлинная кровь шансон. Есть мессы, в которых обнаруживаются смешанные источники — французская и немецкая песни, — такова «11 те ешШ» (иначе, cBeachaffenei Glflcb).

Включенные в настоящий сборник Kyrle из некоторых месс О. Лассо обращают на себя внимание структурой многоголосия, написанного в григорианских мелодических ладах с использованием различных контрапунктов (двойных, вертикально- к горизонтально-подвижных и т. д.), В большинстве приведенных образцов О, Лассо исходит из традиции caniui flrmui, помещая григорианский напев не только в теноре, но и в сопрано (качало «Ferlalla »ecunda»). Особенно интересным представляется стремление композитора к направленному развитию формы в ограниченных пределах небольших частей, которое выражается не только в традиционном варьировании основного напева во всех голосах, но и в нарастающем ритмическом дробления в юбиляциях-распевах слогов («Ferlalla»). Для стиля того многоголосия характерно также наличие элементов гармонии, особенно в кадаисовых построениях (обычно завершаемых мажорным трезвучием). Формирующаяся гармония проглядывает и в нередких обострениях вводнотоновости (mualca flcta), хроматизирующих диатоническую музыкальную ткань.
Самое крупное сочинение предлагаемого сборника — десятичастный псалом «Из глубины взываю» (Paalm 129, «De profundls clamavl»), шестой в собрании «7 покаянных псалмов» («Septem Paalmi poenlten-tlalea», 1664), о котором в официальном документе XVI века говорится: «Лассо выражает силу отдельных страстей изображая вещи так. что можно представить их себе перед глазами (...)», Находясь в тех же рамках строгого письма, что и Kyrle и Magnificat, Псалом обнаруживает большую свободу в хоровой «оркестровке». Основным тИпом хоровой фактуры здесь является 6-голосие при дивиэи теноровой партии. В этой фактуре написаны Nfc 1, 2, 3, б, 6, 9. Из остальных частей в 3-голосии написаны М 4 (альт, тенор II, бас), М 7 (сопрано, альт, тенор I); в 4-голосии написан Ni 8 (альт, тенор I, II, бас); наконец, венчает Псалом 8-голосный Nt 10 с дивизи сопрано и теиоров. Cantua flrmui (григорианская псалмодия) всюду помещен в тенор II, за исключением J* б (cantua flrmua в басу), ft в (в уеиоре 1), М» 7 (в сопрано), М 8-(в альте). В N* 2, 3 cantua flrmua дополнительно проведен в альте, наконец, в М 9 применена каноническая экспозиция основной интонации напева в нисходящем направлении (сопрано, тенор I, бас).

О. Лассо отдал дань жанру мотета в его нидерландской традиции, а также в многохорном венецианском стиле (8-, 12-голосный склад). В своих 6-голосных мотетах О. Лассо уже в полной мере обнаруживает гармоническую и ритмическую свободу, живую мелодическую декламацию, во многом предваряющую драматический речитативный стиль XVII века, Представленные в настоящем сборнике 2-, 4-, б-, б-голосные мотеты, по интонационному материалу находятся дальше от григорианской традиции (за исключением «Regina coell», где cantua Ilrmue проведен в басу); свобода ритмических группировок и разнообразные мелодические скачхн пронизывают все голоса, которые npi «том сохраняют интонационное единство, благодаря все тому же методу варьирования. Среди виртуозных мотетов выделяется лаконичное, напоминающее инвенции Баха, 2-голоснов дидактическое сочинение-вокализ, имеющее в некоторых изданиях подзаголовок Rlcercar. По свободе обращения с материалом н по форме подачи слова мотеты находятся между сочинениями на духовные и светские тексты. Последние представлены мадригалами и песнями.
О, Лассо начал свою композиторскую деятельность с сочинения книг итальянских мадригалов (с 1666 г.); оказавшись в ряду пионеров «того жанра. Разнообразный музыкальный язык мадригалов говорит о глубочайшем прочувствовании композитором замечательных стихов поэтов Ренессанса — Ариосто, Бембо, Тассо, Гуидиччони, и особенно —Петрарки, любимого поэта О. Лассо. Наряду со светской, влегичесхой стороной в поэзии Петрарки, О. Лассо привлекают н ее религиозные черты, этим 6-голосным мадригалам свойственна большая сдержанность в применении внешних колористических средств, высокий внутренний драматизм.

