Посвящается 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина
Лирический альбом
часть II
Дуэты русских композиторов XIX века на стихи поэтов современников А.С.
Пушкина
составитель Л. Чустова
1998г.
(pdf, 5.29 Мб)
содержание:
От составителя.
Песни, романсы, дуэты - эти и другие жанры музыкально-поэтического творчества
были и остаются ничем не заменимой частью русской музыкальной культуры.
Они доступны самым широким кругам общества, равно волнуя и тех, кто равнодушен
к другим видам искусства, и людей, искушенных в поэзии и музыке.
Во второй части « Лирического альбома » представлены дуэты русских композиторов
XIX века, написанные на стихи поэтов-современников А.Пушкина: П.Вяземского,
А. Дельвига, Н. Грекова, А. Кольцова, А. Фета. Творчество
и литературная деятельность этих поэтов объединены между собой множеством
разнообразных связей. Это были люди одной исторической эпохи, испытавшие
на себе воздействие одних и тех же исторических событий, общественных
настроений и идей.
«.. Они родня по вдохновенью..» - эти слова А.Пушкина, в полной мере,
можно отнести и к композиторам той поры: А.Алябьеву, А.Варламову, А. Гурилеву и, конечно, М.Глинке.
« Поэзия и музыка не только родственны, но нераздельны. Все вековечные
поэтические произведения от пророков до Гете и Пушкина.. в сущности музыкальные
произведения - песни.. Ища воссоздать гармоническую правду, душа художника
сама приходит в соответствующий музыкальный строй. Нет музыкального настроения
- нет художественного произведения »(А.Фет).
Внутренняя близость художественного мировоззрения и основ стиля А.Пушкина
и М. Глинки очень ощутимы. Во всех своих произведениях М. Глинка оставался
верным пушкинской эстетике, где лирика, в равной мере, захватывает и силой
чувств, и прекрасной стройностью и ясностью мысли.
Будучи прекрасным исполнителем, М.Глинка делал переложения для дуэтов
не только собственных сочинений, но и романсов других авторов. В альбоме
представлены переложения романсов М.Яковлева и П.Федорова.
Общей чертой представленных дуэтов является лирический, преимущественно
элегический характер, приобретающий в отдельных сочинениях тот или иной
жанровый оттенок. Они поражают своей наивностью, безыскусностью, подчас
нарочитым пафосом и, конечно, необыкновенной пластичностью вокальной линии.
Все это имеет глубокие корни в русской народной музыкальной культуре,
на которой и выросла русская классическая вокальная музыка.
Исполняя дуэты, любители музицирования смогут познавать музыку практически,
овладевая ею и проникая в ее сущность, что поможет им пройти полезную
и приятную часть школы русского вокала.