По словам биографа О. Лассо А. Зандбергера - «если бы Лассо родился пятьюдесятью годами позже, то он, разумеется, стал бы значительным оперным композитором. Недаром так часто верхние голоса у него приобретают декламационную рельефность». Эта декламационное» еще более выпукла в вилланеллах и моресках (комических танцевальных песнях), впитавших в себя мелодический неаполитанский стиль (подчеркивание квинты, верхнего голоса). Превосходно перелагая на музыку поэзию Дю Белле, Ронсара и других великих мастеров «Плеяды», композитор приобрел огромную славу во Франции и других странах. Несмотря на нередкое влияние итальянского диалога и мадригальных приемов, в шансон все же больше грациозности и изящества, присущих французскому духу. Блестящий юмор и шутка расцветают а этом жанре у О, Лассо особенно широко. Это позволяет использовать интересные драматургические приемы, такие, как соединение светского стиля с церковным («Выла одна монашка»).
Немецкую песню О. Лассо отличает с одной стороны влияние протестантского хорала и религиозных философских образов (Лютер), а с другой стороны — простота народно-бытовой тематики (Сакс). Обращение католика к протестантскому хоралу в пору религиозных смут и движения контрреформации середины XVI века весьма любопытно. Оба вероисповедания были «примирены гармонией Лассо», выражаясь словами его современника И. Заделера.
Под пером Лассо оформились основные музыкальные жанры его времени, их характерный язык, типы; творения Лассо продолжают жить как яркие памятники «той великой гуманистической апохи к до сих пор оказывают непосредственное эстетическое воздействие.
В конце сборника даны переводы светских текстов, за исключением непереводимых с неаполитанского диалекта текстов вилланелл к морески, изобилующих игрой слов, междометиями, восклицаниями, звукоподражаниями. В подтекстовках сохранен язык оригинала.
Н. Кузнецова

Missa Ferialis (Kyrie)
Missa Ferialis secunda (Kyrie I)
Missa Pro defunctis (Kyrie I)
Missa П me suffit de tour mes maulx
(Kyrie I)
Missa Je ne mange point pore (Kyrie)
Missa Puisque j'ai perdu (Et incarnates est)
Missa Entre vous filles de quinze ans
(Kyrie)
Magnificat
Septem Psalmi № 6 (Psalm 129. De prolundis poenitentiales clamavi)
Motetus Alme Deus
Motetus Sicut rosa
Motetus
Motetus Salve Regina
Motetus Angelus pastores.
Motetus Regina coeli
Madrigale Ardo, si, ma поп t'amo.
Madrigale La vita fugge
Madrigale Spesso in poveri alberghi.
Madrigale Prendi l'aurata lira
Villanelle Ad altre le voi dare
Villanelle O, occhi manza mia.
Moresca О Lucia (I parte).
Chanson Fuyons tous d'amour le jeu
Chanson Celebrons
Chanson Ce faux amour d'arc et de fleches s'arme
Chanson Bonjour mon coeur
Chanson Si vous n'estes
Chanson И estoit une religieuse
Chanson Le temps peut bien.
Lied Vatter unser
Lied Wohl kommt der Mai
Lied Ein Korbelmacher

Тексты светских произведений

 

Скачать ноты
Roland De Lassus
DIX CHANSONS POLYPHONIQUES

Paris 1953г.
(pdf, 2.24 Мб)

содержание:

 

Je l'aime bien
En espoir vis
Si du malheur vous aviez connaissance
J?ai cherche la science
Je suis quasi pret d'enrager
A ce matin
Monsieur l'abbe et monsieur son valet
De plusieurs choses Dieu nous garde
On doit le fer battre
Matona mia cara

 

Скачать ноты Скачать ноты -
два сборника (zip 8 Мб)